г. Москва |
|
24 ноября 2014 г. |
Дело N А41-17369/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Усадьбы Красновидово": Костяков С.В. по доверенности б/н от 26.08.13;
от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области: Горелова Е.А. по доверенности N 03-27/1397 от 17.12.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Усадьбы Красновидово" на решение Арбитражного суда Московской области от 25 августа 2014 года по делу N А41-17369/14, принятое судьей Захаровой Н.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Усадьбы Красновидово" к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 21 по Московской области о признании решения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Усадьбы Красновидово" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России (Межрайонной ИФНС) N 21 по Московской области N 1475 от 18.09.13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявление подано в порядке статей 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 августа 2014 года было признано недействительным решение Межрайонной ИФНС N 21 по Московской области N 1475 от 18.09.13 в части привлечения ООО "Усадьбы Красновидово" к ответственности в виде штрафа в размере 616 331 рубль 16 копеек в связи со снижением суммы налоговой санкции в порядке статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано (т. 3, л.д. 89-96).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Усадьбы Красновидово" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права (т. 3, л.д. 98-102).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Усадьбы Красновидово" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Межрайонной ИФНС N 21 по Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в период с 22.04.13 по 22.07.13 Межрайонной ИФНС N 21 по Московской области была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ООО "Усадьбы Красновидово" по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой был составлен акт N 1327 от 22.07.13 (т. 1, л.д. 27-31).
Рассмотрев материалы налоговой проверки и представленные обществом возражения, Межрайонная ИФНС N 21 по Московской области 18.09.13 приняла решение N 1475 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ООО "Усадьбы Красновидово" было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 684 812 рублей 40 копеек, обществу начислены пени в сумме 176 082 рубля 39 копеек, а также предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 3 424 062 рубля (т. 1, л.д. 11-16).
Решением Управления ФНС по Московской области решением N 07-12/74582 от 13.12.13 решение Межрайонной ИФНС N 21 по Московской области от 18.09.13 было оставлено без изменения (т. 1, л.д. 17-21).
Полагая привлечение к налоговой ответственности незаконным, ООО "Усадьбы Красновидово" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции указал, что у ООО "Усадьбы Красновидово" отсутствовали правовые основания для применения в 2012 году пониженной ставки земельного налога.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ООО "Усадьбы Красновидово" указало, что ему неправомерно был доначислен земельный налог.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Из материалов дела следует, что ООО "Усадьбы Красновидово" на праве собственности принадлежат следующие земельные участки, расположенные на территории Можайского района Московской области в деревне Аксаново, относящиеся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - под дачное строительство:
- с кадастровым номером 50:18:0070213:57, общей площадью 64 349 кв.м.;
- с кадастровым номером 50:18:0070213:58, общей площадью 66 403 кв.м.,
- с кадастровым номером 50:18:0070213:0147, общей площадью 882 480 кв.м. (т. 1, л.д. 40-42).
В соответствии с решением Межрайонной ИФНС N 21 по Московской области N 1475 от 18.09.13 основанием для доначисления спорных сумм налога, пени и штрафа послужил тот факт, что ООО "Усадьбы Красновидово" в 2012 году безосновательно исчисляло и уплачивало земельный налог по льготной ставке 0,3%.
В пункте 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации установлены предельные размеры ставок земельного налога в отношении земель различного назначения.
При этом, в силу пункта 2 указанной статьи допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Как указывалось выше, земельные участки ООО "Усадьбы Красновидово" расположены по адресу: Московская область, Можайский район, деревня Аксаново.
Решением Совета депутатов сельского поселения Горетовское Можайского муниципального района Московской области N 98/20 от 12.10.11 "Об установлении земельного налога" налоговая ставка по земельному налогу в размере 0,3 % на 2012 год была установлена в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
В отношении прочих земельных участков налоговая ставка по земельному налогу была установлена в размере 1,5 % (т. 1, л.д. 105-107).
В уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год ООО "Усадьбы Красновидово" исчислило налог с применением налоговой ставки в размере 0,3%, поскольку разрешенным видом использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0070213:57, 50:18:0070213:58, 50:18:0070213:0147 является - "под дачное строительство".
Основанием для отказа заявителю в применении пониженной ставки земельного налога послужил вывод Межрайонной ИФНС N 21 по Московской области о том, что земельные участки общества не отвечали в проверяемом периоде критериям предоставления льготы.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в том числе отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Названной нормой Кодекса предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства, которым в силу статьи 1 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.98 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, то есть некоммерческое землепользование, в то время как ООО "Усадьбы Красновидово" к таким организациям не относится.
В соответствии с Уставом ООО "Усадьбы Красновидово" к видам его деятельности, в числе прочего, относятся:
- производство общестроительных работ по возведению зданий; строительство зданий и сооружений; иные виды строительных работ;
- сбор, очистка и распределение воды;
- удаление и обработка сточных вод;
- удаление и обработка твердых отходов;
- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
- подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества;
- сдача внаем собственного недвижимого имущества;
- управление недвижимым имуществом;
- деятельность гостиниц, прочих мест временного проживания, пансионатов, домов отдыха, ресторанов и кафе;
- капиталовложения в ценные бумаги, собственность;
- финансовый лизинг;
- предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества (т. 1, л.д. 82-96).
Таким образом, в силу специфики своей уставной деятельности, ООО "Усадьбы Красновидово" не может использовать спорные земельные участки по целевому назначению, в связи с чем применение налоговой льготы при исчислении земельного налога не допустимо.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 января 2013 года N ВАС-15663/12.
Кроме того, как указывалось выше, перечень земельных участков, в отношении которых применяется льготная налоговая ставка по земельному налогу, установлен Решением Совета депутатов сельского поселения Горетовское Можайского муниципального района Московской области N 98/20 от 12.10.11 "Об установлении земельного налога". В указанном перечне вид использования "для дачного строительства", который имеют земельные участки ООО "Усадьбы Красновидово", не поименован, в связи с чем оснований для применения обществом льготной налоговой ставки не имелось.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 марта 2014 года по делу N А41-28872/13.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что в отношении спорных земельных участков в 2012 году заявителю следовало применять налоговую ставку в размере 1,5%.
Таким образом, Межрайонная ИФНС N 21 по Московской области правомерно установила факт неполной уплаты заявителем земельного налога за 2012 год.
Данный вывод соответствует позиции Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 23 октября 2013 года по делу N А41-49641/12, и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 февраля 2014 года N ВАС-1310/14.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и документально неподтвержденные.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 25 августа 2014 года по делу N А41-17369/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17369/2014
Истец: ООО "Усадьбы Красновидово"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Московской области
Третье лицо: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N21 по Московской области