город Ростов-на-Дону |
|
24 ноября 2014 г. |
дело N А32-37547/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клята Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен (отзыв)
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю: не явился, извещен (уведомление N 344002 79 49109 2)
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю: не явился, извещен в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12
от администрации муниципального образования город Сочи: не явился, извещен (уведомление N 344002 79 49104 7)
от департамента имущественных отношений Краснодарского края: не явился, извещен в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12
от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: не явился, извещен (уведомление N 344002 79 49108 5)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2014 по делу N А32-37547/2012 (судья Назыков А.Л.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кудепста" (ИНН 2320209100, ОГРН 1132366000249)
к ответчикам: Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: администрации муниципального образования город Сочи, департамента имущественных отношений Краснодарского края; территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Янтарный город" (далее - ЖСК "Янтарный город") обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по Краснодарскому краю) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401008:1252 площадью 90036 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, микрорайон Кудепста, земельный участок N 3, в размере 211 246 000 рублей; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" филиал по Краснодарскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401008:1252 площадью 90036 кв. м в размере 211 246 000 рублей.
Определением от 14.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация муниципального образования город Сочи.
Определением от 25.02.2013 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра" филиал по Краснодарскому краю.
ЖСК "Янтарный город" уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 площадью 90016 кв. м в размере рыночной стоимости 256 286 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2007, и внести указанную кадастровую стоимость в государственный кадастр недвижимости (т. 1, л.д. 118).
Заявление об уточнении исковых требований мотивировано тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1252 площадью 90036 кв. м снят с кадастрового учета в связи с его разделом на земельные участки с кадастровым номером 23:49:0401008:1475 и 23:49:0401008:1476 площадью 90 016 кв. м, участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1475 площадью 20 кв. м у истца был изъят.
Уточненные исковые требования судом приняты (т. 2, л.д. 57).
Определением от 31.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований на предмет спора, привлечены департамент имущественных отношений Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Определением от 23.01.2014 по делу назначено проведение судебной экспертизы для установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 по состоянию на 01.01.2011.
Истец уточнил исковые требования с учетом результатов экспертизы, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 равной рыночной в размере 226 611 675 рублей (т. 1, л.д. 64).
Определением от 18.04.2014 ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено.
Определением от 08.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ООО "Агрофирма "Кудепста".
ЖСК "Янтарный город" обратился с заявлением о замене его на ООО "Агрофирма "Кудепста", указав, что на основании договора о передаче прав и обязанностей арендатора земельного участка ООО "Агрофирма "Кудепста" является правопреемником ЖСК "Янтарный город", в ЕГРП в качестве арендатора земельного участка также значится ООО "Агрофирма "Кудепста".
Определением от 14.07.2014 ходатайство истца и ООО "Агрофирма "Кудепста" удовлетворено в соответствии со статьей 48 АПК РФ, истцом по делу в порядке процессуального правопреемства объявлено ООО "Агрофирма "Кудепста".
Решением от 03.10.2014 иск в уточненном размере удовлетворен. Суд первой инстанции принял во внимание представленное заключение экспертизы по определению рыночной стоимости участка. Суд пришел к выводу о наличии оснований для обязания ответчика внести рыночную стоимость спорного земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 03.10.2014. По мнению заявителя, представленное в материалы дела экспертное заключение не соответствует действующему законодательству.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по договору N 04-24/186С от 27.04.2006 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю предоставило ОАО "Агрофирма "Кудепста" в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 23:49:04 08 000:0012 по адресу: г. Сочи, Адлерский район, м-н Кудепста, участок N 3, для застройки микрорайона "Кудепста-3" и жилого комплекса, общей площадью 90 036 кв. м.
Договор заключен на срок с 27.04.2006 по 27.04.2055.
В соответствии с пунктом 4 договора арендная плата определяется на основании базовой ставки, коэффициента зональной дифференциации, коэффициента целевого использования, площади земельного участка.
Согласно пункту 4.3 договора размер ежегодной арендной платы может пересматриваться в связи с инфляцией и индексацией цен, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты РФ, Краснодарского края, органов местного самоуправления, либо изменения рыночной стоимости участка.
В соответствии с пунктом 6.1.3 арендатор вправе в пределах срока действия договора сдавать участок в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу без согласия собственника участка при условии его уведомления.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:04 08 000:0012 передан по акту приема-передачи от 27.04.2006.
Земельный участок был предоставлен в аренду на основании распоряжения Теруправления Росимущества по Краснодарскому краю от 22.03.2006 N 04-04/1123С "О переоформлении ОАО "Агрофирма "Кудепста" права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков в Адлерском и Хостинском районах города Сочи".
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество (т. 1, л.д. 14-18).
По договору N 3 от 07.07.2006 ОАО "Агрофирма "Кудепста" передало жилищно-строительному кооперативу "Гранит" права и обязанности по договору аренды земельного участка N 04-24/186С от 27.04.2006, заключенному между ОАО "Агрофирма "Кудепста" и Теруправлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:04 08 000:0012 площадью 90 036 кв. м. Договор зарегистрирован в ЕГРП 28.07.2006 (т. 1, л.д. 19-20).
По договору N 3/3 от 12.03.2007 жилищно-строительный кооператив "Гранит" передало жилищно-строительному кооперативу "Янтарный город" права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 23:49:04 08 000:0012 площадью 90 036 кв. м.
Договор зарегистрирован в ЕГРП 23.04.2007 (т. 1, л.д. 23-24).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от 06.06.2012 (т. 1, л.д. 9) номер 23:49:0408000:12 является учетным номером, предыдущим по отношению к кадастровому номеру 23:49:0401008:1252, адрес участка: г. Сочи, Адлерский район, м-н Кудепста, земельный участок N 3 (т. 1, л.д. 9).
В соответствии с кадастровым паспортом от 29.11.2012 N 2343/12/12-842174 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1252 относится к категории "земли населенных пунктов", предыдущий номер 23:49:0408000612, расположен по адресу: г. Сочи, Адлерский район, м-н Кудепста, земельный участок N 3. Площадь участка составляет 90 036 кв. м (т. 1, л.д. 10-13).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:04 08 000:0012 площадью 90 036 кв. м, предоставленный Теруправлением Росимущества в аренду ОАО "Агрофирма "Кудепста" и который впоследствии перешел к ЖСК "Янтарный город" в порядке перенайма, и земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1252 являются одним и тем же земельным участком.
Как следует из отзыва Управления Росреестра по Краснодарскому краю, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1252 площадью 90036 кв. м имеет статус "архивный" в связи с образованием земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0401008:1475 и 23:49:0401008:1476. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1252 снят с кадастрового учета 09.12.2012 (т. 1, л.д. 113-115).
Согласно кадастровому паспорту от 19.11.2012 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 площадью 90016 кв. м относится к землям населенных пунктов, предыдущий номер 23:49:0401008:1252.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 02.02.2012. Кадастровая стоимость земельного участка указана в кадастровом паспорте в размере 1 736 569 768,64 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 19 291,79 руб. /кв. м (т. 1, л.д. 154-157).
По договору от 01.11.2013 N 3/3/1 ЖСК "Янтарный город" передал ООО "Агрофирма "Кудепста" (ИНН 2320209100 ОГРН 1132366000249) права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 площадью 90 016 кв. м, возникшие на основании договора аренды земельного участка от 27.04.2006 N 04-24/186С.
Договор передачи прав и обязанностей арендатора от 01.11.2013 зарегистрирован в ЕГРП 21.11.2013 (т. 2, л.д. 133-134).
В соответствии с выпиской из ЕГРП от 01.04.2014 N 52/050/2014-442 последним на дату составления указанной выписки арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 площадью 90016 кв. м является ООО "Агрофирма "Кудепста", право аренды которого зарегистрировано 21.11.2013 на основании договора о передаче прав и обязанностей арендатора от 01.11.2013 N 3/3/1.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 находится в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, которое было зарегистрировано в ЕГРП 03.12.2012 (т. 1, л.д. 117-118).
В связи с перенаймом суд произвел замену стороны истца в порядке статьи 48 АПК РФ с ЖСК "Янтарный город" на ООО "Агрофирма "Кудепста".
В соответствии с отзывом ФГБУ "ФКП Росреестра" удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 площадью 90016 кв. м равен 19291,79 руб., что соответствует 1 группе удельных показателей в составе соответствующего вида использования, утвержденных приложением N 2 приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края", кадастровая стоимость участка составила 1736569768, 64 рубля (т. 2, л.д. 2-3).
Представлен также акт определения кадастровой стоимости земельных участков N 2349/1-0/12-189 от 27.01.2012, согласно которому удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка площадью 90016 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 23:49:04010008:1252, составляет 19291,79 руб. /кв. м, установлен на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1756 от 22.11.2011. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 01.02.2012 (т. 2, л.д. 4, 8). Аналогичная информация изложены и в отзыве Управления Росреестра по Краснодарскому краю, представленном в судебном заседании 14.07.2014.
Таким образом, из материалов дела, сформированных судом по состоянию на 14.08.2014, следует, что ООО "Агрофирма "Кудепста" является реестровым арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401008:1476, право аренды зарегистрировано в ЕГРП, арендная плата согласно условиям договора аренды от 27.04.2006 является регулируемой, кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края". Доказательств исчисления арендной платы не от кадастровой стоимости, а иным образом, в том числе от рыночной стоимости земельного участка, ни ответчики, ни третьи лица, включая администрацию г. Сочи, не представили.
Вместе с тем, как указал суд первой инстанции, стороны ни в судебном заседании 14.08.2014, ни ранее, несмотря на неоднократные отложения судебных заседаний, не сообщили арбитражному суду первой инстанции следующее.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А32-38806/2012 по иску администрации г. Сочи к ответчикам жилищно-строительному кооперативу "Янтарный город", обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кудепста", при участии третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, договор аренды N 4900770186 (предыдущий номер - N 04-24/186С) от 27 апреля 2006 года между муниципальным образованием город-курорт Сочи и обществом с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кудепста" (ИНН 2320209100, ОГРН 1132366000249) расторгнут.
Апелляционный суд указал, что в деле отсутствуют доказательства того, что в течение периода действия договора аренды кооперативом, агрофирмой, были совершения действия по выполнению изыскательских и проектных работ, действия по получению разрешений на строительства, а равно самого строительства в целях застройки микрорайона "Кудепста-3" и жилого комплекса.
Поскольку муниципальное образование город Сочи, передав спорный земельный участок в аренду в апреле 2006 году для застройки микрорайона "Кудепста-3" и жилого комплекса, было вправе рассчитывать на то, что в результате целевого использования земельного участка будет осуществляться общественно-полезная деятельность по удовлетворению жилищных прав граждан, постольку неиспользование земельного участка по данному назначению по состоянию на 2014 год свидетельствует о том, что арендодатель (муниципальное образование город Сочи) в значительной степени был лишен того, на что был вправе рассчитывать при заключении спорного договора аренды.
Данное обстоятельство позволяет оценить спорное нарушение права арендодателя в качестве существенного.
Материалами дела подтверждается существование основания расторжения спорного договора аренды земельного участка по требованию арендодателя, вытекающего из системной взаимосвязи пункта 5.1.5 договора, пункта 1 статьи 619 ГК РФ, подпунктов 4 пункта 2 статьи 46 ЗК РФ и пункта 9 статьи 22 ЗК РФ.
Тот факт, что согласно выписке из ЕГРП от 01 апреля 2014 года на день разрешения апелляционным судом по правилам, установленным АПК РФ для производства в суде первой инстанции, требования о расторжении спорного договора аренды права и обязанности арендатора по этому договору были переданы кооперативом агрофирме на основании договора о передаче прав и обязанностей от 1 ноября 2013 года, зарегистрированного 21 ноября 2013 года, не исключает применение санкции в виде расторжения спорного договора, поскольку в соответствии с выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 1 октября 2013 года N 3914/13 правовой позицией арендодатель не лишен возможности требовать расторжения договора аренды или уплаты арендных платежей и санкций в связи нарушениями, допущенными прежним арендатором вне зависимости от того, урегулирован ли данный вопрос в соглашении о замене стороны в обязательстве или нет, что соответствует статье 384 ГК РФ.
Поскольку на день разрешения апелляционным судом по правилам, установленным АПК РФ для производства в суде первой инстанции, требования о расторжении спорного договора аренды арендатором в спорном договоре является агрофирма, постольку иск в части данного требования удовлетворяется против агрофирмы. В иске в части данного требования к кооперативу, не являющемуся стороной в спорном договоре, надлежит отказать.
Информация об отмене или об изменении указанного постановления арбитражного апелляционного суда судом кассационной инстанции отсутствует.
Вместе с тем, постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции по указанному делу также установлено, что арендная плата за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 исчислялась от его кадастровой стоимости.
В указанном деле N А32-38806/2012 администрация г. Сочи обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к жилищно-строительному кооперативу "Янтарный город" о взыскании арендной платы за использование земельного участка в период с 07.11.2009 по 06.06.2013 и о расторжении договора аренды земельного участка от 27.04.2006.
Как установлено апелляционным судом в постановлении от 16.07.2014 по указанному делу, 27 апреля 2006 года между территориальным управлением (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Агрофирма "Кудепста" (ИНН 2317007739) (арендатор) был подписан договор N 04-24/186С о предоставлении в аренду находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 23:49:04 08 000:0012 общей площадью 90 036 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, участок N 3, в целях застройки микрорайона "Кудепста-3" и жилого комплекса.
Имущество передано арендатору по акту приема-передачи от 27 апреля 2006 года. 6 июля 2006 года договор был зарегистрирован в установленном законом порядке.
Договором N 3 от 7 июля 2006 года права и обязанности арендатора по спорному договору переданы жилищно-строительному кооперативу "Гранит". Данный договор зарегистрирован 28 июля 2007 года, что подтверждается отметкой регистрирующего органа на выражающем его содержание документе.
Договором N 3/3 от 12 марта 2007 года права и обязанности арендатора по спорному договору переданы кооперативу. Данный договор зарегистрирован 23 апреля 2007 года, что подтверждается отметкой регистрирующего органа на выражающем его содержание документе.
Согласно предоставленным Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю сведениям (исх. N 06166/01-12 от 30 мая 2014 года) в связи с уточнением границ кадастрового деления в соответствии с приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 13 августа 2007 года N 475-П кадастровый номер земельного участка 23:49:04 08 000:0012 изменен на 23:49:0401008:1252.
Распоряжением управления N 966-р от 4 сентября 2009 года право собственности на спорный земельный участок было передано муниципальному образованию город-курорт Сочи.
07 ноября 2009 года данное право было зарегистрировано в ЕГРП (свидетельство 23-АЖ N 463473). В связи со сменой собственника объекта аренды спорному договору аренды был присвоен номер 4900770186.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1252 разделен на два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1475 площадью 20 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 площадью 90 016 кв. м, что подтверждается выписками из кадастровых паспортов.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1475 площадью 20 кв. м был изъят для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта согласно соглашению N 1732-520-8 от 13 сентября 2012 года, заключенному между Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта и кооперативом.
Согласно пункту 2 данного соглашения прекращение права аренды кооператива на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1475 подлежит государственной регистрации. 23 ноября 2012 года к спорному договору было заключено дополнительное соглашение между муниципальным образованием город-курорт Сочи (в лице директора департамента имущественных отношений администрации) и кооперативом, которым зафиксирован новый субъектный состав спорного договора (арендодатель - муниципальное образование город-курорт Сочи), уточнен объект договора - земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 площадью 90 016 кв. м, а также внесены изменения в условия договора о размере и порядке уплаты арендной платы.
Из представленных выписок из ЕГРП N 01/109/2014-695 от 23 июня 2014 года, N 01/109/2014-696 от 24 июня 2014 года следует, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1475 площадью 20 кв. м зарегистрировано за муниципальным образованием город-курорт Сочи 3 декабря 2012 года, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 площадью 90 016 кв. м - за муниципальным образованием город-курорт Сочи 3 декабря 2012 года.
Таким образом, объектом аренды по спорному договору в период с 07 ноября 2009 года по 03 декабря 2012 года являлся земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401008:1252 площадью 90 036 кв. м, а с 4 декабря 2012 года по 6 июня 2013 года - земельный участком с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 площадью 90 016 кв. м.
Факт отсутствия подписанного сторонами соглашения о замене арендодателя - Российской Федерации на муниципальное образование город Сочи в связи со сменой собственника объекта аренды в период с 7 ноября 2009 года до 23 ноября 2012 года не свидетельствует о том, что последнее не являлось арендодателем в отношении спорного земельного участка в указанный период, поскольку согласно пункту 23 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 января 2002 года N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" при перемене собственника арендованного имущества независимо от того, ставился ли вопрос о переоформлении договора аренды, прежний собственник утрачивает, а новый приобретает право на получение доходов от сдачи имущества в аренду.
Таким образом, с переходом права собственности на земельный участок к муниципальному образованию город-курорт Сочи к последнему перешли права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка.
Таким образом, субъектами спорных правоотношений в период с 7 ноября 2009 года по 06 июня 2013 года являлись муниципальное образование город Сочи (арендодатель) и кооператив (арендатор).
Факт использования кооперативом земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401008:1252 площадью 90 036 кв. м в период с 7 ноября 2009 года по 3 декабря 2012 года и земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 площадью 90 016 кв. м - в период с 4 декабря 2012 года по 6 июня 2013 года кооперативом не оспаривается.
Принимая во внимание расторжение договора аренды N 4900770186 (предыдущий номер - N 04-24/186С) от 27 апреля 2006 года между муниципальным образованием город-курорт Сочи и обществом с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кудепста" (ИНН 2320209100 ОГРН 1132366000249) постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу N А32-38806/2012, арбитражный суд указал, что у ООО "Агрофирма "Кудепста" сохраняется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью, поскольку при расчете платы за фактическое использование земельного участка в отсутствие правового основания пользования им (неосновательного обогащения) применяется кадастровая стоимость земельного участка как база для определения такой платы, если учесть к тому же, что в соответствии с упомянутым постановлением апелляционного суда арендная плата за пользование земельным участком с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 рассчитывалась в виде процента от кадастровой стоимости. Постановлением апелляционного суда по упомянутому выше делу подтвержден факт использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 ООО "Агрофирма "Кудепста", возврат указанного земельного участка администрации г. Сочи апелляционным судом в постановлении от 16.07.2014 не предписан, факт такого возврата апелляционным судом в постановлении не констатирован.
Статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей определения размера платы за пользование землей, существенное расхождение данных о рыночной стоимости спорных земельных участков и их кадастровой стоимости нарушает права истца как арендатора, поскольку влечет за собой дополнительные расходы для истца.
Нарушенные права истца могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с представленным в материалы дела заключением эксперта А.В. Вронского N 219 от 28.02.2014 (ООО "Краснодарский центр судебных экспертиз"), выполненным на основании определения суда от 23.01.2014 о назначении судебной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401008:1476 площадью 90016 кв. м по состоянию на 01.01.2011 составляла 226 611 675 рублей (т. 2, л.д. 67-82).
Указанное экспертное заключение ответчиками, третьими лицами не оспорено, соответствует обычно предъявляемым к такого рода заключениям требованиям, достаточно полно и мотивированно для того, чтобы принять его в качестве доказательства.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011).
В силу статей 12 - 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" величина рыночной стоимости объекта недвижимости признается достоверной, если не доказано обратное.
Обязанность по доказыванию доводов и возражений в силу статьи 9 и части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на сторон.
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельного участка или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта заявителем жалобы не представлены.
Само по себе несогласие участвующих в деле лиц с результатами экспертизы не свидетельствует о ее недостоверности, неполноте либо неясности и не является основанием для проведения повторной либо дополнительной экспертизы.
Суд первой инстанции также указал, что с иском о приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с рыночной его стоимостью ЖСК "Янтарный город" обратился в арбитражный суд в декабре 2012 года. С учетом длительности рассмотрения настоящего дела суд принял во внимание правовые позиции Президиума ВАС РФ, изложенные в период до 22.07.2014 в постановлениях по вопросу приведения кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
Установив значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. В рамках настоящего дела заявитель жалобы выступает в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с чем, льгота по освобождению его от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, установленная выше указанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, на него не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2014 по делу N А32-37547/2012 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с администрации муниципального образования город Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) в доход федерального бюджета 2000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37547/2012
Истец: ЖСК "Янтарный город", ООО "АГРОФИРМА "КУДЕПСТА"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестр" по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи, Администрация МО г. Сочи, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, ДИО КК, ООО "Агрофирма "Кудепста", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ТУ Росимущества в КК, ФГБУ ФКП Росреестра по КК