Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 ноября 2001 г. N КА-А40/6541-01
Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Василиск ЛТД" о взыскании штрафа в размере 10 000 руб. за нарушение срока регистрации в исполнительном органе социального страхования РФ в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний более чем на 90 дней.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.08.2001 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2001 г. в иске отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами МРО ФСС РФ в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене в связи с тем, что судом нарушены нормы мкатериального права, а именно ст.ст. 8, 13, 34.1, 116 НК РФ, ст. 10 ФЗ N 24 "О бюджете Фонда социального страхования на 2000 г." от 02.01.2000 г., ст.ст. 4, 6, 17, 28 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 г. N 125.
Законность обжалуемых судебных актов Арбитражного суда г. Москвы проверена в кассационном порядке федеральным Арбитражным судом Московского округа. Оснований для их отмены не найдено.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Василиск ЛТД" решением Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 57 привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 10 000 рублей за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний более чем на 90 дней.
Отказывая в иске о взыскании штрафа, суд первой и апелляционной инстанции правильно исходил из того, что на момент совершения правонарушения Закон (ст. 10 Федерального закона "О бюджете фонда социального страхования РФ на 2000 год), предусматривающий административное наказание за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя, не действовал.
Федеральный закон "О бюджете фонда социального страхования на 2001 г." такой ответственности не предусматривает.
В силу п. 4 ст. 5 ч. 1 Налогового кодекса РФ, законодательные акты, устраняющие ответственность налогоплательщика, либо иным образом улучшающие их положение имеют обратную силу. Эта норма Закона согласуется с положениями ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации.
Выводы суда обоснованны.
Как усматривается из материалов дела, ответчик прошел регистрацию в Московской регистрационной палате 19 сентября 1997 года. Однако с заявлением о регистрации в качестве страхователя он обратился 03.06.2001 г., т.е. событие (правонарушение) имело место в 2001 году. Закона, предусматривающего ответственность за несвоевременную регистрацию в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2001 год принято не было.
Доводы жалобы, что ответчик подлежит ответственности по ст.ст. 8 и 10 Федерального закона "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации", нельзя признать правильными, поскольку ежегодно принимаемые Законы "О бюджете фонда социального страхования" носят срочный характер и действуют в тот период, на который они приняты.
Кроме того, в соответствии со ст. 11 Федерального Закона "О введении ч. II Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ "О налогах", взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с ФЗ от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно ст. 19 названного Закона в случае уклонения от регистрации у страховщика в качестве страхователя лица, занимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации с начислением пени в размере 0,5% суммы страхового взноса за каждый день просрочки.
При таких обстоятельствах выводы суда первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для привлечения ответчика к административной ответственности за несвоевременную постановку на учет в качестве страхователя, являются правильными.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 28.04.2001 г. и постановление от 27.09.2001 г. Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 ноября 2001 г. N КА-А40/6541-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании