Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 ноября 2001 г. N КГ-А40/6474-01
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 04.11.99 по делу N 2130-Г с учреждения ЯЦ-34/4 в пользу открытого акционерного общества "Стройиндустрия" взыскано 2.741.860 руб. 14 коп. - задолженности по оплате коммунальных услуг по договору от 01.01.97 N 17.
Исполнительный лист, выданный на основании указанного решения, был возвращен с отметкой банка о невозможности его исполнения ввиду отсутствия у должника денежных средств.
ОАО "Стройиндустрия" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ (далее ГУИН Минюста России) вышеназванной суммы в порядке субсидиарной ответственности.
Решением суда от 13.08.2001 года иск удовлетворен в заявленном размере.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ГУИН Минюста России просит отменить указанное решение как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, кассационная инстанция находит принятое по делу решение подлежащим отмене.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании с ответчика суммы иска, суд указал, что если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора, это требование может быть предъявлено к лицу, несущему субсидиарную ответственность. Суд исходил из того, что таким лицом является ГУИН Минюста России, который при недостаточности у учреждений, исполняющих наказание, денежных средств несет ответственность по обязательствам этих учреждений в пределах денежных средств, находящихся на счетах специальных внебюджетных фондов.
Указанные выводы суда нельзя признать недостаточно обоснованными.
В соответствии со ст. 11 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" собственником имущества уголовно-исполнительной системы является Российская Федерация, а имущество данной системы находится в ее оперативном управлении.
Часть 5 статьи 11 указанного закона предусматривает субсидиарную ответственность ГУИН Минюста России по обязательствам учреждений, связанных с осуществлением ими собственной производственной деятельности только в пределах денежных средств, находящихся на счетах специальных внебюджетных фондов. Суд не установил, имеются ли такие средства у ГУИН Минюста России.
Часть 3 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что особенности правового положения отдельных видов государственных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Статья 11 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы" указывает, что собственником имущества в этой системе является Российская Федерация.
При таком положении при недостаточности финансовых средств у бюджетной организации субсидиарную ответственность несет собственник имущества, каковым ГУИН Минюста России не является.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации участвует в гражданских правоотношениях через свои уполномоченные органы.
В силу Указа Президента РФ N 867 от 17 мая 2000 года "О структуре Федеральных органов исполнительной власти" ГУИН Минюста РФ к таким органам не относится.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенной ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
Согласно перечню прямых получателей средств из федерального бюджета, указанных в приложении N 9 к приказу Минфина России от 25 мая 1999 г. N 38н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ" ГУИН Минюста России не является главным распорядителем бюджетных средств.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета должен выступать в суде от имени казны Российской Федерации по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.
Суд не определил, кто должен выступать в суде в качестве ответчика по данному иску.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение не может быть признано правильным и подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, определить надлежащего ответчика по данному иску и, в зависимости от собранных доказательств, в соответствии с законом, разрешить спор по существу.
Руководствуясь ст.ст. 171, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.08.2001 по делу N А40-25685/01-83-316 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 ноября 2001 г. N КГ-А40/6474-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании