г. Саратов |
|
21 ноября 2014 г. |
Дело N А12-21888/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - Волжский Волгоградской области (ИНН 3435110561, ОГРН 1043400050759, адрес местонахождения: 404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. XIX Партсъезда, д. 30)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 сентября 2014 года по делу N А12-21888/2014 (судья Романов С.П.)
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028, адрес местонахождения: 400001, г. Волгоград, ул. Козловская, 14)
к Комитету по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - Волжский Волгоградской области (ИНН 3435110561, ОГРН 1043400050759, адрес местонахождения: 404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. XIX Партсъезда, д. 30)
о признании ненормативного правового акта недействительным в части,
заинтересованное лицо: Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435110011, ОГРН 1023402008706, адрес местонахождения: 404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр-кт Ленина, 21),
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - не явился, извещен,
Комитета по обеспечению жизнедеятельности города - не явился, извещен,
Администрации - не явился, извещена,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконным пункта 3 предписания Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - Волжский Волгоградской области (далее - КЖД) от 12.04.2014 N 127-г/2014.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Администрация).
Решением от 10 сентября 2014 года Арбитражный суд Волгоградской области заявленные открытым акционерным обществом "Волгоградэнергосбыт" требования удовлетворил.
Суд признал незаконным пункт 3 предписания Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - Волжский Волгоградской области от 12.04.2014 N 127-г/2014.
КЖД не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ОАО "Волгоградэнергосбыт" отказать.
ОАО "Волгоградэнергосбыт" и Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ОАО "Волгоградэнергосбыт" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 80536 0 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание заявитель не обеспечил.
КЖД извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 80537 7 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание комитет не обеспечила.
Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 80538 4 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание Администрация не обеспечила.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22 октября 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по итогам проверки соблюдения ОАО "Волгоградэнергосбыт" требований жилищного законодательства и жалобы собственников помещений о порядке учета и начислении платы за поставляемую электроэнергию в многоквартирный жилой дом N 2 по улице Пионерской в городе Волжском Волгоградской области, результаты которой отражены в акте от 12.04.2014 N 127-г/2014, Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - Волжский Волгоградской области вынес в адрес Общества предписание от 12.04.2014 N 127-г/2014.
Пунктом 3 указанного предписания на Общество возложена обязанность в срок до 10.05.2014 прекратить проведение перерасчетов за общедомовые нужды по электроэнергии, в связи с изменением индивидуального потребления.
Не согласившись с выводами, содержащимися в пункте 3 предписания, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что неконкретизированный и немотивированный запрет ОАО "Волгоградэнергосбыт" производить перерасчет платы за общедомовые нужды нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункты 1 и 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание, принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пунктам 37, 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В ходе проверки КЖД установлено, что в декабре 2014 года ОАО "Волгоградэнергосбыт" произвело перерасчет размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды за предыдущий период.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для перерасчета послужило представление неверных показаний индивидуальных приборов учета либо непредставление показаний.
В акте проверки КЖД указал, что нарушение требований законодательства в результате неправомерных действий по перерасчету привело к обману потребителя.
В связи с этим, по итогам проверки КЖД пришел к выводу, что Правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрена возможность перерасчета платы за общедомовые нужды, на основании чего и выдал обществу оспариваемое предписание.
Суд первой инстанции правомерно признал названный вывод КЖД ошибочным, поскольку при расчете платы за общедомовые нужды подлежит учету объем коммунального ресурса, потребленный конкретным потребителем в квартире, оснащенной индивидуальным прибором учета.
Правила предоставления коммунальных услуг не содержат прямого запрета производить перерасчет платы за коммунальный ресурс, поставленный на общедомовые нужды, в случае изменения объемов потребления индивидуальных приборов учета в жилом помещении (квартире) и признания таких изменений ресурсоснабжающей организацией достоверными.
Доказательств отсутствия законных оснований для применения ОАО "Волгоградэнергосбыт" измененных показателей индивидуальных приборов учета электроэнергии административным органом в материалы дела не представлено.
Согласно подпункту "г" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю.
Таким образом, положения пунктов 31, 61 Правил предоставления коммунальных услуг предоставляют возможность ресурсоснабжающей организации (исполнителя) производить перерасчет в случае изменения показаний индивидуальных приборов учета при наличии предусмотренных законом оснований.
Вместе с тем, как следует из оспариваемого пункта предписания, КЖД пришел к выводу о невозможности проведения перерасчета платы на общедомовые нужды независимо от расчетного периода проведения перерасчета, оснований принятия измененных показаний.
Исходя из того, что первоначальный размер платы за электроэнергию, использованную на общедомовые нужды, исчислен Обществом в меньшем размере, чем после произведенного на основании достоверных, актуализированных показаний индивидуальных приборов учета, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводы о нарушении в рассматриваемом случае права заявителя на получение оплаты за предоставленную им коммунальную услугу.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, содержащиеся в предписании КЖД формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано. По смыслу действующего законодательства предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Предписание административного органа, целью которого является обязание лица совершить действия в целях устранения нарушений, должно быть исчерпывающим образом мотивировано, чтобы не вызвать сомнение в наличии выявленных нарушений и способу их устранения.
Вместе с тем, пункт 3 оспариваемого предписания содержит лишь категоричный вывод об отсутствии законных оснований для проведения перерасчета платы за общедомовые нужды без учета положений пунктов 31, 61 Правил предоставления коммунальных услуг, предусматривающих возможность проведения перерасчета.
В предписании не указаны основания, по которым Обществом не может быть произведен перерасчет платы за потребленные на общедомовые нужды коммунальные ресурсы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что формулировка оспариваемого пункта предписания не соответствует принципам конкретности и исполнимости предписаний контролирующего органа.
Суд апелляционной инстанции соглашает с выводом суда первой инстанции о том, что неконкретизированный и немотивированный запрет административного органа ОАО "Волгоградэнергосбыт" производить перерасчет платы за общедомовые нужды нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования ОАО "Волгоградэнергосбыт" о признании незаконным пункта 3 предписания Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - Волжский Волгоградской области от 12.04.2014 N 127-г/2014.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - Волжский Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 сентября 2014 года по делу N А12-21888/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21888/2014
Истец: ОАО "ВОЛГОГРАДЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области
Третье лицо: Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области, Администрация городского округа-город Волжский Волгоградской области