г. Воронеж |
|
07 ноября 2014 г. |
Дело N А35-3057/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.11.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В. Протасова А.И. Миронцевой Н.Д. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Юго-Западный":
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: |
Медалазов К.Л., представитель по доверенности б/н от 09.01.2014;
Представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 11.08.2014 по делу N А35-3057/2014 (судья Суходольская Н.Е.) по заявлению открытого акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Юго-Западный" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (ОГРН 1044637042614, ИНН 4632048452) о признании недействительным сообщения от 12.02.2014 N01/212/2013-195 об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала "Юго-Западный" (далее - Общество, ОАО "Оборонэнерго") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра по Курской области, Управление, регистрирующий орган) о признании недействительным сообщения от 12.02.2014 N 01/212/2013-195 об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО "Оборонэнерго" на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 22,7 кв.м., с кадастровым номером 46:29:102040:7, асположенное по адресу: Российская Федерация, Курская область, г. Курск, ул. Карла Маркса, д. 73Д, и обязании Управления осуществить государственную регистрацию права собственности ОАО "Оборонэнерго" на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 22,7 кв.м., с кадастровым номером 46:29:102040:7, расположенное по адресу: Российская Федерация, Курская область, г. Курск, ул. Карла Маркса, д. 73Д.
Решение Арбитражного суда Курской области от 11.08.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, регистрирующий орган обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, Управление указывает, что:
- заявителем не были приставлены в регистрирующий орган документы, которые подтверждали бы факт возникновения ранее права хозяйственного ведения у ФГУП "28 ЭС ВМФ РФ" или ОАО "28 ЭС ВМФ РФ" на спорное имущество, или доказательства, которые бы свидетельствовали о приобретении этим обществом права хозяйственного ведения на спорное имущество по другим основаниям, когда не требовалась регистрация такого права на него в порядке, установленном статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ);
- заявитель не представил в материалы дела или же на обозрение суда документы, которые бы подтверждали факт хозяйственного ведения ФГУП "28 ЭС ФМФ РФ" спорным имуществом в порядке собственности или же в порядке хозяйственного ведения еще до принятия соответствующего решения государственным органом о его приватизации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ОАО "Оборонэнерго" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил суд решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило, о слушании дела извещено надлежащим образом.
В порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы и отзыв на нее, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
ОАО "Оборонэнерго" расположено по адресу: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, почтовый адрес: 117105, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 1, стр. 33, зарегистрировано в качестве юридического лица 30.04.2009, ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225.
Как следует из материалов дела, ОАО "Оборонэнерго" 24.12.2013 обратилось с заявлением в Управление Росреестра по Курской области о регистрации права собственности на недвижимое имущество ОАО "Оборонэнерго", а именно: нежилое здание площадью 22,7 кв.м., с кадастровым номером 46:29:102040:7, расположенное по адресу: Российская Федерация, Курская область, г. Курск, ул. Карла Маркса, д.73Д (далее - Объект недвижимости).
На указанный Объект недвижимости имеется кадастровый паспорт. Объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 46:29:102040:6.
О получении документов в книгу учета входящих документов N 46-46-01/212/2013 была внесена запись N195. Получение полного пакета документов подтверждается распиской Росреестра согласно записи в книге учета входящих документов N123.
Сообщением от 12.02.2014 N 01/212/2013-195 Управление Росреестра по Курской области уведомило ОАО "Оборонэнерго" об отказе в государственной регистрации права в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных праве хозяйственного ведения на Объект недвижимости за ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП "28 Электрическая сеть ВМФ"), праве собственности за ОАО "28 Электрическая сеть" не содержатся.
С заявлениями о государственной регистрации права хозяйственного ведения, права собственности на Объект недвижимости ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота", ОАО "28 Электрическая сеть", правопреемником которых является ОАО "Оборонэнерго", в Управление Росреестра по Курской области не обращались.
Общество, полагая, что отказ Управления противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд области, удовлетворяя заявление Общества, указал, что право хозяйственного ведения возникает у предприятия с момента передачи ему имущества собственником. При этом законодатель не устанавливает правовых последствий отсутствия государственной регистрации права хозяйственного ведения, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
Положениями части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствие с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из анализа изложенных норм права следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства, и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Право заинтересованного лица обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав закреплено пунктом 5 статьи 2, а также пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Управление Росреестра по Курской области является территориальным органом Росреестра, осуществляющим его функции на территории Курской области.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1, части 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
В абзаце 6 пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе таких документов указаны договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Пунктом 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного закона документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Статьей 13 Закона N 122-ФЗ установлено, что при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки и установление противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав перечислен в статье 20 Закона N 122-ФЗ. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа в регистрации права собственности спорного объекта недвижимости явилось отсутствие сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных праве хозяйственного ведения на Объект недвижимости за ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП "28 Электрическая сеть ВМФ"), праве собственности за ОАО "28 Электрическая сеть".
Судом области достоверно установлено, что Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1335 от 25.11.2009 "О закреплении недвижимого и движимого имущества в хозяйственное ведение ФГУП "28 Электрическая сеть ВМФ" прекращено право оперативного управления ФГКЭУ "Оренбургская КЭЧ района" на спорные объекты недвижимости, и спорное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП "28 Электрическая сеть ВМФ" (л.д. 15-18, т 1).
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1446 от 23.12.2009 "Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть ВМФ", ФГУП "28 Электрическая сеть ВМФ" преобразовано в ОАО "28 Электрическая сеть" и имущество, закрепленное за ФГУП "28 Электрическая сеть ВМФ", в том числе спорный Объект недвижимости, было передано по передаточному акту ОАО "28 Электрическая сеть" (л.д. 19-23, т. 1).
Согласно правовой позиции ВАС РФ, сформированной при рассмотрении аналогичного дела (определение от 26.03.2012 N ВАС-2773/12 по делу N А40-16189/11) отсутствие зарегистрированного права не является основанием для отказа в признании права собственности в случае, если имеются доказательства согласия собственника имущества на его передачу в уставный капитал в порядке приватизации.
Таким образом, отсутствие регистрации права собственности за Российской Федерацией не препятствует осуществлению акта приватизации, а переход права собственности к вновь созданному в порядке приватизации акционерному обществу и последующая регистрация такого права за обществом не ставятся в зависимость от регистрации права Российской Федерацией.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия.
В соответствие с пунктом 11 Постановления Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Так, материалами дела подтверждается, что имущество, закрепленное за ФГУП "28 Электрическая сеть ВМФ", было передано ОАО "28 Электрическая сеть" в соответствие с передаточным актом от 25.12.2009 (л.д. 24-40, т. 1).
В 2011 году внеочередным общим собранием акционеров ОАО "28 Электрическая сеть" принято решение о реорганизации ОАО "28 Электрическая сеть" в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго" (протокол от 08.06.2011 N 2).
В Единый государственный реестр юридических лиц 31.08.2011 внесена запись о прекращении деятельности ОАО "28 Электрическая сеть" путем реорганизации в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго".
Имущество ОАО "28 Электрическая сеть" передано ОАО "Оборонэнерго" в соответствие с передаточным актом от 09.06.2011 (л.д. 41-44, т. 1).
Пунктом 4 статьи 57 ГК РФ установлено, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 8, пункту 2 статьи 218 ГК РФ, пункту Постановления Пленумов Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22, право собственности на недвижмое имущество в случае реорганизации возникает с момента завершения реорганизации юридического лица.
Так, 31.08.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ОАО "28 Электрическая сеть" путем реорганизации в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго".
Таким образом, все имущество, права и обязанности, в том числе права на спорный Объект недвижимости ОАО "28 Электрическая сеть" перешли к ОАО "Оборонэнерго" в порядке универсального правопреемства.
При таких обстоятельствах, ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что заявителем не были приставлены в регистрирующий орган документы, которые подтверждали бы факт возникновения ранее права хозяйственного ведения у ФГУП "28 ЭС ВМФ РФ" или ОАО "28 ЭС ВМФ РФ" на спорное имущество, или доказательства, которые бы свидетельствовали о приобретении этим обществом права хозяйственного ведения на спорное имущество по другим основаниям, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку в силу вышеуказанных разъяснений государственная регистрация ранее возникшего права на приватизированный объект недвижимости, а также перехода права собственности на этот объект не требуется.
Довод регистрирующего органа относительно отсутствия документов, которые подтверждали бы факт хозяйственного ведения ФГУП "28 ЭС ФМФ РФ" спорным имуществом в порядке собственности или же в порядке хозяйственного ведения еще до принятия соответствующего решения государственным органом о его приватизации, также отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Таким образом, право хозяйственного ведения возникает у предприятия с момента передачи ему имущества собственником. При этом законодатель не устанавливает правовых последствий отсутствия государственной регистрации права хозяйственного ведения.
Факт передачи собственником спорного недвижимого имущества ФГУП "28 ЭС ФМФ РФ" подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, отказ Управления в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости правомерно признан судом области незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статья 71 АПК РФ, нормы материального права применены верно.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В рассматриваемом случае способом устранения допущенного Управлением Росреестра по Курской области нарушения прав и законных интересов заявителя является осуществление Управлением государственной регистрации права собственности ОАО "Оборонэнерго" на объект недвижимого имущества - нежилое здание, площадью 22,7 кв.м, кадастровый номер 46:29:102040:7, расположенное по адресу: Курская область, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 73Д, о чем имеется соответствующее указание в резолютивной части обжалуемого судебного решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы при подаче апелляционной жалобы освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о взыскании или возврате государственной пошлины судом не решается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 11.08.2014 по делу N А35-3057/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3057/2014
Истец: ОАО "Оборонэнерго" в лице филиала "Юго-Западный"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области