г. Пермь |
|
18 ноября 2014 г. |
Дело N А60-23206/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
от истца Администрации Пышминского городского округа (ОГРН 1026601073993, ИНН 6649001382) - не явились,
от ответчика 1) Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), 2) Управления Федерального казначейства по Свердловской области (ОГРН 1036603493112, ИНН 6660006553) - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 августа 2014 года
по делу N А60-23206/2014
принятое судьей М.А. Севастьяновой
по иску Администрации Пышминского городского округа
к 1) Министерству финансов Российской Федерации, 2) Управлению Федерального казначейства по Свердловской области
о взыскании 534 800 руб.,
установил:
Администрация Пышминского городского округа обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации и к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области о взыскании расходов в размере 534 800 руб., связанных с приобретением жилья семье инвалида, и имеющей ребенка инвалида.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.08.2014 исковые требования, предъявленные к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации Пышминского городского округа взысканы расходы, связанные с выплатой денежных средств на приобретение жилья семье инвалида в размере 534 800 рублей. В удовлетворении требований к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления дополнительную обязанность по предоставлению жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, а только закрепляет особенности реализации их прав; обязанность должна быть возложена на Свердловскую область - за счет средств областного бюджета.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу Решением Пышминского районного суда Свердловской области от 28.11.2011 г. по делу N 2-273/2011 удовлетворены исковые требования прокурора Пышминского района, действующего в интересах Картвелишвили А.Г., Жур А.С. На администрацию Пышминского городского округа возложена обязанность, предоставить Картвелишвили А.Г., Жур А.С. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде квартиры, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенным в р.п. Пышма.
Во исполнение Решения Пышминского районного суда Свердловской области от 28.11.2013 г., на основании постановления администрации Пышминского городского округа от 03.06.2013 N 354 Картвелишвили А.Г., Жур А.С., предоставлено жилое помещение, общей площадью 30,4 кв.м., расположенное по адресу: Свердловская область, р.п. Пышма ул. Строителей, д. 15, кв.10.
Данная квартира приобретена администрацией Пышминского городского округа за 534 800 рублей в соответствии с распоряжением администрации Пышминского городского округа от 12.03.2013 N 335 "О проведении процедуры размещения муниципального заказа на приобретение в муниципальную собственность Пышминского городского округа жилого помещения для обеспечения жильем детей-инвалидов и членов их семей по договору социального найма".
05.06.2013 г. между Картвелишвили А.Г., Жур А.С., и МУП "Управляющая компания Служба Заказчика", действующим от имени администрации Пышминского городского округа, заключен договор социального найма жилого помещения N 1200, согласно которому однокомнатная квартира, общей площадью 30,4 кв.м., расположенная по адресу: Свердловская область, р.п. Пышма ул. Строителей, д. 15, кв.10, передана Картвелишвили А.Г., Жур А.С.
В соответствии с муниципальным контрактом от 23.04.2013 г. данная квартира приобретена на открытом аукционе за 534800 руб. с учетом средне - рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на вторичном рынке по р.п. Пышма, которая составляет 19 100 рублей в соответствии с постановлением администрации Пышминского городского округа 26.12.2012. N 829 "Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на территории Пышминского городского округа на 2013 год".
В результате предоставления, Картвелишвили А.Г., Жур А.С., указанной квартиры администрация Пышминского городского округа понесла убытки, в размере стоимости квартиры, которые ей никто не компенсировал.
Как указано в Решении Пышминского районного суда Свердловской области от 28.11.2011 г. Картвелишвили А.Г., Жур А.С., имеют право на жилищные льготы, в связи установленным тяжелым заболеванием Жур А.С.
Ссылаясь на то, что в результате предоставления Картвелишвили А.Г. и Жур А.С. указанной квартиры истец понес убытки, в размере стоимости квартиры, которые ему не компенсированы, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что понесенные расходы Администрации г. Перми относятся к расходным обязательствам Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления дополнительную обязанность по предоставлению жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, а только закрепляет особенности реализации их прав; обязанность должна быть возложена на Свердловскую область - за счет средств областного бюджета.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статей 7, 71 (пункты "в", "з"), 75 (часть 3), 114 (пункт "а" части 1) и 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 40 (часть 3) и 39 (часть 1).
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, было предусмотрено положениями статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
В отношении же инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, указанной выше статьей предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
По настоящему делу указанные лица были признаны нуждающимся в предоставлении жилья, и поставлены на соответствующий учет после 1 января 2005 года.
В части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно пункту 4 статьи 49 названного Кодекса категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 части 2 статьи 57, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Согласно части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно положениям статей 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Таким образом, данные положения предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Вместе с тем, отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных ст.57 Жилищного кодекса РФ, т.е. на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Учитывая, что право граждан на получение бесплатного жилья было провозглашено федеральным законом, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных норм права, при рассмотрении судом данных исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
Судом апелляционной инстанции установлено, что истец выполнил свою обязанность по предоставлению жилого помещения Картвелишвили А.Г., Жур А.С., однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий администрации не компенсировал.
Ответчиком не представлено доказательств того, что Российской Федерацией субъекту - Свердловской области или органу местного самоуправления в спорный период были выделены финансовые средства на реализацию вышеперечисленных полномочий.
Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация была вынуждена оплатить рыночную стоимость квартиры.
Таким образом, расходы, возникшие у муниципального образования в связи с исполнением решения суда общей юрисдикции, должны быть отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации.
С учетом изложенного, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правильно установил, что расходы, понесенные Администрацией в результате исполнения акта суда общей юрисдикции, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Доводы заявителя апе6лляционной жалобы о том, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления дополнительную обязанность по предоставлению жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, а только закрепляет особенности реализации их прав; обязанность должна быть возложена на Свердловскую область - за счет средств областного бюджета, отклоняются на основании вышеизложенного.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 августа 2014 года по делу N А60-23206/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-23206/2014
Истец: Администрация Пышминского городского округа
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Свердловской области
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по Свердловской области