город Омск |
|
25 ноября 2014 г. |
Дело N А75-7488/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10846/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.09.2014 по делу N А75-7488/2014 (судья Фёдоров А.Е.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
к Ханты-Мансийскому городскому потребительскому обществу
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении Ханты-Мансийского городского потребительского общества (далее по тексту - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением по делу Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отказал в удовлетворении требований Управления в полном объеме.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции указал, что Управление, имея сведения о том, что общество уведомлено о месте и времени возбуждения дела об административном правонарушении, не допустило представителя общества, уполномоченного представлять интересы вышеуказанного лица в соответствии с доверенностью от 27.06.2014 N 203, на составление протокола об административном правонарушении, тем самым административным органом не соблюдены требования, предусмотренные статьями 25.4, 25.5, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган указывает, что судом первой инстанции при вынесении решения не учтено, что в установленное время на составление протокола об административном правонарушении надлежащим образом уведомленный законный представитель юридического лица не явился, направив при этом лиц, действующих по доверенности, в соответствии с которой указанные лица были наделены полномочиями представлять интересы общества в Управлении. В связи с этим данные представители были допущены к ознакомлению с результатами проверки и оформлению акта проверки от 27.06.2014 N 55.
Как отмечает податель жалобы, в целях принятия участия в деле об административном правонарушении, юридическому лицу необходимо было наделить представителей полномочиями в соответствии с требованиями, установленными частью 1 статьи 25.1, частью 5 статьи 25.5, частями 3, 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению административного органа, судом первой инстанции не принято во внимание, что наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
В представленном до начала судебного заседания отзыве общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 04.06.2014 Управлением проведена проверка в отношении общества в магазине Гастроном N 2, распложенном по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, д. 283, на основании распоряжения N 55 от 27.05.2014 (л.д. 17-18).
В ходе проведенной проверки административным органом установлено, что в магазине реализуются продукты питания с истекшим сроком годности:
- филе кусочки сельдь "под лосось" производитель ООО "Океан Трейдинг Компани-П", 196608, Россия, г. Санкт-Петербург, масса 180 гр., по цене 88 рублей за 1 упаковку, дата изготовления 12.02.2014, срок годности до 29.05.2014, в количестве 3 упаковки;
- морской коктейль в масле с пряностями производитель ООО "Посейдон", Россия, Омская область, Калачинский район, г. Калачинск, ул. Фрунзе, 105 Д, корп. 2, масса 150 гр., по цене 127 рублей за 1 упаковку, дата изготовления 03.03.2014, срок годности до 03.05.2014, в количестве 3 упаковки;
- Роллтон, смесь для приготовления свинины с яблоками, производитель ООО "Маревен Фуд Сэнтрал", Россия, Московская область, Ивановский район, в р-не д. Ивановское, ш. Северное, масса 30 г., по цене 42 рубля за 1 упаковку, дата изготовления 20.04.2013, срок годности до 20.04.2014, в количестве 1 упаковки;
- жгуче пряная смесь черного и красного перцев для любителей, производителей ООО "Проммикс", Россия, 142000, г. Москва, ул. Иркутская, д. 3, масса 50 г., по цене 82 рубля за 1 упаковку, срок годности до 20.04.2014;
- колбаски-гриль Датские, производитель ООО "Доброгост", Россия, г. Екатеринбург, ул. Эскадронная, д. 45, масса 0,744 г. по цене 267,80 рублей, дата изготовления 28.04.2013 годен до (хранить не более 30 суток);
- фарш столовый, производитель "Компур", Россия, 644073, г. Омск, ул. 2-я Солнечная, 44 А, масса 0,5 кг., по цене 155 рублей за 1 упаковку, дата изготовления 04.03.2014, срок годности до 02.06.2014, в количестве 1 упаковки;
- коктейль молочный стерилизованный со злаками, со вкусом меда, печенья и грецкого ореха, производитель ООО "Вимм-Билль-Данн", Россия, 127591, г. Москва, Дмитровское шоссе, д 108, масса 200 мг., по цене 33 рубля, дата изготовления 02.03.2014, срок годности до 31.05.2014, в количестве 5 упаковок;
- доктор Похмелиин, производитель ООО "Производственная компания "Лидер", Россия, 140032, Московская область, Люберецкий район, п. Малаховка, ул. Гаражная, д. 3, масса 0,25 л., по цене 46 рублей, дата изготовления 20.04.2013, срок годности до 20.04.2014, в количестве 2 упаковки.
Выявленные нарушения нашли свое отражение в акте проверки от 27.06.2014 N 55 (л.д. 19-21).
По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 27.06.2014 N 132 по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 10-11).
На основании вышеуказанного протокола Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.
04.09.2014 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято обжалуемое административным органом решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, в виде административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Как следует из материалов дела, в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что обществом по существу не оспаривается, соответствующими доказательствами не опровергнуто.
Вместе с тем судом первой инстанции было установлено, что административным органом допущены существенные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении, выразившиеся в том, что представитель Ханты-Мансийского городского потребительского общества, прибывший 27.06.2014 по вызову административного органа, не был допущен до участия в составлении протокола об административном правонарушении.
Довод административного органа о том, что представитель юридического лица, имеющий общую доверенность на представление интересов организации, не может быть допущен к участию в составлении протокола об административном правонарушении, ошибочен.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения, за исключением специально предусмотренных законом случаев, составляется протокол.
Данная норма предоставляет ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, в том числе обязательное разъяснение законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено производство, а также иным лицам их прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем в протоколе делается запись. Лицу, в отношении которого возбуждено производство, должна быть предоставлена обязательная возможность ознакомления с протоколом, при этом данное лицо вправе изложить свои замечания и объяснения.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, может воспользоваться предоставленными ему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях правами и гарантиями посредством своего представителя.
В силу статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство.
Таким образом, с момента возбуждения дела об административном правонарушении привлекаемое к ответственности лицо может реализовать принадлежащие ему права и гарантии посредством своего представителя по общей доверенности, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола, а не только посредством законного представителя.
Судом первой инстанции установлено и административным органом не оспаривается, что заинтересованное лицо было надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Для участия в составлении протокола и представления интересов общества Ханты-Мансийское городское потребительское общество направило в Управление Корниенко С.И., действующего по доверенности от 27.06.2014 N 204 (л.д.44).
Из содержания доверенности, выданной Корниенко С.И., следует, что он наделен полномочиями по представлению интересов общества в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Отдел защиты прав потребителей.
Однако, несмотря на наличие общих полномочий на представление интересов заинтересованного лица, Корниенко С.И. не был допущен к участию в составлении протокола об административном правонарушении со ссылкой на то, что данный представитель действует по общей доверенности, а, следовательно, не может участвовать при составлении протокола об административных правонарушениях.
Между тем, мотивы отказа Корниенко С.И. в участии в составлении протокола об административном правонарушении в качестве представителя общества не могут быть признаны судом апелляционной инстанции обоснованными.
Содержащееся в пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснение относительно того, что наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является, касается лишь оценки доказательств по вопросу надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени совершения процессуальных действий, и не может свидетельствовать о каком-либо возможном ограничении прав защитника, действующего на основании общей доверенности.
Доверенность, выданная законным представителем юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, на участие в конкретном административном деле имеет значение только для разрешения вопроса об извещении законного представителя общества при отсутствии других доказательств такого извещения.
Таким образом, при наличии надлежащего извещения законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, отказ в допуске явившегося в административный орган представителя с доверенностью, составленной в соответствии с требованиями закона, для составления протокола об административном правонарушении нарушает право лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту и является существенным процессуальным нарушением, которое не может быть восполнено в последующем.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушения, допущенные административным органом, обоснованно признаны судом первой инстанции существенными, так как в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено предоставленных ему частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты прав при составлении протокола об административном правонарушении. Возможность устранения допущенных недостатков отсутствует.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявления Управления, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.09.2014 по делу N А75-7488/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-7488/2014
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Ответчик: ХАНТЫ-МАНСИЙСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО