г. Саратов |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А06-3060/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Дубровиной О.А., Жаткиной С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чуклиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования г. Астрахань в лице администрации города Астрахани (г. Астрахань, ул. Чернышевского, д.6),
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 сентября 2014 года
по делу N А06-3060/2014 (судья С.В. Богатыренко)
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (ОГРН 1093460001095, ИНН 3445102073, г. Астрахань, ул. Августовская, 11В),
к Муниципальному образованию г. Астрахань в лице администрации города Астрахани (г. Астрахань, ул. Чернышевского, д.6),
третьи лица: Финансово-казначейское управление администрации города Астрахани и Управление муниципальным имуществом Администрации города Астрахани,
о взыскании неосновательного обогащения в размере 111 029 руб. 95 коп.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" Зыряновой Н.С., действующей по доверенности N 166 от 30.12.2013,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Муниципальному образования "Город Астрахань" в лице администрации города Астрахани (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 110 006 руб. 16 коп.
До вынесения судом решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил (увеличил) размер исковых требований и просил суд взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере 111 029 руб. 95 коп.
Увеличение размера исковых требований принято судом к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 10 сентября 2014 года заявленные ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" исковые требования удовлетворены. С Муниципального образования "Город Астрахань" в лице администрации города Астрахани за счет средств казны Муниципального образования "Город Астрахань" в пользу Общества взыскано неосновательное обогащение в размере 111 029 руб. 95 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 300 руб. 18 коп.
Администрация города Астрахани, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. Податель жалобы настаивает на отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы по спорным договорам аренды земельных участков. По мнению подателя жалобы, арендная плата вносилась ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в соответствии с условиями договоров и требованиями нормативных правовых актов, регулирующих её оплату.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило в материалы дела письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, дал аналогичные пояснения.
Представители администрации города Астрахани, Финансово-казначейское управления администрации города Астрахани и Управления муниципальным имуществом Администрации города Астрахани не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 30.10.2014.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении указанных лиц о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Управлением земельных ресурсов Администрации г. Астрахани (арендодатель) и ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков, на которых размещены трубопроводы и иные объекты, используемые истцом в сфере теплоснабжения для осуществления своей уставной деятельности:
- N 22 от 19.10.2012, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12:02 0309:8, находящийся по г. Астрахань, ул. Татищева, 2Б, для эксплуатации производственной базы в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 3 768 кв.м, сроком с 22.12.2010 по 21.12.2035;
- N 54 от 18.01.2012, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12:01 03 28:99, находящийся по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, ул. Шаумяна, 63/34, для использования в целях эксплуатации мастерской, в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 179 кв.м, сроком с 21.09.2011 по 20.09.2036;
- N 949 от 19.10.2012, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12:0:58, находящийся по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, для использования в целях эксплуатации линейного объекта тепломагистрали N 1, в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 810 кв.м, сроком с 22.12.2010 по 21.12.2035;
- N 1323 от 13.09.2012, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12:02 11 34:46, находящийся по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Августовская, 11В, для использования в целях эксплуатации зданий и сооружений электростанции в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 4 736 кв.м, сроком с 22.12.2010 по 21.12.2035.
- N 1123 от 11.12.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12:02 0335:136, находящийся по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Ак. Королева, 27Б, для использования в целях эксплуатации производственного здания в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 172 кв.м, сроком с 20.11.2006 по 19.12.2031.
- N 1217/105 КУ от 26.12.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12:02 0058:91, находящийся по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул.Бульварная, 21А, для использования в целях эксплуатации центрального теплового пункта N 52 в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 1021 кв.м, сроком с 27.11.2006 по 26.11.2031;
- N 1256/144 КУ от 29.12.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12: 01 0259:543, находящийся по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. В.Барсовой, 17Ж, для использования в целях эксплуатации центрального теплового пункта ЦТП-50 в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 110 кв.м, сроком с 27.11.2006 по 19.11.2031;
- N 851 от 21.10.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12: 0:46, находящийся по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. В.Барсовой, 17Ж, для использования в целях эксплуатации центрального теплового пункта ЦТП-50 в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 135 кв.м, с 15.04.2005 по 14.04.2030;
- N 852 от 21.10.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12: 01 00 68:0136, находящийся по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Куликова, 40В, для использования в целях эксплуатации центрального теплового пункта в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 157 кв.м. Договор заключен сроком с 20.11.2006 по 19.11.2031;
- N 854 от 21.10.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12: 01 00 66:0255, находящийся по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул. Куликова, 17А, для использования в целях эксплуатации центрального теплового пункта в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 72 кв.м, с 20.11.2006 по 19.11.2031;
- N 912 от 30.10.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12: 03 07 91:167, находящийся по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Ахшарумова, 88 а, для использования в целях эксплуатации дренажной насосной станции N 8 в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 28 кв.м, с 20.11.2006 по 19.11.2031;
- N 915 от 30.10.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12: 02 0238:212, находящийся по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Жилая, 9 г, для использования в целях эксплуатации центрального теплового пункта N 80в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 771 кв.м, с 20.11.2006 по 19.11.2031;
- N 916 от 30.10.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12: 02 0120:19, находящийся по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Жилая 8б, для использования в целях эксплуатации центрального теплового пункта N 47в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 1208 кв.м, с 18.11.2006 по 17.11.2031;
- N 919 от 30.10.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12: 02 0550:49, находящийся по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. 1-я Перевозная, 106 г, для использования в целях эксплуатации производственного здания в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 376 кв.м, с 20.11.2006 по 19.11.2031;
- N 1027 от 20.11.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12: 03 0720:121, находящийся по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. 1Н.Островского, 31 а, для использования в целях эксплуатации базы южного теплового района- производственного здания в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 1616 кв.м, сроком с 23.11.2006 по 22.11.2031;
- N 1122 от 11.12.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12: 02 0058:89, находящийся по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Энергетическая, 9Б, для использования в целях эксплуатации центрального теплового пункта N 53 в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 570 кв.м, сроком с 24.11.2006 по 23.11.2031;
- N 924 от 05.11.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12: 02 0238:210, находящийся по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Аксакова, 10б, для использования в целях эксплуатации центрального теплового пункта N 79 в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 595кв.м, сроком с 27.11.2006 по 26.11.2031;
- N 934 от 11.11.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12:0:47, находящийся по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, для использования в целях эксплуатации линейного объекта тепломагистрали N 3в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 649 кв.м, сроком с 15.04.2005 по 04.04.2030;
- N 950 от 10.11.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12: 01 02 84:98, находящийся по адресу: г. Астрахань, Кировский район, ул.Студенческая, 5А, для использования в целях эксплуатации центрального теплового пункта ЦТП-64, в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 123 кв.м, сроком с 21.11.2006 по 20.11.2031;
- N 997 от 20.11.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12: 02 0058:0001, находящийся по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Бульварная, 19, для использования в целях эксплуатации пункта учета тепловой энергии, в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 50 кв.м, сроком с 23.11.2006 по 22.11.2031;
- N 1010 от 20.11.2008, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12: 02 0238:223, находящийся по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Бабаевского, 35В, для использования в целях эксплуатации центрального теплового пункта N 73, в границах, указанных в плане земельного участка, общей площадью 1864 кв.м, сроком с 20.11.2006 по 19.11.2031.
В силу положений статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
Договоры аренды зарегистрированы в установленном законе порядке, что подтверждается проставленной на них отметкой регистрирующего органа.
В соответствии с пунктом 3.1 вышеперечисленных договоров размер арендной платы за земельные участки определён в расчёте арендной платы, который является неотъемлемой частью договоров.
Размер арендной платы по договорам за период с 01.08.2013 по 31.12.2013 определялся на основании Постановления Администрации г. Астрахани N 6962 от 07.08.2013, исходя из базовой ставки арендной платы 1,81%, и уплачивался арендатором в соответствии с ним.
Впоследствии ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", руководствуясь положениями Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, полагая, что им уплачивается арендная плата по завышенной ставке, направил в адрес ответчика претензии с требованием в течение 14 дней с момента их получения возвратить неосновательное обогащение в сумме 111 029 руб. 95 коп. в связи с применением завышенной ставки арендной платы (т.1, л.д. 10-93).
Данные претензии получены ответчиком, однако возврат излишне перечисленных истцом денежных средств в добровольном порядке не произведен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с вышеназванным иском.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
В силу того, что регулирование арендной платы за находящиеся в публичной собственности земли осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
По правилам абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Размер арендной платы за пользование спорными земельными участками на 2013 год определён арендодателем на основании Постановления Администрации г.Астрахани N 6962 от 07.08.2013, согласно которому, базовая ставка арендной платы за использование земельных участков, занимаемых промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, складами и базами промышленного назначения, объектами портов и вокзалов (водных и ж/д), автостанций и иными объектами промышленного назначения установлена в размере 1,81%.
Истец же считает, что арендная плата за пользование спорными земельными участками должна определяться с учетом положений нормативных актов - Постановления Правительства Российской Федерации N 582 и приказа Минэкономразвития от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", установившего льготную ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Соглашаясь с правовой позицией истца, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5 Правил, утверждённых Постановлением N 582, определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 Правил..." в том числе, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Как указано в пункте 2 Постановления N 582, размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" утверждена ставка арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Указанный нормативный акт зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2013 N 28730, опубликован 21.06.2013 в "Российской газете" - федеральный выпуск N 6109, в силу чего вступил в силу с 02.07.2013.
В соответствии с информацией, размещённой на официальном сайте Общества www.ttk.lukoil.com ООО "ЛУКОЙЛ - ТТК" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей свою деятельность на территории Волгоградской, Астраханской и Ростовской областей.
Основная задача компании - надежное и качественное обеспечение потребителей тепловой энергией и теплоносителем.
На арендованных земельных участках расположены принадлежащие ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" объекты недвижимого имущества.
Судом первой инстанции установлено, что арендованные ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" земельные участки предоставлены и используются арендатором для эксплуатации объектов недвижимого имущества - тепловых сетей, пунктов учета тепловой энергии, центральных тепловых пунктов, насосной станции, базы южного теплового района, мастерской, производственных зданий в целях осуществления основной уставной деятельности истца, связанной с передачей тепловой энергии.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (пункт 11 статьи 1) относит линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения к линейным объектам.
Вывод суда первой инстанции об использовании истцом объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, предоставленных ответчику в аренду, в целях теплоснабжения, является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности факта того, что ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" арендует спорные земельные участки в целях теплоснабжения, подлежат отклонению как не основанные на доказательствах.
Само по себе сомнение подателя жалобы в использовании спорных земельных участков ООО "ЛУКОЙЛ - ТТК" в целях теплоснабжения не свидетельствует о данном факте.
Доводы апелляционной жалобы о том, что положения пункта 5 Правил, утверждённых Постановлением N 582, не распространяются на спорные правоотношения, поскольку арендуемые ООО "ЛУКОЙЛ - ТТК" земельные участки к федеральной собственности не относятся, подлежат отклонению в силу следующего.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности, которая подлежит применению с момента опубликования (22.09.2012).
Таким образом, учитывая, что, арендуемые земельные участки предоставлены арендатору для размещения объектов недвижимости, используемых в целях теплоснабжения, то, основываясь на нормах Постановления N 582, размер арендной платы за спорные земельные участки, находящиеся в аренде ООО "ЛУКОЙЛ - ТТК", не должен превышать размер арендной платы, исчисленный из ставки, установленной приказом Министерства экономического развития приказа от 23.04.2013 N 217, а именно 0,7% от кадастровой стоимости этих земельных участков.
Довод апелляционной жалобы о том, что письма, приказы, инструкции, изданные Минэкономразвития России, носят рекомендательный характер и не являются обязательными для исполнения, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно применил Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод", отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Нормативный правовой акт представляет собой письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации").
Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Следовательно, Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 является действующим нормативным правовым актом, общеобязательным к применению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (арендную плату).
В пункте 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Установлено, что в период с 01.08.2013 по 31.12.2013 истец производил оплату за использование арендованных земельных участков в размере арендной платы, исходя из базовой ставки арендной платы 1,81%.
Согласно расчёту истца размер излишне уплаченной за данный период арендной платы по вышеуказанным договорам аренды земельных участков составил 111 029 руб. 95 коп.
Данный расчёт проверен судом первой инстанции и признан верным.
Апелляционная жалоба доводов о несогласии с исчисленным истцом размером неосновательного обогащения не содержит.
Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) (пункт 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицо, неосновательно пользовавшееся чужим имуществом, должно в соответствии со статьёй 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации возместить то, что оно сберегло вследствие такого пользования по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно счёл требования истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы за период с 01.08.2013 по 31.12.2013 в размере 111 029 руб. 95 коп. подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на их переоценку и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального образования г. Астрахань в лице администрации города Астрахани - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-3060/2014
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания"
Ответчик: Администрация г. Астрахани, Муниципальное образования "Город Астрахань", Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани
Третье лицо: Управление муниципального имущества администрации города Астрахани, Управление муниципальным имуществом администрации города Астрахани, Финансово-казначейское управление администрации города Астрахани, ФКУ администрации города Астрахани