город Ростов-на-Дону |
|
13 ноября 2014 г. |
дело N А32-6754/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаовым Т.Д.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представителя Лемеш Е.Н. по доверенности от 10.01.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.07.2014 по делу N А32-6754/2014
по заявлению Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница управления здравоохранения администрации муниципального образования город-курорт Анапа"
к Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения,
принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница управления здравоохранения администрации муниципального образования город-курорт Анапа" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании недействительным решения N 185 от 05.02.2014 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных учреждением в качестве выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 5 091 081 рублей 20 копеек
Решением суда от 29.07.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что у Фонда отсутствовали основания для отказа Учреждению в не принятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование в общей сумме 5 091 081 рублей 20 копеек.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Апеллянт настаивает на доводе о том, что Учреждение не представило подлинные документы, которые бы подтверждали наступление страховых случаев, а те документы, которые представлены в материалы дела не могут подтвердить правомерность и правильность исчисления пособий по временной нетрудоспособности. В связи с этим, Фонд полагает что у него имелись основания для непринятия к зачету расходов Учреждения, произведенных на цели обязательного социального страхования в заявленной сумме.
Учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Учреждение своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, дате и времени его проведения извещено надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без его участия.
В судебном заседании представитель Фонда доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил обжалуемое решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя Фонда, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 15.10.2013 по 06111.2013 Фондом была проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя - МБУЗ "Городская больница управления здравоохранения администрации муниципального образования город-курорт Анапа" за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам проверки составлены акты выездной проверки N 185, N 185 с/с от 09.01.2014 и вынесены решения:
- решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 185 от 05.02.2014, которым не приняты к зачету расходы, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ в сумме 5 101 343 руб. 91 коп. за проверяемый период 2010-2012 год., а так же предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 5 101 343 руб. 91 коп. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2014 по 31.03.2014;
- решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 05.02.2014 N 185, предусмотренной ч.1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212 -ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования", которым предложено уплатить недоимку по страховым взносам 147 939,00 руб., штраф 29 587,8 руб., пени 34 899,35 руб., внести исправления в документы бухгалтерского учета.
Причиной отказа в принятии к зачету расходов, произведенных страхователем - Учреждением, в размере 5 091 081 рублей 20 копеек, указано отсутствие документального подтверждения данных расходов, то есть учреждением, в нарушение п. 2.6. ст. 4.1. Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", не были представлены к проверке оригиналы листков нетрудоспособности за период с 1.01.2010 по 31.12.2010.
Таким образом, проверкой установлено, что согласно Федерального закона от 24.07.2009 N 212 -ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования расходы, произведенные страхователем на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые к зачету не являются обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не могут быть отнесены к выплатам уменьшающим базу для начисления страховых взносов, а значит подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях, вследствие чего, принято решение от 05.02.2014 N 185 о привлечении к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212 -ФЗ, предложено уплатить недоимку, штраф и пеню.
Не согласившись с данным решением Фонда, Учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о незаконности решения N 185 от 05.02.2014, которым Фонд отказал Учреждению в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" Учреждение является страхователем по обязательному социальному страхованию.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе, организации.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлено, что страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Исходя из пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Согласно статье 19 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
Из содержания части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ следует, что документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Частью 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Аналогичное положение закреплено также в Законе N 255-ФЗ, согласно которому страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (пункт 4 части 1 статьи 4.2 Закона).
В силу указанных норм расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности могут приниматься к зачету в случае, если имел место факт утраты трудоспособности (страховой случай) и данный факт документально подтвержден.
Согласно пункту 1 Приказа от 01.08.2007 N 514 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности) документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый застрахованным лицам при заболеваниях, связанных с временной потерей трудоспособности.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое решение незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из доказанности Учреждением наступления страховых случаев и несении страхователем соответствующих расходов на сумму 5 091 081 руб. 20 коп.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Учреждением на проверку были представлены сведения о выданных листках нетрудоспособности: с указанием их серий и номеров, фамилии, имени, отчества работников, копии расчетных листков сотрудников, копии корешков листков временной нетрудоспособности, информация полученная от лечебных учреждений, подтверждающая факт выдачи листка временной нетрудоспособности, карточки-справки формы N 417(лицевые счета сотрудников) за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, подтверждающие (доказывающие) наступление страховых случаев, правомерность назначения, правильность исчисления и выплаты пособий, несение страхователем соответствующих расходов.
Также суд установил, что не представление Учреждением оригиналов листков временной нетрудоспособности за период с 01.01.2010 - 31.12.2010 связано с их утратой в результате переезда в ходе реорганизации Учреждения в форме присоединения к нему МБУЗ "Родильный дом" в сентябре 2013 года.
В апелляционной жалобе Фонд утверждает, что копии листков нетрудоспособности и иные документы, которые представлены Учреждением в материалы дела не могут подтвердить правомерность и правильность исчисления пособий по временной нетрудоспособности, наступление страховых случаев.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию несостоятельной.
Дополнительно оценив обстоятельства дела и имеющиеся в деле документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Учреждение представило Фонду надлежащие доказательства наступления страховых случаев. Материалами дела подтверждается, что страховые случаи имели место быть, документы, имеющиеся в деле, позволяют определить период временной нетрудоспособности застрахованных лиц.
Ссылка Фонда на отсутствие подлинных листов нетрудоспособности в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку, отсутствие данных документов у Учреждения в рассматриваемом случае не влияет на вывод о наступлении страховых случаев, факт наличия которых подтвержден материалами дела. При этом суд учитывает, что действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача листков нетрудоспособности взамен утраченных.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Фонда отсутствовали основания для непринятия к зачету расходов Учреждения, произведенных на цели обязательного социального страхования в заявленной сумме.
При таких обстоятельствах, заявление Учреждения о признании недействительным оспариваемого решения подлежало удовлетворению. В этой связи, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба Фонда отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2014 по делу N А32-6754/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6754/2014
Истец: МБУЗ "Городская больница управления Здравоохранения Администрации МО г. к. Анапа", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА"
Ответчик: Государственное учреждение-Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования в лице Территориального филиала N15 по городу Анапа, ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования в лице Территориального филиала N15 по г. Анапа