Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 12 ноября 2001 г. N КА-А40/6627-01
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 30 (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с закрытого акционерного общества "Фирма "Агросервис+" (далее - ЗАО "Фирма "Агросервис+") 22410 руб. штрафа за осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе ФСС России.
Решением от 03.09.2001 взыскано 2410 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением в части отказа в удовлетворении части исковых требований, истец подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель МРО ФСС России поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. ЗАО "Фирма "Агросервис+" извещено по известному суду адресу, не направило на заседание своего представителя.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя истца, проверив в порядке ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела и правильность применения норм права, суд кассационной инстанции нашел подлежащим частичной отмену состоявшегося по делу решение суда.
ЗАО "Фирма "Агросервис+", зарегистрированное МРП 11.08.97 в качестве юридического лица, 27.03.2001 подало заявления в МРО ФСС России (филиал N 30) о регистрации его в качестве страхователя. Решением от 25.05.2001 N 38 и N 38/1 орган социального страхования привлек вышеупомянутое общество к ответственности за осуществление деятельности без регистрации в исполнительном органе ФСС России в виде штрафа в сумме 20000 руб., составляющего 10% начисленных в пользу работников выплат, в период с 16.01.2000 по 15.04.2000, и к ответственности в виде штрафа в сумме 2410 руб., представляющего собой 20% начисленных в пользу работников выплат в период осуществления деятельности без регистрации с 16.04.2000 по 27.03.2001, т.е. более 90 дней.
В связи с неоплатой штрафа в добровольном порядке, МРО ФСС России обратилось в суд с иском о взыскании его в принудительном порядке. Свое исковое требование истец обосновал ссылкой на ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" и ст. 104 Налогового кодекса Российской Федерации.
Рассматривая спор, суд исходил из того, что федеральным законом органы ФСС России наделены правомочиями на привлечение плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение порядка регистрации в качестве страхователя на основании ст. 10 вышеназванного федерального закона в порядке, установленном ч. 1 названного Кодекса. При этом указал, что конструкция ст. 10 не допускает одновременного применения к одному правонарушению двух видов ответственности, поскольку один из них содержит квалифицирующие обстоятельства по отношению к другому - срок более 90 дней. Поскольку ответчик осуществлял деятельность без регистрации более 90 дней, суд посчитал правомерным наложение взыскания в сумме 2410 руб. Для взыскания остальной суммы штрафа суд не нашел оснований, посчитав, что это означало бы повторную ответственность за то же правонарушение.
Суд кассационной инстанции считает незаконным вывод суда, касающийся взыскания части штрафа.
Штрафные санкции наложены в 2001 году.
Правило о применении финансовых санкций к плательщикам страховых взносов за нарушение порядка регистрации в качестве страхователей в соответствии с ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации, закрепленное в ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", не воспроизведено в Федеральном законе "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год".
Статья 10 вышеупомянутого закона носит срочный характер и ее действие прекратилось в 2000 году.
При таких обстоятельствах орган ФСС России не вправе был на основании данной нормы закона привлекать общество к ответственности за осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе ФСС России.
В связи с чем решение суда, касающееся удовлетворения части исковых требований МРО ФСС России, подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм права. Во взыскании этой части штрафа также отказывается.
В остальной части принятое по делу решение является верным. Оснований для его отмены суд кассационной инстанции не усматривает.
Вопрос о повороте исполнения решения суда в части взыскания госпошлины подлежит разрешению в порядке ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при представлении ЗАО "Фирма "Агросервис+" доказательств поступления ее в бюджет.
Руководствуясь ст.ст. 171, 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2001 по делу N А40-25265/01-108-305 отменить в части, касающейся взыскания с ЗАО "Фирма "Агросервис+" 2410 руб. штрафа. В удовлетворении этой части исковых требований отказать.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 ноября 2001 г. N КА-А40/6627-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании