г. Москва |
|
20 ноября 2014 г. |
Дело N А40-49584/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Попова В.И., |
|
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Росавиации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2014 по делу N А40-49584/14, принятое судьей Никоновой О.И. (шифр судьи 105-415)
по заявлению ООО "АВКОМ-Капитал" (607226, Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Куликова, д. 55, пом. 12)
к Росавиации
о признании незаконным отказа в государственной регистрации и обязании произвести государственную регистрацию права собственности на самолет HS 125-700А с серийным номером N 0208
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Самсонова Н.В. по доверенности N А41.14-4134 от 26.12.2013 |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АВКОМ-Капитал" (далее-заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Росавиации (далее-ответчик) в государственной регистрации и обязании произвести государственную регистрацию права собственности на самолет HS125-700A с серийным номером N 0208.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2014 заявленные требования - удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт в удовлетворении заявленных требований - отказать.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы жалобы, с решением суда первой инстанции не согласился, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель отзыв на жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 10.03.2013 Общество с ограниченной ответственностью "Авком-капитал" в лице конкурсного управляющего Ситникова Сергея Ивановича обратилось в Федеральное агентство воздушного транспорта с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на воздушное судно - самолет HS 125-700А с серийным номером NA 0208.
Основанием для государственной регистрации права собственности за ООО "Авком-капитал" на указанное воздушное судно послужили Определения Арбитражного суда Московской области от 25.01.2013 по делу N А41-4716/11 о применении последствий недействительности договора N 09 АД-29 от 09.07.2009 купли-продажи воздушного судна HS 125-700А, заключенного между ООО "Авком-Капитал" и ООО "Аэролимузин".
На основании пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 14.03.2009 N 31- ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" (далее - Федеральный закон) 10.10.2013 государственная регистрация права собственности ООО "Авком-Капитал" на самолет HS125-700A с серийным номером NA0208, документы на которую были представлены заявителем в орган регистрации 10.09.2013 и зарегистрированы в книге входящих документов под N 02/01/2013-1573, была приостановлена по следующим основаниям.
Не представлены документы, подтверждающие возврат ООО "Аэролимузин" самолета HS125-700A, серийный номер NA0208, в конкурсную массу ООО "Авком-Капитал" согласно определения Арбитражного суда Московской области от 25.01.2013^0 делу N А41-4716/11 о применении последствий недействительности договора N 09 АД-29 от 09.07.2009 купли-продажи воздушного судна HS-125-700A, заключенного между ООО "Авком-капитал" и ООО "Аэролимузин".
Заявителю 06.02.2014 отказано в государственной регистрации права собственности ООО "Авком-Капитал" на самолет HS125-700A с серийным номером NA0208, документы на которую были представлены в орган регистрации 10.09.2013 и зарегистрированы в книге входящих документов под N 02/01/2013-1573, в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления регистрации 10.10.2013.
Согласно ст. 17 Федеральный закон от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" в государственной регистрации прав на воздушные суда может быть отказано в случае, если:
1) право на воздушное судно, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) с заявлением о государственной регистрации прав на воздушное судно обратилось ненадлежащее лицо;
3) форма или содержание документов, представленных на государственную регистрацию прав на воздушные суда, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации;
4) акт органа исполнительной власти или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на воздушные суда признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на дату его издания;
5) лицо, выдавшее правоустанавливающий документ на воздушное судно, не уполномочено распоряжаться правом на данное воздушное судно;
6) лицо, которое имеет права на воздушное судно, ограниченные (обремененные) определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
7) заявитель просит о государственной регистрации права на воздушное судно, право на которое не подлежит государственной регистрации в соответствии с частью 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;
8) правоустанавливающий документ на воздушное судно свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на воздушное судно;
9) правообладатель не представил заявление о государственной регистрации прав на воздушное судно и иные необходимые документы для государственной регистрации ранее возникшего права на воздушное судно, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после дня вступления в силу настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после дня вступления в силу настоящего Федерального закона сделки с воздушным судном, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
10) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав на воздушные суда, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
11) имеются противоречия между заявленными и ранее зарегистрированными правами на воздушные суда.
Наличие судебного спора о правах на воздушное судно не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на это воздушное судно и сделок с ним.
В соответствии со ст. 13 указанного закона государственная регистрация прав на воздушные суда осуществляется на основании заявления правообладателя, сторон договора либо уполномоченного им или ими на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав на воздушное судно государственная регистрация перехода права собственности на данное воздушное судно осуществляется на основании решения суда, принятого по требованию другой стороны договора, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав на данное воздушное судно, несет уклоняющаяся от такой государственной регистрации прав сторона договора.
К заявлению о государственной регистрации прав на воздушное судно прилагаются документы, необходимые для ее осуществления, в том числе документы, подтверждающие идентификацию воздушного судна, а также документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда.
Документы, необходимые для государственной регистрации прав на воздушное судно, представляются заявителем, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Орган государственной регистрации прав на воздушное судно не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав на воздушное судно, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав на воздушное судно либо включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган государственной регистрации прав на воздушные суда самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) прав на воздушные суда и сделок с ними являются:
1) акты органов государственной власти или акты органов местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
2) документы, отражающие содержание сделок с воздушными судами, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их совершения;
3) акты (свидетельства) о приватизации воздушных судов, совершенной в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) иные акты передачи прав на воздушные суда заявителю от прежнего правообладателя, принятые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
7) иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на воздушные суда.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в настоящем Федеральном законе документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 15 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Основанием для регистрации права заявителя на самолет НS125-700А,с серийным номером N А0208 послужило Определение Арбитражного суда Московской области от 25.01.2013 по делу N А41-4716/11 о применении последствий недействительности договора N 09 АД-29 от 09.07.2009 купли-продажи воздушного судна HS 125-700А, заключенного между ООО "Авком-Капитал" и ООО "Аэролимузин".
Определением Арбитражного суда Московской области от 11.05.2012 по делу N А41- 4716/11 признан недействительным договор от 09.07.2009 N 09 АД-29 купли-продажи воздушного судна HS 125-700А, серийный N А 0208, заключенный между ООО "Авком- Капитал" и ООО "Аэролимузин".
Определением Арбитражного суда Московской области от 25.01.2013 по делу N А41-4716/11 применены последствия недействительности указанной сделки. ООО "Аэролимузин" обязан возвратить в конкурсную массу ООО "Авком-Капитал" указанное воздушное судно.
Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Ссылку Росавиации на отсутствие документов (акта), подтверждающих возврат ООО "Аэролимузин" самолета HS125-700A, серийный номер NA0208, в конкурсную массу ООО "Авком-Капитал" суд считает не обоснованной и противоречащей п.2 ст. 14 Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".
Ссылку на п. 28 Приказа Росрегистрации от 07.06.2007 N 112 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов" ("В случае если судом признана недействительной оспоримая сделка и применены последствия ее недействительности, а также в случае применения последствий ничтожной сделки государственную регистрацию прав рекомендуется проводить на общих основаниях в соответствии с требованиями статей 13, 16 Закона на основании заявления заинтересованных лиц с приложением всех необходимых для государственной регистрации документов, в том числе документов, подтверждающих оплату государственной пошлины, а также документов, подтверждающих исполнение сторонами судебного акта о применении последствий недействительности оспоримой сделки") суд считает не обоснованной, поскольку данный пункт носит рекомендательный характер.
При таких обстоятельствах представленное на государственную регистрацию документы соответствовали требованиям закона и не требовалось представления иных документов, подтверждающих исполнение судебного акта, в связи с чем отказ Росавиации в связи с непредставлением документов, подтверждающих исполнение требований п. 10 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", является неправомерным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.08.2014 по делу N А40-49584/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-49584/2014
Истец: ООО "АВКОМ-Капитал"
Ответчик: Росавиация, Федеральное агентство воздушного транспорта
Третье лицо: ООО "Аэролимузин"
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1863/15
20.11.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44959/14
20.11.2014 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44958/14
28.08.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-49584/14