город Ростов-на-Дону |
|
20 ноября 2014 г. |
дело N А32-10595/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Г.А. Сурмаляна, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Костенковым Д.Н.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 11.11.2014 г. Овчинникова О.В., паспорт;
от третьего лица: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.07.2014 по делу N А32-10595/2014
по заявлению Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Специализированная психиатрическая больница N 4" Министерства здравоохранения Краснодарского края
при участии третьего лица Министерства здравоохранения Краснодарского края о возмещении ущерба
принятое судьей Березовской С.В.
УСТАНОВИЛ:
департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) обратился с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Специализированная психиатрическая больница N 4" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - учреждение) о взыскании 744 934 рублей ущерба и 14 544,84 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качества третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство здравоохранения Краснодарского края (далее - министерство).
Решением суда от 11.07.2014 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств наступает по нормам бюджетного законодательства, а не гражданского законодательства, следовательно, исковые требования департамента о взыскании неосновательного обогащения, регулируемого нормами гражданского законодательства, не подлежат удовлетворению. Положения ст. 395 ГК РФ, связанные с использованием чужих денежных средств, в данном случае также не подлежат применению, поскольку в соответствии с БК РФ проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ, не являются расходными бюджетными обязательствами, взыскание процентов является нарушением бюджетного законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что вывод суда о том, что департаментом заявлен иск о взыскании неосновательного обогащения, противоречит позиции департамента, изложенной в исковом заявлении, о том, что учреждением допущены нарушения норм регулирующих бюджетные правоотношения, а не необоснованное обогащение в результате нецелевого использования бюджетных средств.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик не согласился с доводами департамента, указав на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Департамент и министерство своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство проводится в их отсутствие.
В судебном заседании представитель учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, сославшись на законность принятого судом решения и приведённые в отзыве на апелляционную жалобу.
Протокольным определением суд приобщил к материалам дела предоставленные учреждением во исполнение определения суда от 16.10.14г. документы: трудовые договоры с сотрудниками, в отношении выплат по которым департаментом заявлен иск в настоящем деле; локальные акты, которыми предусмотрены выплаты компенсаций за работы в сельской местности, в том числе, работникам категорий "руководитель", "заместитель руководителя", "старшая медсестра", "заведующий отделением"; приказы, на основании которых вышеуказанные лица получали выплаты компенсационного характера за работу в сельской местности за рассматриваемый в деле период.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя учреждения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в январе 2014 года департаментом в рамках предоставленных полномочий по осуществлению государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств краевого бюджета проведена проверка учреждения в части использования средств краевого бюджета в форме субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий, выделенных ему министерством.
Проверкой выявлено, что учреждением в нарушение норм действующего законодательства в проверяемом периоде отдельным категориям работников, должности которых не относятся к категории "специалисты", в том числе: главному врачу, заместителю главного врача по медицинской части, заместителю главного врача по хозяйственной работе, заместителю главного врача по экономическим вопросам, заведующим отделениями: врачам-психиатрам, главной медицинской сестре, за счет средств краевого бюджета необоснованно произведены выплаты компенсационного характера за работу в сельской местности в общей сумме 744,934 тыс. руб., в том числе на заработную плату - 572,146 тыс. рублей, на уплату страховых взносов - 172,968 тыс.руб., из них: в 2012 году - 332,904 тыс.руб., в том числе на заработную плату -255,687 тыс.руб., на уплату страховых взносов -77,217 тыс.руб.; в 2013 году - 412,03 тыс.руб., в том числе на заработную плату -316,459 тыс.руб., на уплату страховых взносов - 95,571 тыс.руб. (акт проверки от 16.01.2014).
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 269.2, п. 3 ст. 270.2 БК РФ, по итогам проверки, в результате которой установлены нарушения бюджетного законодательства, выразившиеся в неправомерном расходовании средств краевого бюджета в сумме 744,934 тыс.руб., департаментом учреждению направлено предписание от 13.02.2014 N 56-111/14-12 об устранении нарушений бюджетного законодательства и о возмещении причиненного ущерба Краснодарскому краю в размере 744,934 тыс.руб.
Учреждением предписание департамента не исполнено, ущерб, нанесенный бюджету Краснодарского края в сумме 744,934 тыс. руб. не возмещен.
В связи с этим департамент обратился в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением о взыскании с учреждения 744 934 руб. ущерба и 14 544,84 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о том, что иск департамента не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Департамент, созданный в соответствии с Законом Краснодарского края от 07.06.2001 N 365-КЗ "О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края и системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края", уполномочен осуществлять в установленном порядке контроль за целевым и эффективным использованием средств краевого бюджета.
Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 17.02.2006 N 100 "О департаменте финансово-бюджетного надзора Краснодарского края" Департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять внутренний государственный финансовый контроль.
Источником финансирования деятельности учреждения являются средства краевого бюджета, выделяемые главным распорядителем средств краевого бюджета - министерством здравоохранения Краснодарского края в форме субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий.
Согласно нормам статей 269.2, 270.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, направляются объектам контроля представления и (или) предписания.
В силу норм части 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием понимается документ органа государственного финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба субъекту Российской Федерации.
Учреждение не исполнило предписания департамента от 13.02.2014 N 56-111/14-12 об устранении выявленных департаментом в ходе указанной проверки нарушений бюджетного законодательства и о возмещении причиненного ущерба Краснодарскому краю.
С учётом изложенного департамент обратился в суд с рассматриваемым иском в рамках предоставленных полномочий по осуществлению государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств краевого бюджета.
Суд апелляционной инстанции полагает заявленный иск не подлежащим удовлетворению ввиду того, что компенсационные выплаты, о взыскании которых с учреждения в качестве ущерба департаментом подан иск, установлены действующим законодательством, в связи с чем оснований для их возмещения в качестве ущерба, нанесенного краевому бюджету Краснодарского края, не имеется.
При этом суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Согласно материалам дела, департамент пришёл к выводу о том, что учреждение произвело в 2012, 2013 годах выплаты компенсационного характера за счёт средств краевого бюджета за работу в сельской местности в размере 25% к должностным окладам, ставкам заработной платы, сотрудникам учреждения, занимающих должности категории "руководители" (главному врачу, заместителю главного врача по медицинской части, заместителю главного врача по хозяйственной работе, заместителю главного врача по экономическим вопросам, заведующим отделениями: врачам-психиатрам, главной медицинской сестре) в нарушение требований ст. 144-145 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), п. 2.6 "Положения об установлении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края", утверждённого постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.11.2008 N 1152, п.4.1.4 "Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Краснодарского края", утверждённого постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.11.2008 N 1219, Положения по оплате труда Учреждения, так как такие компенсационные выплаты за работу в сельской местности положены только работникам, занимающим должности категории "специалисты" в соответствии с классификацией в соответствии с "Общероссийским классификатором занятий. ОК 010-93", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 298 и "Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37.
Дополнительно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не принимает приведённой выше позиции департамента ввиду следующего.
Статей 144 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными, нормативными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 145 ТК РФ оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, производится в порядке и размерах, которые определяются органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 6 ТК РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нормативные акты субъектов Российской Федерации, принятые по указанным вопросам, действуют на территории принявшего их субъекта (ч. 2 ст.13 ТК РФ).
Заключение трудового договора с руководителем Учреждения относится к компетенции учредителя (п. 6 ст. 9 Закона N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Законом Краснодарского края от 11.11.2008 N 1572-КЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края" (далее - закон N 1572-КЗ) предусмотрено введение отраслевой системы оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края, которая включает размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.11.2008 N 1152 "О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края" (далее - постановление N 1152) утверждено "Положение об установлении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края" (далее - Положение N 1152)
Согласно п.2.2. указанного Положения отраслевые системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Пунктом 2.6 данного Положения предусмотрено, что выплата за работу в сельской местности в размере 25 процентов к должностным окладам, ставкам заработной платы устанавливается только для работников, занимающих должности специалистов учреждений, работающих в сельской местности.
В соответствии постановлением N 1152 принято постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.11.2008 N 1219 "О введении отраслевой системы оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Краснодарского края" (далее - Постановление N 1219).
Данным Постановлением N 1219 утверждено "Положение об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Краснодарского края" (далее - Положение N 1219).
Согласно п. 1.3. названного Положения, оно предусматривает единые принципы формирования системы оплаты труда работников учреждений, включающие в себя размеры окладов, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера. Система оплаты труда работников устанавливается с учетом единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС).
Согласно п. 4.1. Положения N 1219 для работников учреждений могут устанавливаться выплаты компенсационного характера.
Пунктом 4.1.4. указанного Положения N 1219, на который ссылается департамент, в соответствии с п.1 Приложения N 2 установлено, что выплата к окладу (должностному окладу) специалистам, работающим в сельской местности, производится в размере 25 % к окладу.
В соответствии с "Общероссийским классификатором занятий. ОК 010-93", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 298 и "Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, должности: главный врач, заместитель главного врача, заведующий структурным подразделением (отделениями) - врач специалист, главная медицинская сестра, относятся к категории "руководители",
По мнению департамента, буквальное толкование приведённых выше положений п. 2.6 Положения N 1152 и п. 4.1.4 Положения N 1218 исключает назначение указанной выплаты компенсационного характера за работу в сельской местности работникам, чьи должности согласно ЕКС относятся к категории "руководители" - руководителю учреждения, его заместителям, заведующему отделением, главной медицинской сестре.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что при том департамент неправомерно не учёл положений раздела 3 Положения N 1219, регламентирующих порядок оплаты труда руководителя, его заместителей (директоров), главной медицинской сестры и главного бухгалтера.
Пунктом 3.10 данного раздела установлено, что с учётом условий труда руководителю учреждения, его заместителям (директорам), главной медицинской сестре и главному бухгалтеру устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 4 настоящего Положения.
В связи с этим установление данным категориям руководителей установленной п. 4.1.4 раздела 4 указанного Положения выплаты к окладу за работы в сельской местности произведено учреждением законно и в полном соответствии с нормами Положения N 1219.
В отношении заведующих отделениями суд апелляционной инстанции дополнительно учитывает, что, в отличие от иных должностей руководителей, в ЕКС относительно заведующих структурными подразделениями установлено, что они обозначаются как "врач-специалист" и к ним устанавливаются квалификационные требования в соответствии с требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке, стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Согласно "Общероссийскому классификатору занятий. ОК 010-93", утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 298, к специалистам в сфере здравоохранения относятся специалисты высшей квалификации и специалисты среднего уровня квалификации.
К специалистам высшей квалификации в области здравоохранения относятся врачи, фармацевты, специалисты-медики, занимающиеся проблемами питания, врачи-статистики, медицинские сестры.
К специалистам среднего уровня квалификации в сфере здравоохранения относится средний медицинский персонал, медицинский персонал по уходу и акушерству.
Все заведующие отделениями, в отношении которых департаментом сделан вывод неосновательном начислении им выплаты за работу в сельской местности, являются врачами-психиатрами, то есть, относятся к специалистам высшей квалификации в области здравоохранения.
С учётом этого учреждение правомерно установило им выплату за работу в сельской местности на основании положений п. 4.1.4 раздела 4 Положения N 1219.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующие обстоятельства.
Действительно, как на то ссылается департамент, в п.9 коллективного договора указано на то, что работающим в сельской местности специалистам к окладу (должностному окладу) устанавливается выплата в размере 25%.
Статей 144 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными, нормативными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, само по себе это обстоятельство не означает установления запрета на выплату такой же надбавки прочим работникам учреждения
Руководителю учреждения выплата компенсационного характера за работу в сельской местности в размере 25% с 1 января 2012 года установлена приказом руководителя Департамента здравоохранения Краснодарского края от 25.01.12г. N 146-Л, с 1 января 2013 года установлена приказом Министра здравоохранения Краснодарского края от 14.01.13г. N 7-Л.
Так же начисление данной выплаты руководителю учреждения установлено п. 4.2 заключённого с ним трудового договора, подписанного им 01.12.08г.
Заместителю главного врача по медицинской части, заместителю главного врача по хозяйственной работе, заместителю главного врача по экономическим вопросам, заведующим отделениями: врачам-психиатрам, главной медицинской сестре компенсационная выплата за работу в сельской местности в размере 25% трудовыми договорами с данными работниками (N 25 от 15.02.06г. в редакции изменений N 02 от 15.02.06г. (п. 1.4), N 03 от 16.01.07г. в редакции дополнительного соглашения N 73 от 01.11.10г. (п. 1.5), N 253 от 01.12.08г. в редакции дополнительного соглашения от 01.02.13г. (п. 4.1.2), N 222 от 01.12.08г., N 278 от 01.12.08г. (п. 4.1.2), N 281 от 01.12.08г. (п. 4.1.2), N 274 от 01.12.08г. (п. 4.1.2), N 287 от 01.12.08г. (п. 4.1.2), N 242 от 01.12.08г. (п. 4.1.2), N 261 от 30.12.13г. (п. 4.1.2), приказами о приёме на работу, тарификационными списками.
Данная выплата установлена на основании Положения N 1219.
В связи с изложенным, оценив в порядке статей 65, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что департаментом не подтвержден факт нанесения учреждением ущерба бюджету Краснодарского края в связи с соблюдением последним процедуры начисления компенсационных выплат, предусмотренной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.11.2008 N 1219.
При таких обстоятельствах заявленный департаментом иск не подлежал удовлетворению. В связи с этим решение суда первой инстанции, несмотря на несогласие суда апелляционной инстанции с приведённой в нём мотивировкой решения не подлежит отмене, поскольку суд первой инстанции так же отказал департаменту в удовлетворении иска. С учётом этого апелляционная жалоба департамента на решение суда отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2014 по делу N А32-10595/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10595/2014
Истец: Департамент финансово-бюджетного надзора КК, департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Специализированная психиатрическая больница N4" Министерства здравоохранения Краснодарского края, ГУЗ "Специализированная психиатрическая больница N4", министерство здавоохранения кк, специвлизированная психиатрическая больница N4
Третье лицо: Министерство здравоохранения Крансодарского края