г. Тула |
|
25 ноября 2014 г. |
Дело N А68-1424/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.11.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии представителей истца - министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (г. Тула, ОГРН 1077107000596, ИНН 7107099179) - Брусенцовой Е.Н. (доверенность от 03.10.2014 N 28) и представителей ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "Тульские пассажирские перевозки" (г. Тула, ОГРН 1087154010008, ИНН 7107506233) - Рыбца М.М. (доверенность от 04.03.2014), Ревина В.В. (доверенность от 04.02.2014), в отсутствие представителей третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.06.2014 по делу N А68-1424/2014 (судья Андреева Е.В.), установил следующее.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "Тульские пассажирские перевозки" (далее - ООО "Автотранспортное предприятие "Тульские пассажирские перевозки", общество, ООО АП "ТПП") об обязании прекратить заниматься деятельностью по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту N 263 "Алексин а/в - Тула а/в" до заключения договора с заявителем на спорный маршрут.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.06.2014 министерству транспорта и дорожного хозяйства Тульской области в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием в материалах дела надлежащих доказательств, подтверждающих опасность осуществления ответчиком перевозок пассажиров и багажа и создание им угрозы причинения вреда в будущем. Суд также отметил, что сам по себе факт наличия в пользовании или в собственности лица транспортных средств для перевозки пассажиров, багажа и действующей лицензии на перевозку не может свидетельствовать о вероятности причинения вреда при их эксплуатации в будущем (вредоносность деятельности).
В апелляционной жалобе министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что судом первой инстанции необоснованно не приняты в качестве доказательств осуществления деятельности перевозчика рапорты, составленные Управлением государственного автодорожного надзора по Тульской области на основании приказа от 08.01.2014 N 01/07. Апеллянт отмечает, что факт неосуществления деятельности в настоящий момент не исключает возможность осуществления обществом деятельности после принятия судом решения и, как следствие, причинения вреда в будущем.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Автотранспортное предприятие "Тульские пассажирские перевозки", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ООО "Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, по результатам конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области без предоставления льгот по проезду, в том числе по маршруту N 263 "Алексин (автовокзал) - Тула (автовокзал)" (лот N 3), проведенного министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, на основании протокола от 24.04.2012 министерством с победителем конкурса - ООО "Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие" заключен договор об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по указанному маршруту от 10.05.2012 N 22-01-30/07-12.
Срок действия договора: с 11.05.2012 по 11.05.2017 (пункт 7.1 договора).
В силу пункта 1.1 договора, приложения N 1 к нему перевозчик принимает на себя обязательства по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области путем осуществления 110 рейсов, используя всего 23 автобуса (5 - вместимостью 21 - 50 мест, 18 - вместимостью до 21 места).
Согласно реестру маршрутов, размещенному на официальном сайте министерства по адресу: http://transport.tularegion.ru/transp/reestr/), маршрут N 263 "Алексин - Тула" открыт 29.11.2007, переименован в маршрут N 263 "Алексин а/в - Тула а/в" на основании приказа Минтранса Тульской области от 06.09.2012 N 76.
ООО "Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие" имеет паспорт автобусного маршрута N 263 "Алексин (а/в) - Тула (а/в)", который внесен в реестр маршрутов 06.09.2012 N 81.
На основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области от 08.01.2014 N 01/07, во исполнение плана совместных мероприятий министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, управлением осуществлена внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что на маршруте N 263 "Алексин - Тула" осуществляет пассажирские перевозки ООО "Автотранспортное предприятие "Тульские пассажирские перевозки", имеющее лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), используя транспортные средства "ФОРД", "IVECO" с государственным регистрационным знаком: Р 753 ЕВ 71, Р 508 РР 71, Р 450 НР 71, о чем составлены рапорты от 16.01.2014 N 49, от 22.01.2014 N 58, от 30.01.2014 N 75.
Полагая, что ООО АП "ТПП" оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа на межмуниципальном маршруте Тульской области с нарушением закона, устанавливающего специальные требования к перевозчику, без заключения с уполномоченным органом договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, чем создает потенциальную опасность причинения вреда в будущем для неопределенного круга лиц, министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований является правильным исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Отношения по организации пассажирских перевозок на территории Тульской области регулируются Законом Тульской области от 24.07.2006 N 728-ЗТО "Об организации обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области" (далее по тексту - Закон N 728-ЗТО).
В силу пункта 1 статьи 3-1 Закона N 728-ЗТО привлечение перевозчиков к выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах осуществляется на основании договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах, заключаемого перевозчиком с уполномоченным органом по результатам конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 728-ЗТО организация транспортного обслуживания населения на пригородных и межмуниципальных маршрутах включает, в частности, отбор перевозчиков для работы на маршрутах регулярных перевозок в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и нормативными правовыми актами администрации Тульской области и осуществление контроля за работой перевозчиков по соблюдению ими установленных норм и правил.
Пунктом 4 статьи 5 Закона N 728-ФЗ определено, что перевозчики допускаются к выполнению регулярных перевозок после заключения договоров с уполномоченным органом.
Постановлением администрации Тульской области от 03.08.2007 N 409 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Тульской области" утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения на территории Тульской области (далее по тексту - Правила транспортного обслуживания).
Постановлением администрации Тульской области от 09.02.2009 N 51 утвержден Порядок проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных
перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области (далее по тексту - Порядок проведения конкурса), организатором которого является Департамент транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (статья 3 раздела I Порядка проведения конкурса).
Судом первой инстанции сделано обоснованное заключение о том, что заключение договоров на выполнение пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам производится на конкурсной основе в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.
Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений на участие в нем.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что осуществление деятельности по пассажирским перевозкам в отсутствие заключенного с уполномоченным органом договора является нарушением требований закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимися этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.
Как усматривается из материалов дела, исковые требования мотивированы министерством тем, что ООО "Автотранспортное предприятие "Тульские пассажирские перевозки" незаконно осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршруту N 263 "Алексин а/в - Тула а/в", чем создает потенциальную опасность причинения вреда в будущем для неопределенного круга лиц.
Право заинтересованному лицу обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинен вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем, предоставлено статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с диспозицией пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя доказывания возможности причинения вреда в будущем, противоправность поведения причинителя вреда, и необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда, лежит на заявителе.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что на основании приказа Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области от 08.01.2014 N 01/07, во исполнение плана совместных мероприятий министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, управлением осуществлена внеплановая проверка, в ходе которой выявлено, что на маршруте N 263 "Алексин - Тула" осуществляет пассажирские перевозки ООО "Автотранспортное предприятие "Тульские пассажирские перевозки", имеющее лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), используя транспортные средства "ФОРД", "IVECO" с государственным регистрационным знаком: Р 753 ЕВ 71, Р 508 РР 71, Р 450 НР 71, о чем свидетельствуют составленные в ходе проверки рапорты от 16.01.2014 N 49; от 22.01.2014 N 58; от 30.01.2014 N 75.
Факт осуществления пассажирских перевозок по маршруту N 263 "Алексин а/в - Тула а/в", в числе прочего, подтверждается заявлением общества, адресованным УГАДН по Тульской области, от 26.02.2014 исх. N 245 о выведении из базы транспортных средств, в частности, "ФОРД", "IVECO" с государственным регистрационным знаком: Р 753 ЕВ 71, Р 508 РР 71, Р 450 НР 71, мотивированным прекращением пассажирских перевозок по маршруту "Тула - Алексин".
При этом судебной коллегией учитывается, что доказательств, подтверждающих использование обществом указанного маршрута на законных оснований, им в материалы дела не представлено.
В то же время предъявление требования о признании незаконными действий и запрещении деятельности, которая фактически не осуществляется, не соответствует положениям статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании указанного заявления ООО "АП "ТПП" упомянутые транспортные средства, которые использовались им по спорному маршруту, выведены из базы данных ООО "АП "ТПП", что следует из письма УГАДН по Тульской области от 04.06.2014 N 1679/05.
Кроме того, обществом в материалы дела представлены соглашения о расторжении договоров аренды указанных транспортных средств от 24.02.2014.
Доказательств того, что общество продолжает осуществлять перевозки по маршруту N 263 "Алексин а/в - Тула а/в" истцом в материалы дела не представлено.
Довод истца о возможности осуществления ответчиком такой деятельности в будущем носит предположительный характер и не подтвержден надлежащими доказательствами.
Ссылка министерства в обоснование своей позиции на наличие в базе данных ООО "АП "ТПП" иных транспортных средств, судебной коллегией отклоняется, поскольку, как следует из письменных пояснений общества и представленных им в материалы дела договоров от 20.12.2011 N К/24, от 20.12.2011 N К/50, от 20.12.2011 N К/1-Т, ООО "АП "ТПП" использует их для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам общего пользования N 1-Т, N 50, N 24. В частности, из приложения N 1 к договору от 20.12.2011 N К/24 следует, что плановое количество транспортных средств для обслуживания пассажиров по данному маршруту - 50, резервное количество - 26; из приложения N 1 к договору от 20.12.2011 N К/50 усматривается, что плановое количество транспортных средств для обслуживания пассажиров по данному маршруту - 30, резервное количество - 10; из приложения N 1 к договору от 20.12.2011 N К/1-Т следует, что плановое количество транспортных средств для обслуживания пассажиров по данному маршруту - 10; резервное количество - 5. Иное министерством не доказано.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что представленные УГАДН по Тульской области по запросу Двадцатого арбитражного апелляционного суда сведения о транспортных средствах, имеющихся в базе данных ООО "АП "ТПП", имеют неточности, поскольку несмотря на то, что согласно письму управления от 04.06.2014 N 1679/05 спорные транспортные средства выведены из базы данных, однако согласно сведениям, представленным управлением суду, они значатся в базе.
В ответ на письмо суда апелляционной инстанции от 30.10.2014 о необходимости представить в адрес суда пояснения о причинах расхождения между сведениями из реестра о транспортных средствах Р450НР71, Р508РР71 и Р753ЕВ71, указанными УГАДН по Тульской области в ответе ООО "Автотранспортное предприятие "Тульские пассажирские перевозки" от 04.06.2014 N 1579/05, и сведениями, полученными судом апелляционной инстанции по запросу на основании определения Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 (ответ от 22.10.2014 N 3136/05), управлением пояснено, что причина расхождения заключается в техническом сбое программного обеспечения.
Также управлением указано, что поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек" не предусматривает такое понятие как "лицензионная карточка", то и необходимость в предоставлении перевозчиком дополнительно списка транспортных средств не предусмотрена.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал министерству в удовлетворении исковых требований.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 27.06.2014 по делу N А68-1424/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-1424/2014
Истец: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области
Ответчик: ООО "Автотранспортное предприятие "Тульские пассажирские перевозки"
Третье лицо: ООО "Алексинское пассажирское автотранспортное предприятие", Управление государственного аводорожного надзора по Тульской области