Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 февраля 2015 г. N Ф05-479/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
25 ноября 2014 г. |
Дело N А40-12814/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
Секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г.Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.2014 по делу N А40-12814/2014, принятое судьей Денискиной Е.Г. (49-108)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Траст" (ОГРН 1097746680822)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
3-и лица: 1. ДГИ г.Москвы; 2. ГУП "МосГорБТИ"; 3. ФГБУ "ФКП Росреестра"; 4. ООО "Специальный Депозитарий "Депо-Плаза"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Савченко Л.В. по дов. N 6 от 24.12.2013; |
от ответчика: |
Штарк Н.Г. по дов. от 30.12.2013; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.09.2014, принятому по настоящему делу, признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве, регистрирующий орган) от 04.11.2013 N 14/066/2013-43 об отказе ООО "Альфа Траст" (Общество, заявитель) в государственной регистрации дополнительного соглашения от 31.07.2013 к договору аренды от 14.05.2007 N М-01-033105 на земельный участок, расположенный по адресу: Москва, ул. Радио, вл. 22 (кадастровый номер 77:01:0003006:4339).
На Управление Росреестра по Москве возложена обязанность произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения от 31.07.2013 к договору аренды от 14.05.2007 N М-01-033105 на земельный участок, имеющий адресный ориентир: Москва, ул. Радио, вл. 22 (кадастровый номер 7:01:0003006:4339).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что решение суда не соответствует действующему законодательству, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, а представитель заявителя возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанных мнений лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.08.2013 ООО "Альфа Траст" обратилось за государственной регистрацией дополнительного соглашения 31.07.2013 к договору аренды от 14.05.2007 N М-01-033105 на земельный участок, расположенный по адресу: Москва, ул. Радио, вл. 22 с предоставлением всех необходимых для государственной регистрации документов.
Решением от 04.11.2013 N 14/066/2013-43 Управление Росреестра по Москве отказало в регистрации дополнительного соглашения 31.07.2013 к договору аренды от 14.05.2007 N М-01-033105.
В качестве основания для оспариваемого отказа указано, что что для проведения надлежащей правовой экспертизы, проверки законности сделки на соблюдение требований действующего законодательства (ст. 36 Земельного кодекса РФ, Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве") на государственную регистрацию необходимо представить документы, подтверждающие необходимость предоставления земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003006:4339 площадью 5996 кв.м для эксплуатации объекта недвижимости, а также то, что согласно полученному из ГУП города Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" ответу на запрос Управления Росреестра по Москве следует, что граница земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003006:4339 пересекает здание по адресу: Москва, ул. Радио, д. 24, корп. 3.
Указанное обстоятельство (о вхождении здания в границы земельного участка), по мнению Управления Росреестра по Москве, также препятствует проведению государственной регистрации.
Считая отказ от 04.11.2013 N 14/066/2013-43 незаконным, ООО Альфа Траст" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Полномочия заинтересованного лица на принятие оспариваемого решения установлены Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
По смыслу статей 9, 13, 17 Закона о регистрации, предметом правовой экспертизы являются не любые документы, а необходимые для государственной регистрации прав (сделок). Исследование вопроса о правомерности предоставления земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003006:4339 площадью 5996 кв.м для эксплуатации объекта недвижимости, правового значения не имело.
Полагая, что на бесконкурсной основе, дополнительно из земель, находящихся в государственной собственности, в аренду предоставляется земельный участок площадью 1903 кв.м государственный регистратор сделал вывод о неправомерности образования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003006:4339.
Вместе с тем, земельные участки для эксплуатации существующих зданий, в соответствии с действующим законодательством, предоставляются только на бесконкурсной основе.
Отказывая в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 14.05.2007 N М-01-033105 на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Радио, вл. 22 по основаниям указанным в решении от 04.11.2013 N 14/066/2013-43, регистрирующий орган фактически признал Распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 14.11.2012 N 8034 противоречащим закону и не подлежащему применению, тогда как правовой акт органа государственной власти может быть признан таковым только судом в установленном процессуальным законодательством порядке.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти.
Согласно нормам пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утверждёнными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков.
Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Департамент городского имущества города Москвы в ответ на обращение ООО "Альфа Траст" письмом от 01.10.2013 N ДГИ-И 23510/13 пояснил, что существует утвержденный проект межевания территории квартала N 1130, согласно которому для эксплуатации здания, которое расположено по адресу: г. Москва, ул. Радио, вл. 22 определен единый земельный участок площадью 0,641 га для эксплуатации под образовательную деятельность.
Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона от 22.03.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" арендаторы земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения вправе приобрести в аренду без предварительного согласования мест размещения объектов, и без проведения торгов, смежные земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы (ранее - Департамент земельных ресурсов города Москвы), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП (п.п. 4.2.5, 4.2.6), Департамент на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов города Москвы и Правительства Москвы принимает решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории и об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Департамент городского имущества города Москвы является уполномоченным органом осуществляющим формирование границ и площади земельных участков предоставляемых для эксплуатации зданий.
Земельный участок сформирован с учетом действующего земельного и градостроительного законодательства, на основании утвержденного проекта межевания квартала N 1130, который является документом, подтверждающим необходимость предоставления земельного участка площадью 0,641 кв.м для эксплуатации здания университета.
Таким образом, Департамент городского имущества уведомил Управление Росреестра по Москве о том, что отсутствуют основания препятствующие государственной регистрации прав в части правомерности формирования земельного участка необходимого для эксплуатации существующего здания. Наличие проекта межевания территории является безусловным основанием для формирования границ земельного участка для эксплуатации существующих зданий, строений, сооружений в застроенной территории.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, которая является приложением к распоряжению Департамента земельных ресурсов города Москвы от 14.11.2012 N 8034 "О перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003006:33, 77:01:0003006:49, 77:01:0003006:86" на смежном земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003006:46, расположенном по адресу: ул. Радио, вл. 24, корп.1, 2, 3 находится одноэтажное строение, которое не выходит за пределы этого земельного участка.
В соответствии с данными публичной кадастровой карты портала Росреестра на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003006:46 находится нежилое здание 1942 года постройки, площадью 84 кв.м.
Кадастровый паспорт на здание с кадастровым номером 77:01:0003006:1038, полученный 26.08.2013, указывает на то, что здание кирпичное, одноэтажное, год ввода в эксплуатацию - 1942, площадь составляет 84 кв.м.
Управление Росреестра по Москве полагает, что данные предоставленные ГУП города Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" препятствуют проведению государственной регистрации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации основанием для отказа в государственной регистрации может являться наличие имеющихся противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Согласно выписке из ЕГРП от 30.08.2013 N 05/022/2013-286 на нежилое здание, кадастровый номер 77:01:0003006:1038 площадью 84 кв.м сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
В представленном Заявителем кадастровом паспорте на земельный участок в графе 15 сведения о правах, отметка о наличии зарегистрированных прав отсутствует.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются органом исполнительной власти уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Этим органом в городе Москве является филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве.
ГУП города Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации" не уполномочено предоставлять сведения из государственного кадастра объектов недвижимости о пересечении границ земельных участков.
Из представленных заявителем в суд первой инстанции письма Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве" от 03.03.2014 N 2.10/02417 и от 02.06.2014 N 2.11/07101 следует, что сведения о вхождении объектов капитального строительства в пределы границ земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003006:4339, 77:01:0003006:46 организациями технической инвентаризации в Филиал не передавались и о том, что согласно данным государственного кадастра недвижимости здание с кадастровым номером: 77:01:0003006:1038 расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003006:46.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в арбитражный суд отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним прямо закреплена в пункте 5 статьи 2 и пункте 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о не соответствии оспариваемого отказа регистрирующего органа требованиям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Незаконный отказ Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору арены нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Исходя из вышеизложенного, Общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации в установленные законом сроки. Доказательств обратного управлением в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ управления в государственной регистрации дополнительного соглашения от 31.07.2013 к договору аренды от 14.05.2007 N М-01-033105 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003006:4339, расположенного по адресу: Москва, ул. Радио, вл. 22, выраженный в решении 04.11.2013 N 14/066/2013-43 нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем вышеуказанный отказ, следует считать незаконным.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.2014 по делу N А40-12814/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-12814/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25 февраля 2015 г. N Ф05-479/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Альфа Траст"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: ГУП г. Москвы "Московское городское бюро технической инвентаризации", ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, ООО "СП "Депо-Плаза", ООО "Специализированный Депозитарий "Депо-Плаза", ФГБУ "ФКП Росреестра"