город Ростов-на-Дону |
|
12 ноября 2014 г. |
дело N А32-15497/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 31.10.2014 N 915-Супрунов А.В., паспорт; представитель по доверенности от 05.11.2014 N 917 Аджей Н.В., паспорт; представитель по доверенности от 15.01.0214 N 25-Серкин И.В., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2014 по делу N А32-15497/2014, принятое судьей Федькиным Л.О.,
по заявлению Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего профессионального образования "Армавирская государственная педагогическая академия"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество"
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Армавирская государственная педагогическая академия" (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решения от 01.04.04.2013 по делу N К-22/2014, предписания N 48 по делу N К-22/2014 от 01.04.2014.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что при совокупности материалов имеющихся в материалах дела ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия" по выбору способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс с ограниченным участием действовало правомерно. Документальных доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и не представлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что выбор способа - открытый конкурс с ограниченным участием в виду отсутствия дополнительных требований, установленных Правительством Российской Федерации к участникам закупки по предмету рассматриваемого конкурса, необоснован.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители учреждения в открытом судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, и просили оставить решения суда первой инстанции в силе, сославшись на законность и обоснованность судебного акта.
В судебное заседание заинтересованное и третье лицо представителей не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заказчиком ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение и документация открытого конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на выполнение "Ремонтно-восстановительные работы главного корпуса ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия", пострадавшего от пожара по ул. Р. Люксембург, 159 в г. Армавире Краснодарского края" (2 этап) (извещение N 0318100010014000001). Начальная (максимальная) цена контракта 21 000 000 рублей.
Общероссийская общественная организация содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" обратилась в антимонопольный орган (вх. от 25.03.2014) с жалобой на действия заказчика ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия" по открытому конкурсу с ограниченным участием; ссылается на нарушение заказчиком требований ч.2 ст.56, ч.1 ст.48, п.1) ч.1 ст.50, п.1) ч.1, ч.2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившихся в неправомерном выборе формы размещения заказа; указывал на отсутствие проектной документации.
ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия" предоставлена конкурсная документация: локально-сметный расчет на проведение реставрационных работ, локально-сметный расчет на проведение строительных работ, сводный сметный расчет. Данные локальные сметные расчеты, согласно позиции заявителя, дают полное представление о видах и объемах выполняемых работ, стоимости и количестве материалов.
Представителями ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия" даны пояснения о том, что в силу ч.2 ст.56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; здание, в котором размещен главный корпус ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия", указанный объект является объектом культурного наследия.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по результатам рассмотрения жалобы вынесено решение от 01.04.04.2013 по делу N К-22/2014 о признании жалобы Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" частично обоснованной; доводы жалобы в части неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс с ограниченным участием признаны обоснованными; в действиях заказчика - ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия" установлено нарушение ч.6 ст.31, ч.4 ст.56 Закона о контрактной системе.
01.04.2014 управлением, с учётом указанного решения антимонопольного органа, выдано предписание N 48 заказчику - ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия" - устранить нарушение ч.6 ст.31, ч.4 ст.56 Закона о контрактной системе путём аннулирования определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (извещение о проведении открытого конкурса с ограниченным участием N 0318100010014000001).
Не согласившись с действиями управления, учреждение обратилось в Арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Статья 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) определяет, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение, в том числе заказчиками, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частями 1 и 2 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Под конкурсом с ограниченным участием согласно части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Из пункта 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе следует, что проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из буквального содержания пункта 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе следует, что конкурс с ограниченным участием проводится при закупке товаров (услуг, работ), которые в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях указанного закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно распоряжению Комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) администрации Краснодарского края от 10.10.1995 N 14-р и охранному договору от 26.12.2007 N 202/2007 "Здание двухклассного городского Александровского училища, конец XIX- начало XX в.в.", в котором размещен главный корпус ФГБОУ ВПО "АГПА", по адресу: г. Армавир, ул. Розы Люксембург, 159, является объектом культурного наследия.
В соответствии с актом от 17.12.2007 N 100 (приложение к охранному договору от 26.12.2007 N 202/2007) рассматриваемый памятник истории и культуры, находящийся в пользовании Армавирского государственного педагогического университета, представляет собой "двухэтажное кирпичное здание "Г" - образное в плане. Здание построено в 1903. Главный фасад ориентирован на ул. Розы Люксембург, другой уличный фасад ориентирован на ул. Кирова. Здание является важным градоформирующим элементом исторического центра города. Состоит на государственной охране в соответствии с Распоряжением N 14-р от 10.10.1995.
Часть 2 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе" не содержит запрета для заказчиков на установление дополнительных требований к участникам конкурса с ограниченным участием.
Согласно ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" сохранение объекта культурного наследия в целях данного закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Из материалов дела усматривается, что 16.01.2013 комиссией в составе проректора по капитальному строительству и административно-хозяйственной деятельности ФГБОУ ВПО "АГПА" Осокина В.М., начальника отдела памятников архитектуры, истории и монументального искусства Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края Боровой М.Х., директора ООО "ДЕМстрой" Дудка Е.М., директора ООО "Армавиргражданпроект" Беляева Е.А. и директора ООО "Петрокстим" Петряева Г.Ф. составлен акт приемки работ по объекту культурного наследия "Здание двухклассного городского Александровского училища, конец XIX - начало XX в.", г.Армавир, ул. Р. Люксембург, 159.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ремонтно-восстановительные работы главного корпуса ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия", пострадавшего от пожара по ул. Р.Люксембург, 159 в г. Армавире Краснодарского края, направлены на сохранение и восстановление данного объекта культурного наследия.
Судом первой инстанции верно установлено, что представленная в дело совокупность документальных доказательств не позволяет сделать выводов, свидетельствующих об ином.
Факт того, что ремонтно-восстановительные работы главного корпуса ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия" относятся к ремонтно-реставрационным работам, направленным на сохранение объекта культурного наследия, подтверждается абзацами 2 и 4 подпункта 7.4 пункта 7 Рекомендаций по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Свод реставрационных правил СРП-2007.4.1. Часть 4.1), по смыслу которых обязательной частью реставрации объекта культурного наследия является разработка и осуществление ремонтно-реставрационных мероприятий. Ремонтно-реставрационные мероприятия должны включать реставрационные и ремонтно-восстановительные работы.
Согласно представленной в материалы дела конкурсной документации предметом проводимого конкурса являются "Ремонтно-восстановительные работы главного корпуса ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия", пострадавшего от пожара по ул. Р.Люксембург, 159 в г. Армавире Краснодарского края" 2 этап.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что рассматриваемые ремонтно-восстановительные работы, с учётом положений пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия", следует отнести к работам по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Таким образом, решение антимонопольного органа и выданное в соответствии с ним предписание не соответствуют закону, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2014 по делу N А32-15497/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15497/2014
Истец: Государсвенное общеобразовательное учреждение "Армавирский государственный педагогический университет", Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования "Армавирская государственная педагогическая академия"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Общероссийская общественная организация содействия защите прав граждан и безопасности "Безопасное Отечество", Общероссийская общественная организация содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество", УФАС по КК