г. Санкт-Петербург |
|
25 ноября 2014 г. |
Дело N А56-35063/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: Антонов С.Н. по доверенности от 09.01.2014
от заинтересованного лица: Зиятдинова Р.А. по доверенности от 10.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22216/2014) ООО "Экомониторинг" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2014 по делу N А56-35063/2014 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению ООО "Экомониторинг"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления от 23.04.2014 N АД-13-009/2014
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экомониторинг" (ОГРН 1034702085021, ИНН 4719022000, адрес: 188330, Ленинградская область, Гатчинский район, поселок городского типа Сиверский, ул. Заводская, д. 1; далее - ООО "Экомониторинг", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (адрес: 191104, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39; далее - Департамент, административный орган) от 23.04.2014 N АД-13-009/2014 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 12.08.2014 арбитражный суд первой инстанции оспариваемое постановление Департамента от 23.03.2014 N АД-13-009/2014 изменил в части административного наказания, снизив размер административного штрафа с 220 000 руб. до 150 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО "Экомониторинг" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции нарушены нормы материального права при рассмотрении дела. Кроме того, общество полагает, что состав вменяемого ООО "Экомониторинг" административного правонарушения не доказан материалами дела.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 03.02.2014 на телефон доверия оперативного дежурного Департамента поступило сообщение о возгорании на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, 64-й км автодороги "Кемполово-Тосно-Шапки". Полигон эксплуатируется ООО "Экомониторинг".
В целях проверки фактов, изложенных в данном сообщении, на основании распоряжения от 03.02.2014 N ВВ-13/13 Департаментом проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Экомониторинг".
В рамках проверки специалистами Департамента 04.02.2014 и 11.02.2014 осуществлены выезды на полигон ООО "Экомониторинг", по результатам которых составлены протоколы осмотра от 04.02.2014 и от 11.02.2014, а также у общества истребованы документы и сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.
Определением от 04.02.2014 Департаментом возбуждено в отношении общества дело об административном правонарушении.
В ходе проверки установлено, что ООО "Экомониторинг" при эксплуатации полигона, расположенного адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи г.п. Вырица, участок без N (64 км + 300-м справа от автодороги "Кемполово-Выра-Шапки", между населенными пунктами Вырица и Куровицы, Гатчинского района Ленинградской области) допущены следующие нарушения:
1. В нарушение пункта 2.20 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996 (далее - Инструкция по эксплуатации полигонов), Технологического регламента работы полигона твердых бытовых отходов от 28.10.2013, утвержденного генеральным.директором общества (далее - Технологический регламент), откосы рабочих карт полигона не укрыты инертными материалами.
2. В нарушение пункта 2.16 Инструкции, Технологического регламента нарушена нормативная 1:4 крутизна откосов.
3. В нарушение пункта 2.6 Инструкции, Технологического регламента инструментальный контроль уплотнения отходов не осуществляется.
4. Установлен факт отсутствия инертных материалов требуемых для промежуточной изоляции отходов в январе 2014 года (период горения отходов на полигоне ТБО), что является нарушением положений Инструкции, Технологического регламента.
5. Установлен факт приема и размещения отходов, не допущенных к обращению в соответствии с лицензией на осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности" N ОТ-190000130 (78) от 25.08.2009, обладающих пожароопасными свойствами, что свидетельствует о неудовлетворительном контроле за принимаемыми на полигон отходами и является нарушением статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
По результатам проведенной проверки административным органом составлен акт проверки от 03.03.2014 N ВВ-13/13.
На основании выявленных нарушений 09.04.2014 уполномоченным должностным лицом Департамента составлен протокол об административном правонарушении по делу N АД-13-009/2014, согласно которому действия общества квалифицированы по статье 8.2 КоАП РФ.
Постановлением Департамента N АД-13-009/2014 от 23.04.2014 (с учетом исправления опечатки определением Департамента от 20.06.2014) общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 220 000 руб.
Постановление Департамента N АД-13-009/2014 от 23.04.2014 обжаловано обществом в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Законом N 89-ФЗ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Основные требования при проектировании, эксплуатации и рекультивации полигонов для обеспечения санитарных и экологических требований эффективного использования земельных участков закреплены в Инструкции по эксплуатации полигонов. В данной Инструкции определено, что полигоны ТБО представляют собой комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
В санитарных правилах "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01" предусмотрено, что:
- полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения;
- организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы.
ООО "Экомониторинг" разработан и 28.10.2013 генеральным директором общества утвержден Технологический регламент работы полигона твердых бытовых отходов, который содержит правила безопасного обращения с отходами на полигоне ТБО.
Согласно Инструкции по эксплуатации полигонов промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется грунтом. При складировании ТБО на открытых, незаглубленных картах промежуточная изоляция в теплое время года осуществляется ежесуточно, в холодное время года - с интервалом не более трех суток. Слой промежуточной изоляции составляет 0,25 м, при уплотнении ТБО катками КМ-305 - 0,75 м. Разработка грунта и доставка его на рабочую карту производится скреперами. Схема подачи грунта для изоляции ТБО на рабочих картах показана на рис. 13 (пункт 2.8). Уплотнение уложенных на рабочей карте ТБО слоями по 0,5 м осуществляется тяжелыми бульдозерами массой 14 т и на базе тракторов мощностью 75 - 100 кВт (100 - 130 л.с.). Уплотнение слоями более 0,5 м не допускается. Уплотнение осуществляется 2 - 4-кратным проходом бульдозера по одному месту. Бульдозеры, уплотняющие ТБО, должны двигаться вдоль длинной стороны карты. При 2-кратном проходе бульдозера уплотнение ТБО составляет 570 - 670 кг/куб. м, при 4-кратном проходе - 670 - 800 кг/куб. м. Для обеспечения равномерной просадки тела полигона необходимо (два раза в год) делать контрольное определение степени уплотняемости ТБО. Пример расчета площадки рабочей карты и потребности в бульдозерах на операции уплотнения приведен в Приложении 2 (пункт 2.6). Правильность заложения внешнего откоса полигона, который, как правило, должен быть 1:4, необходимо контролировать (пункт 2.16). Укрепление наружных откосов полигона должно проводиться с начала эксплуатации полигона по мере увеличения высоты складирования. Материалом для засыпки наружных откосов полигона служит предварительно снятый при его строительстве растительный грунт (пункт 2.20).
Согласно Технологическому регламенту (Раздел 4 Технологическая схема производства и описание технологического процесса): метод отсыпки отходов послойный "картами"; уплотнение отходов должно вестись многократным проходами бульдозера до плотности 800-875 кг/м куб.; 2-4 раза в год степень уплотнения на рабочей карте должна определяться лабораторным методом; уплотненный слой высотой 2 м должен укрываться промежуточным изолирующим слоем мощностью не менее 0.25 м; должна производиться обработка откосов с приданием нормативного угла наклона 1:4 в противопожарных и природоохранных целях; укрытие откосов должно осуществляться грунтом, компостом, строительными отходами, битым кирпичом и другими инертными видами отходов; контроль за эксплуатацией полигона осуществляет служба эксплуатации ООО "Экомониторинг".
Контролю подлежит: визуальная оценка доставленных отходов с точки зрения соответствия их проектным показателям по классу опасности виду консистенции (не допускаются к складированию на полигоне отходы значительно загрязненные нефтепродуктами а также отработанные нефтепродукты), степень уплотнения рабочего слоя отходов; своевременность и качество устройства промежуточных изолирующих слоев; своевременность принятия мер по предотвращению возгорания и по тушению горящих отходов; соответствие класса опасности и вида отходов Технологическому регламенту; своевременное принятие мер направленных на снижение количества ввозимых отработанных нефтесодержащих отходов как основных источников загрязнения окружающей среды и самовозгорания складируемых на полигоне отходов.
Ответственность за безопасную и технологически правильную эксплуатацию полигона возложена на мастера полигона.
Судом первой инстанции правомерно установлены нарушения обществом требований Инструкции по эксплуатации полигонов и Технологического регламента, выразившиеся в том, что не осуществляется инструментальный контроль уплотнения отходов; в январе 2014 года (в период горения отходов на полигоне ТБО) отсутствовали инертные материалы, требуемые для промежуточной изоляции отходов, а также факты приема и размещения отходов, не допущенных к обращению в соответствии с лицензией подтверждаются материалами проверки. Материалами административного дела подтверждается факт не соблюдения ООО "Экомониторинг" требований законодательства при эксплуатации объекта размещения ТБО, а именно, протоколами осмотра от 04.02.2014, от 11.02.2014, фотоматериалами, актом проверки от 03.03.2013 N ВВ-13/13, протоколом от 09.04.2014 об административном правонарушении по делу N АД-13-009/2014, объяснениями главного эколога общества Бусыгина И.А., данными при составлении протокола об административном правонарушении и акта проверки, расчетом требуемого количества инертных материалов для изоляции отходов за январь 2014 года, письмом ООО "Из-Картекс" от 02.04.20104 N 1920/ТД с приложением актов об оказании обществом услуг по размещению отходов за 1 - 4 кварталы 2013 года, информацией о фактическом количестве образованных отходов, переданных на полигон общества, с указанием наименований отходов.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о недоказанности материалами дела факта осуществления обществом деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности, не включенных в лицензию.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно указал, что вменение обществу нарушений пунктом 2.20, 2.16 Инструкции по эксплуатации полигонов неправомерно. Относительно нарушения обществом пункта 2.20 Инструкции по эксплуатации полигонов правомерно указано, что в данном пункте установлены требования, которые должны выполняться при закрытии полигона, тогда как в рассматриваемом случае полигон является действующим. Нарушение обществом положений пункта 2.16 Инструкции по эксплуатации полигонов о внешних откосах полигона, которые, как правило, должны быть 1:4, не подтверждено соответствующими измерениями.
Таким образом, ООО "Экомониторинг" при осуществлении деятельности по эксплуатации объекта размещения отходов - полигона ТБО допустило нарушение установленных требований законодательства при размещении отходов производства и потребления.
Доводы подателя жалобы о неправомерности ссылок суда на Технологический регламент, утвержденный генеральным директором общества 28.10.2013, так как данный регламент не является нормативно-правовым актом отклоняются апелляционным судом. СанПиН 2.1.7.1038-01 предусмотрено, что организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов. Таким образом, разработанный и утвержденный регламент подлежит соблюдению организацией, осуществляющей эксплуатацию объекта размещения ТБО. Кроме того, проверкой установлены нарушения обществом в том числе требований Инструкции по эксплуатации полигонов, согласующихся с требованиями Технологического регламента.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по недопущению правонарушения в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции сделан правомерный и обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава и события вменяемого административного правонарушения.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкцией статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 220 000 руб., то есть в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
Учитывая, что назначенный Департаментом размер штрафа в значительной мере превышает минимальный размер, предусмотренный данной нормой, из постановления следует, что обстоятельства, смягчающие и (или) отягчающие ответственность заявителя, административным органом не выявлены, а также обоснования избранной меры наказания в оспариваемом постановлении не приведено, суд первой инстанции счел необходимым снизить размер назначенного ООО "Экомониторинг" штрафа до 150 000 руб. В связи с изложенным, суд изменил постановление административного органа в части назначения штрафа.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводам суда первой инстанции, снижение размера штрафа считает обоснованным, принимая во внимание также тот факт, что вменяемые обществу в вину нарушения подтверждены материалами дела не в полном объеме, а также отсутствие отягчающих обстоятельств. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что назначение наказания в виде штрафа в размере 220 000 руб. носит излишне карательный характер. В части снижения штрафа принятое по делу решение Департаментом не оспаривается.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения суда. Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 августа 2014 года по делу N А56-35063/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экомониторинг" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35063/2014
Истец: ООО "Экомониторинг"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу