г. Москва |
|
26 ноября 2014 г. |
Дело N А40-48608/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
Якутова Э.В. |
Судей |
Каменецкого Д.В. |
|
Свиридова В.А. |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2014 по делу N А40-48608/2014 судьи Аксеновой Е.А. (121-404)
по заявлению ОАО "Аэрофлот" (ОГРН 1027700092661; 119002, г. Москва, ул. Арбат, д.10)
к Департаменту Росприроднадзора по Центральному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Безгуб В.Н. по дов. от 30.12.2013;
от ответчика: Читанава И.О. по дов. от 27.06.2014,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2014 удовлетворено заявление ОАО "Аэрофлот" (далее - Общество) о признании незаконными и отмене постановления Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (далее - Росприроднадзор по ЦФО) от 20.03.2014 N 10-35/481.
Росприроднадзор по ЦФО не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой считает решение суда основанным на неверном толковании норм природоохранного законодательства, в силу чего решение является необоснованным, незаконным и подлежащим отмене.
Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым будет отказано в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Отзыв на апелляционную жалобу Обществом не представлен.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что Общество является плательщиком платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных источников негативного воздействия.
Пояснил, что даже при отсутствии нормативов платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от конкретного вида топлива Общество не освобождено от обязанности по внесению платы в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от двигателей воздушных судов.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Указал на то, что используемый Обществом вид топлива отсутствует в нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, предусмотренных в постановлении Правительства РФ.
Пояснил, что ежеквартальную плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от двигателей воздушных судов при осуществлении руления и взлетно-посадочных операций, вносит аэропорт.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании приказов от 22.11.2013 N 3026-пр, от 27.12.2013 N 3361-пр сотрудниками Департамента Росприроднадзора по ЦФО проведена плановая выездная проверка ОАО "Аэрофлот-российские авиалинии".
По результатам проверки был составлен Акт от 31.01.2014 N А-3026, из которого следует, что Общество осуществляет производственную деятельность по эксплуатации воздушного транспорта на территории международного аэропорта Шереметьево. ОАО "Аэрофлот" по договору субаренды от 21.05.2009 N 473/кс арендует у ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" земельный участок общей площадью 88 562 кв.м.
В соответствии с п.6.1 ст.6 "Охрана окружающей среды" указанного договора ОАО "Аэрофлот" обязан осуществлять хозяйственную и иную деятельность оказывающую прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды.
Оплата за негативное воздействие на окружающую среду субарендатор производит в порядке и размерах, предусмотренных действующим законодательством РФ (п.6.2 Договора).
Субарендатор обязан самостоятельно и за счёт собственных средств разрабатывать и согласовывать в установленном законом порядке нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (п.6.3 Договора).
Авиакомпанией ОАО "Аэрофлот" для заправки воздушных судов израсходовано авиатоплива: в 2011 г. - 995 448 тонн; 2012 г. - 1 187 039 тонн; 2013 г. -1 298 646 тонн.
Эксплуатация воздушного транспорта приводит к загрязнению окружающей среды продуктами сгорания авиационных топлив. В среднем один реактивный самолёт, потребляя в течение 1 ч 15 т топлива и 625 т воздуха, выпускает в окружающую среду 46,8 т диоксида углерода, 18 т паров воды, 635 кг оксида углерода, 635 кг оксидов азота, 15 кг оксидов серы, 2,2 кг твёрдых частиц. Средняя длительность пребывания этих веществ в атмосфере составляет примерно 2 года.
Наибольшее загрязнение окружающей среды происходит в зоне аэропортов во время посадки и взлёта самолётов, а также во время прогрева их двигателей.
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ являются одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от эксплуатации воздушного транспорта за IV квартал 2013 года ОАО "Аэрофлот" не внесена.
06.03.2014 должностным лицом Росприроднадзора по ЦФО с участием представителей Общества составлен протокол об административном правонарушении N 10-33/360, которым ОАО "Аэрофлот" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ, выразившегося в невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от эксплуатации воздушного транспорта за IV квартал 2013 года.
Постановлением Росприроднадзора по ЦФО от 20.03.2014 N 10-35/481, вынесенным с участием представителя Общества, ОАО "Аэрофлот" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что административный орган привлек Общество к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
При этом, суд правомерно указал на то, что в соответствии со ст.8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст.16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с п.1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с п.3 ст.16 Закона об охране окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
В приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 предусмотрены нормативы исключительно для видов топлива: бензин неэтилированный, дизельное топливо, керосин, сжатый природный газ и сжиженный газ.
Исследуя материалы дела, суд правильно установил, что согласно паспортам качества Общество использует "Топливо для реактивных двигателей ТС-1 высший сорт".
При этом, "топливо для реактивных двигателей ТС-1 высший сорт" отсутствует в нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, предусмотренных в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
В связи с этим, суд обоснованно посчитал, что постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 не утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от "топлива для реактивных двигателей ТС-1 высшего сорта".
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" требования к характеристикам топлива для реактивных двигателей отделено и кардинально отличается от требований к авиационному бензину или дизельному топливу, что подтверждает невозможность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду от "топлива для реактивных двигателей высшего сорта" на основе нормативов предусмотренных для бензина неэтилированного, дизельного топлива, керосина, сжатого природного газа и сжиженного газа.
Анализируя материалы дела об административном правонарушении, суд правильно отметил, что в них не отражено, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены либо внесены с нарушением установленного срока, в том числе, с учетом того, что нормативы платы за "топливо для реактивных самолетов ТС-1 высшего сорта" не утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Исходя из этого, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в материалах административного дела отсутствуют сведения, подтверждающие наличие в действиях Общества события вмененного правонарушения.
Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, исследованы представленные в деле доказательства, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2014 по делу N А40-48608/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48608/2014
Истец: ОАО "Аэрофлот", ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО