город Воронеж |
|
18 ноября 2014 г. |
Дело N А08-3354/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение арбитражного суда Белгородской области от 01.09.2014 по делу N А08-3354/2014 (судья Полухин Р.О.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "СОАТЭ" (ОГРН 1023102366540, ИНН 3128037659) к государственному учреждению - Белгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Мазникова О.Л., начальник правового отдела по доверенности от 27.12.012 N 15-03/04/11821, выданной сроком на три года;
от закрытого акционерного общества "СОАТЭ": Лудцева Л.Г., начальника отдела внутреннего аудита по доверенности от 07.07.2014 N 227, выданной сроком до 31.12.2014; Перегубко В.Ю., представителя по доверенности от 24.03.2014 N 92,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Старооскольский завод автотракторного электрооборудования им. А.М. Мамонтова" (далее - общество "СОАТЭ", общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Белгородской области с заявлением к государственному учреждению - Белгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда социального страхования, фонд, страхователь) о признании незаконными решений филиала N 3 отделения Фонда социального страхования от 11.04.2014 N 13: "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Решением арбитражного суда Белгородской области от 04.09.2014 требования общества были удовлетворены, решения от 11.04.2014 N 13 признаны незаконными в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, отделение Фонда социального страхования обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы отделение Фонда социального страхования ссылается на нарушение судом области норм процессуального права, поскольку, по мнению страхователя, из буквального толкования положений статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) следует, что одновременно может быть обжалован только один ненормативный акт, в то время как в рассматриваемом деле судом одновременно рассмотрены два требования в отношении двух решений фонда, каждое из которых имеет свою правовую базу в виде Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ) и Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ, Закон N 125-ФЗ).
При этом, по мнению фонда, суд области при рассмотрении требований страхователя руководствовался лишь положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в то время как правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ, что не нашло отражения в обжалуемом судебном акте.
В обоснование апелляционной жалобы по существу фонд ссылается на то, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами на основании статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), а также дней сдачи крови работникам-донорам и предоставляемых в связи с этим дней отдыха на основании статьи 186 Трудового кодекса за дни сдачи крови, производится страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и, поскольку данные выплаты не поименованы в статьях 20.2 Закона N 125-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 348-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2011) и 9 Закона N 212-ФЗ, то они подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании статей 20.1 Закона N 125-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 348-ФЗ) и 7 Закона N 212-ФЗ как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений.
Общество "СОАТЭ" в представленном отзыве возразило против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда области законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Страхователь указывает, что спорные выплаты производятся им в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующего положения в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть вне рамок соглашения между работником или работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Также общество полагает, что процессуальное законодательство не содержит запрета на оспаривание двух и более решений государственного органа путем направления в суд одного заявления в порядке статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.
Как следует из материалов дела, фондом была проведена документальная выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом "СОАТЭ" страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой был составлен акт от 14.03.2014 N 13, рассмотрев который с учетом возражений общества, директором филиала N 3 отделения Фонда социального страхования было вынесено решение от 11.04.2014 N 13 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Указанным решением общество было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 10 747,73 руб. за неполную уплату сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование в результате занижения базы для их уплаты.
Кроме того, указанным решением страхователю были начислены пени по состоянию на 31.12.2013 в сумме 733,97 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 53 738,67 руб.
Также по результатам выездной документальной проверки общества "СОАТЭ" за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 был составлен акт от 14.03.2014 N 13 н/с по вопросу страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассмотрев который, директор филиала N 3 отделения Фонда социального страхования вынес решение от 11.04.2014 N 13 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Указанным решением общество "СОАТЭ" привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в сумме 2 593,69 руб., в также обществу предложено уплатить недоимку в сумме 12 968,47 руб. и пени в сумме 1 628,4 руб.
Основанием для принятия данных решений послужили выводы фонда о занижении страхователем базы для начисления страховых взносов вследствие необоснованного невключения в нее сумм среднего заработка, начисленного работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, работникам, имеющим детей-инвалидов, за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, а также материальной помощи, выплаченной работникам свыше 4 000 руб. на одного работника.
Полагая решения фонда от 11.04.2014 N 13 незаконными в части начисления страховых взносов с сумм среднего заработка, выплаченного работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, а также работникам, имеющим детей-инвалидов, за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, общество обратилось в арбитражный суд Белгородской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя решением от 04.09.2014 заявленные требования в части выплат работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, арбитражный суд Белгородской области исходил из того, что указанные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых и иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Соглашаясь с выводом суда области в указанной части, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (пункт 8 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
При этом статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу пункта 1 указанной статьи Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции 2011 года) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Одновременно статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ определены виды выплат, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В частности, к таким выплатам относятся указанные в пункте 1 части 1 статьи 9 названного Закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Закона виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением выплат, прямо указанных в данной норме.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом N 125-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 125-ФЗ обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), и в иных установленных названным Федеральным законом случаях путем предоставления застрахованному лицу в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Согласно статье 5 Федерального закона N 125-ФЗ страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, а также на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (добровольное страхование).
На основании статьи 20 Федерального закона N 125-ФЗ (пункт 1) средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, а также иных источников, перечисленных в названной норме.
При этом объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются, как это следует из пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Закона, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 названного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 20.2. Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (в действующей редакции) предусмотрено, что страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Из приведенных положений Федеральных законов N 125-ФЗ и N 212-ФЗ следует, что основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса, согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Взаимосвязанное толкование приведенной нормы и норм пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ и пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ позволяет сделать вывод, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из содержания статьи 129 Трудового кодекса следует, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
К мерам стимулирующего характера статья 191 Трудового кодекса относит предусмотренные в данной статье меры поощрения работодателем работников за добросовестное исполнение ими трудовых обязанностей - благодарность, премии, ценные подарки и т.п.
Понятие компенсаций определено в статья 164 Трудового кодекса, согласно которой под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Из статьи 132 Трудового кодекса следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Статьей 135 Трудового кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Также статья 164 Трудового кодекса содержит понятие гарантий, предоставляемых работникам. Под гарантиями названной нормой понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 Трудового кодекса.
Различие между гарантиями и компенсациями заключается в том, что гарантии, в отличие от компенсации, представляющей собой возмещение потраченных работником денежных средств, являются механизмом, обеспечивающим соблюдение прав работника, в том числе путем произведения работодателем определенных выплат вместо работника.
От мер стимулирующего характера гарантии отличаются тем, что они не обусловлены непосредственно характером и качеством выполняемой работником работы и не направлены на поощрение работника за результаты работы.
Из приведенных правовых норм и их толкования следует, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений.
Выплаты социального характера, основанные на законодательстве Российской Федерации, локальных нормативных актах, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, такие выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в силу иной правовой природы, чем выплаты, связанные с оплатой труда.
Статья 262 Трудового кодекса предусматривает, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за ребенком-инвалидом предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Выходные предоставляются по письменному заявлению и могут быть использованы одним из родителей либо разделены ими между собой по своему усмотрению. Каждый дополнительный выходной день оплачивается в размере среднего заработка, который устанавливается федеральными законами.
Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 296-АП и Фонда социального страхования Российской Федерации N 02-08/05-762П от 05.04.2002 "О дополнительных оплачиваемых выходных днях для ухода за детьми-инвалидами" разъяснено, что до принятия соответствующих федеральных законов, устанавливающих порядок и размер оплаты каждого дополнительного выходного дня, предоставляемая работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, производится за счет средств государственного социального страхования на основании положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (абзац 3 пункта 8 Положения) и пункта 10 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденных постановлением от 04.04.2000 N 26/34.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Пунктом 10 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденных постановлением от 04.04.2000 N 26/34 установлено, что оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми - инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 213-ФЗ с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами на основании статьей 262 Трудового кодекса (в редакции названного Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
С учетом изложенного, у фонда не имелось оснований для доначисления страхователю страховых взносов обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 12 891,79 руб., а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общей сложности в сумме 3 111,81 руб. на суммы выплат, производимых также за счет средств социального страхования.
В то же время, апелляционная коллегия не может согласиться с выводами суда области относительно начисления страховых взносов на оплату работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим выходные дни, так как при принятии решения в указанной части судом не учтены правовые позиции, сформулированные в постановлениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11 и от 13.05.2014 N 104/14.
В соответствии со статьей 186 Трудового кодекса в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.
При этом при сдаче крови и ее компонентов за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" предусмотрено, что работодатели, руководители организаций, должностные лица организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, обязаны предоставлять работникам и военнослужащим, сдавшим кровь и (или) ее компоненты, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации.
Из смысла содержания указанных норм следует, что в качестве компенсации за время отрыва от работы в связи со сдачей крови и ее компонентов работникам выплачивается средний заработок. В данной ситуации спорные выплаты производятся независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом, коллективном договорах или соглашении. Данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудовых отношений, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работника, однако, как указал Высший Арбитражный Суд в постановлениях от 13.09.2011 N 4922/11 и от 13.05.2014 N 104/14, указанные выплаты возможны только в рамках трудовых отношений между работником и работодателем и производятся за счет средств работодателя, что в силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ и части 1 статьи 20.1 закона N 125-ФЗ предполагает включение этих выплат в объект обложения страховыми взносами.
Таким образом, основываясь на толковании положений Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.1998 N 125-ФЗ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выплаты работнику средней заработной платы за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (пункт 2 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 25 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Аналогичная норма установлена пунктом 1 статья 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 348-ФЗ).
Так как в силу положений статьи 25 Закона N 212-ФЗ и статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ пени являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, то с учетом вывода суда об отсутствии оснований для начисления обществу "СОАТЭ" страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, также неправомерным является и начисление пеней в общей сумме 566,82 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов.
В то же время, поскольку судом апелляционной инстанции признано обоснованным начисление 40 846,88 руб. и 9 856,66 руб. страховых взносов на оплату среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха, также обоснованно и начисление пеней в сумме 557,89 руб. и 1 237,66 руб. соответственно за несвоевременную уплату указанных сумм.
Статьей 47 Федерального закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ее пунктом 1) предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов от несчастных случаев на производстве в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Так как материалами дела не доказаны факты неполной уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, равно как и страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с сумм выплат, произведенных работникам, имеющим детей-инвалидов, то при изложенных обстоятельствах у фонда отсутствовали основания для начисления обществу штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ - в сумме 2 578,36 руб., абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ - в сумме 622,36 руб.
Одновременно апелляционная коллегия полагает обоснованным привлечение общества "СОАТЭ" к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в сумме 8 169,37 руб. и по абзацу 5 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ в сумме 1 971,33 руб., поскольку отделением Фонда социального страхования доказан факт занижения базы для исчисления страховых взносов с сумм оплаты среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
В указанной связи решения филиала N 3 отделения Фонда социального страхования от 11.04.2014 N 13 "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" подлежат признанию недействительными в части начисления страховых взносов, пеней и финансовых санкций в отношении сумм среднего заработка, оплачиваемых за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом.
Рассматривая данное дело в указанной части, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение в данной части, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции в этой части.
В то же время, в части начисления страховых взносов на оплату среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха, а также начисления пеней и финансовых санкций решение суда области от 04.09.2014 по делу N А08-3354/2014 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Довод апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права, обосновываемый неправомерностью рассмотрения в одном производстве двух требований о признании незаконными двух самостоятельных ненормативных актов, отклоняется апелляционной коллегией как основанный на неверном толковании норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.
Такое же право предоставлено суду первой инстанции частями 2 и 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса с целью устранения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов.
Поскольку в рассматриваемом случае рассматриваемые судом требования имеют одну и ту же доказательную базу и сторонами в деле по обоим заявленным требованиям являются одни и те же лица, судом правомерно заявленные обществом "СОАТЭ" требования рассмотрены в одном производстве.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса органы государственных внебюджетных фондов, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить частично.
Решение арбитражного суда Белгородской области от 04.09.2014 по делу N А08-3354/2014 отменить в части удовлетворения требований закрытого акционерного общества "СОАТЭ" о признании недействительными решений филиала N 3 государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 11.04.2014 N 13
- "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренного абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" - в части доначисления страховых взносов в сумме 9 856,66 руб., пени в сумме 1 237,66 руб., штрафа в сумме 1 971,33 руб.,
- "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд соц. страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" - в части доначисления страховых взносов в сумме 40 846,88 руб., пени в сумме 557,89 руб., штрафа в сумме 8 169,37 руб.
Отказать закрытому акционерному обществу "СОАТЭ" в удовлетворении требований в указанной части.
В остальной части решение арбитражного суда Белгородской области от 01.09.2014 по делу N А08-3354/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-3354/2014
Истец: ООО "Торговый дом "СОАТЭ"
Ответчик: ГУ- Белгородское региональное отделение ФСС РФ (филиал N3)