г. Челябинск |
|
18 ноября 2014 г. |
Дело N А07-4362/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Баканова В.В., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива граждан "Региональные инвестиции" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.08.2014 по делу N А07-4362/2014 (судья Сакаева Л.А.).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области (далее - Управление Росприроднадзора по Рязанской области, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к кредитному потребительскому кооперативу граждан "Региональные инвестиции" (далее - КПКГ "Региональные инвестиции", кооператив) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 4 квартала 2010 года по 2 квартал 2011 года в общей сумме 14397,97 руб., из них 2879,59 руб. - в федеральный бюджет, 5759,19 руб. - в региональный бюджет и 5759,19 руб. - в местный бюджет.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 26.12.2013 заявление Управления принято к производству.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 19.02.2014 дело передано по подсудности в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.08.2014 заявленные требования удовлетворены, с кооператива взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду за период с 4 квартала 2010 года по 2 квартал 2011 года в сумме 14397,97 руб., а также в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 2000 руб.
КПКГ "Региональные инвестиции" с решением суда первой инстанции не согласился и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе кооператив, ссылаясь на письмо Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 17.01.1997 N 14-07/32 и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П, указывает на отсутствие у него, как у лица, осуществляющего на договорной основе размещение отходов на полигоне, обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. По мнению подателя апелляционной жалобы, такая обязанность имеется у лица, в результате деятельности которого образованы отходы - ООО "Облкоммунпроект". Указывает также на отсутствие фактической возможности предусмотреть в составе тарифа на оказание услуг по вывозу и размещению отходов размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку этот размер на момент утверждения тарифа не известен. Также полагает необоснованной ссылку суда первой инстанции на решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.06.2012 по делу N А54-4401/2012, так как это решение не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора. Помимо этого податель апелляционной жалобы указывает на пропуск заявителем срока исковой давности по части заявленных требований, о чем им заявлялось в суде первой инстанции.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу заявитель возражает против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, КПКГ "Региональные инвестиции" зарегистрировано в качестве юридического лица 22.05.1997, имеет основной государственный регистрационный номер 1026201256641 и на основании лицензии от 27.07.2012 серии 062 N 00074, выданной Федеральной службой в сфере природопользования взамен ранее действовавшей лицензии от 17.10.2008 N ОТ-03-003286 (62), осуществляет деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности на санкционированной свалке города Рязани (г. Рязань, 192 км (окружная дорога)) (л.д.36-79).
На основании заключенного с ООО "Облкомунпроект" (заказчик) договора от 01.01.2004 N 194 на размещение отходов (л.д.117-120) кооператив в период с 4 квартала 2010 года по 2 квартал 2011 года осуществлял возмездную деятельность по размещению на специализированном полигоне переданных заказчиком отходов производства и потребления, что подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО "Облкоммунпроект" и счетами-фактурами (л.д.96-116).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.06.2012 N А54-4401/2012 удовлетворены требования ООО "Облкоммунпроект" о признании незаконным бездействия Управления Росприроднадзора по Рязанской области, выразившегося в невозврате излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала 2009 года по 2 квартал 2011 года в сумме 44092,38 руб., и на Управление возложена обязанность возвратить указанную сумму платы ООО "Облкоммунпроект". В частности судом по итогам оценки в том числе сложившихся между ООО "Облкоммунпроект" и КПКГ "Региональные инвестиции" договорных отношений, сделан вывод о том, что ООО "Облкоммунпроект" не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем оплаченные им платежи подлежат возврату, как излишне уплаченные (л.д.121-126).
Получив указанный судебный акт, Управление Росприроднадзора по Рязанской области пришло к выводу о том, что обязанность по внесению платы несет специализированная организация, в связи с чем направило в адрес КПКГ "Региональные инвестиции" письмо от 13.08.2013, содержащее требование о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 18959,44 руб. в тридцатидневный срок с момента получения требования (л.д.127).
Неисполнение требования в установленный срок послужило основанием для обращения заявителем в суд с рассматриваемым заявлением. При этом по расчету Управления размер недоимки за период с 4 квартала 2010 года по 2 квартал 2011 года составил 14397,97 руб.
Обращение заявителя в суд состоялось 19.12.2013 (что следует из соответствующей входящей отметки Арбитражного суда Рязанской области на заявлении). В этой связи довод подателя апелляционной жалобы о пропуске заявителем установленного п.1 ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации общего трехгодичного срока исковой давности, представляется несостоятельным.
Позиция кооператива, основанная на мнении о необходимости исчисления указанного срока с момента поступления настоящего дела в соответствии с правилами подсудности в Арбитражный суд Республики Башкортостан, не может быть принята во внимание, как основанная на неверном толковании закона.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для начисления КПКГ "Региональные инвестиции" взыскиваемой суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Вывод суда первой инстанции является обоснованным.
Требования заявителя относятся к заявлениям о взыскании обязательных платежей, порядок рассмотрения которых определен Главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370", п.2 Перечня источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 (в редакции от 13.09.2010), Приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717", Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.10.2010 N 311, Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.02.2012 N 64, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользователей наделены бюджетными полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также полномочиями по проверке правильности, полноты и своевременности перечислений по платежам за негативное воздействие на окружающую среду и взысканию задолженности по таким платежам в бюджет.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344. Минприроды Российской Федерации 26.01.1993 утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.
В соответствии с указанными нормативными актами, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе за размещение отходов.
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в силу п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Из материалов дела следует, что КПКГ "Региональные инвестиции" в период с 4 квартала 2010 года по 2 квартал 2011 года на основании гражданско-правового договора осуществляло специализированную деятельность по размещению на полигоне ТБО твердых бытовых отходов I-IV класса опасности, образующихся в результате хозяйственной деятельности ООО "Облкоммунпроект". Именно с осуществлением указанной деятельности по размещению отходов заявитель связывает обязанность кооператива уплатить взыскиваемую сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В свою очередь КПКГ "Региональные инвестиции", не оспаривая факт осуществления указанной деятельности, полагает, что у него, как у организации, оказывающей услуги по размещению отходов, образующихся в результате деятельности иного лица, отсутствует установленная законом обязанность уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Оценивая указанные позиции сторон, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 10.12.2002 N 284-О, плата за негативной воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на окружающую среду.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
В силу п.4.4 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище и другое).
Статьей 12 Закона N 89-ФЗ определены требования к объектам размещения отходов. В частности к таким требованиям относятся: создание объектов размещения отходов на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
То есть деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной от 05.03.2013 N 5-П установлено, что с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора, могут - с тем, чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов. Однако, исходя из даты принятия Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления от 17.03.2009 N 14561/08, давшего указанное выше толкование закона, Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ст.16 Закона N 7-ФЗ в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому этим нормативным положениям в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, - они допускают взимание данного публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 году отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, заключая которые стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы.
В рассматриваемом случае плата за негативное воздействие на окружающую среду начислена заявителем в связи с осуществлением предприятием специализированной деятельности по размещению отходов на полигоне ТБО в 2010 и 2011 годах, что соответствует положениям ст.16 Закона N 7-ФЗ с учетом указанных выше разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, вывод о возникновении у КПКГ "Региональные инвестиции", как у специализированной организации обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности ООО "Облкоммунпроект", следует из содержания вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Рязанской области от 25.06.2012 по делу N А54-4401/2012. Податель апелляционной жалобы обоснованно ссылается на отсутствие у этого судебного акта преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора (ввиду несовпадения субъектного состава участников), однако, в силу общего принципа об обязательности судебных актов (ч.1 ст.16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) изложенная в указанном судебном акте позиция в части правовой оценки рассматриваемых правоотношений не может не учитываться при рассмотрении настоящего дела.
Отсутствие возможности предусмотреть размер платы за негативное воздействие на окружающую среду в составе утверждаемых в централизованном порядке тарифов на оказание услуг по размещению отходов, на что ссылается податель апелляционной жалобы, не является основанием для освобождения специализированной организации от внесения указанной платы, поскольку возможность применения при формировании договорных отношений с производителем отходов иных допустимых с точки зрения гражданского законодательства компенсационных механизмов не утрачена.
Таким образом, довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии у него обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с осуществлением рассматриваемой деятельности следует признать основанным на неверном толковании закона.
Произведенный заявителем расчет подлежащей взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду основан на отчетности ООО "Облкоммунпроект". Этот расчет проверен судом первой инстанции и признан правомерным. Каких-либо возражений в отношении этого вывода суда первой инстанции в апелляционной жалобе не содержится, а потому оснований для его переоценки не имеется.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об обоснованности требований заявителя следует признать соответствующим закону и основанным на материалах дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.08.2014 по делу N А07-4362/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива граждан "Региональные инвестиции" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Арямов |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-4362/2014
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ ГРАЖДАН "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ", ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КРЕДИТНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА ГРАЖДАН "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ" ШУЛДЯКОВА ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-714/15
27.11.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13891/15
23.09.2015 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-4362/14
20.04.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-714/15
18.11.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11365/14
12.08.2014 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-4362/14