г. Саратов |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А57-7363/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" ноября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калинкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, Правительства Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 августа 2014 года по делу N А57-7363/2014 (судья Калинина А.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Саратовская пригородная пассажирская компания" (410026, г. Саратов, ул. Аткарская, 57, ИНН 6452950802, ОГРН 1106450009380)
к комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев, 116, ИНН 6452914177, ОГРН 1056415015910)
третьи лица:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Нов. Басманная, 2, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), Правительство Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Московская, 72), министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (410005, г. Саратов, ул. 1-я Садовая, 104, ИНН 6452111028, ОГРН 1146450005602)
о признании незаконными действий комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области по:
- утверждению экономически обоснованных затрат открытого акционерного общества "Саратовская ППК" в сумме 302 905, 57 тыс. руб.;
- утверждению экономически обоснованного расчетного тарифа на услуги ОАО "Саратовская ППК" в сумме 19,80 руб. за 10 пассажирокилометров,
- исключении части затрат на услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава в аренду, управлению и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонта железнодорожного подвижного состава в сумме 179 068,81 тыс. руб. из состава экономически обоснованных затрат открытого акционерного общества "Саратовская ППК" на 2014 год,
о возмещении открытому акционерному обществу "Саратовская ППК" сумму уплаченной государственной пошлины,
при участии в судебном заседании представителей: комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области - представитель Антонова Г.В., по доверенности от 18.08.2014 (удостоверение), представитель Розман Ж.В., по доверенности от 29.05.2014 N 04-07 (удостоверение); Правительства Саратовской области - представитель Ильинов Д.В., по доверенности N 1-07-08-1893 от 21.10.2013 (удостоверение); министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области - представитель Лыкин А.Э., по доверенности от 29.10.2014 (удостоверение), представитель Калашникова Е.Н., по доверенности N 90 от 04.07.2014; открытого акционерного общества "Саратовская пригородная пассажирская компания" - представитель Гусева О.И., по доверенности N 471 от 31.07.2014 (удостоверение); открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - представитель Гусева О.И., по доверенности N 88 от 03.09.2014
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Саратовская пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания", общество, заявитель) к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области, третьи лица: ОАО "РЖД", Правительство Саратовской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области по: утверждению экономически обоснованных затрат ОАО "Саратовская ППК" в сумме 302 905, 57 тыс. руб.; утверждению экономически обоснованного расчетного тарифа на услуги ОАО "Саратовская ППК" в сумме 19,80 руб. за 10 пассажирокилометров, исключении части затрат на услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава в аренду, управлению и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонта железнодорожного подвижного состава в сумме 179 068,81 тыс. руб. из состава экономически обоснованных затрат ОАО "Саратовская ППК" на 2014 год, о возмещении ОАО "Саратовская ППК" сумму уплаченной государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 августа 2014 года по делу N А57-7363/2014 заявленные ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания" требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области по:
- утверждению экономически обоснованных затрат ОАО "Саратовская ППК" в сумме 302 905, 57 тыс. руб.,
- утверждению экономически обоснованного расчетного тарифа на услуги ОАО "Саратовская ППК" в сумме 19,80 руб. за 10 пассажирокилометров,
- исключению части затрат на услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава в аренду, управлению и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонта железнодорожного подвижного состава в сумме 179 068,81 тыс. руб. из состава экономически обоснованных затрат ОАО "Саратовская ППК" на 2014 год, в остальной части - прекратить.
С Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области в пользу ОАО "Саратовская ППК" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Не согласившись с принятым решением, комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, Правительство Саратовской области обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
В порядке статьи 262 АПК РФ ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Саратовская ППК" представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых заявитель и заинтересованное лицо просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ОАО "Саратовская ППК" в порядке статьи 81 АПК РФ представлены письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых общество поддерживает ранее изложенную позицию по делу.
Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области представлен отзыв на пояснения ОАО "Саратовская ППК".
В судебном заседании представители поддержали позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционных жалоб установлены следующие обстоятельства.
Решением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 09.01.2014 утверждены экономически обоснованные затраты и расчетный тариф на услуги ОАО "Саратовская ПГЖ" - субъекта естественной монополии в сфере перевозок пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении, в отношении которого введено государственное регулирование деятельности (приказы ФСТ России от 06.04.2011 г. N 107-т, N 108-т) на 2014 год, в следующем размере:
экономически обоснованные затраты - 302 905,57 тыс. руб.;
расчетный тариф - 19,80 руб. за 10 пассажирокилометров. ( т.2 л.д.122-123)
ОАО "Саратовская ППК" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, (с учетом уточнений) о признании действий Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области по: утверждению экономически обоснованных затрат ОАО "Саратовская ППК" в сумме 302 905, 57 тыс. руб.; утверждению экономически обоснованного расчетного тарифа на услуги ОАО "Саратовская ППК" в сумме 19,80 руб. за 10 пассажирокилометров, исключении части затрат, противоречащими части статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок".
В обоснование заявления общество указало, что при установлении тарифа на 2014 год не были приняты во внимание расчеты и иные обосновывающие документы, подтверждающие экономически обоснованный уровень его затрат по договорам аренды подвижного состава с экипажем (моторвагонный подвижной состав, рельсовые автобусы) не производился расчет тарифа с применением Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 года N 235-т/1.
Действия Комитета по исключению части расходов по договорам с ОАО "РЖД" из состава экономически обоснованных затрат ОАО "Саратовская ППК", как указывает заявитель, лишили общество на полное покрытие выпадающих расходов из государственного регулирования тарифов в 2014 году за счет субсидии в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 31.03.2013 N 42-П, права на возмещение убытков за счет бюджета Саратовской области на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 " О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 августа 2014 года по делу N А57-7363/2014 требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, Правительства Саратовской области указывается, что затраты ОАО "Саратовская ППК", по договорам аренды подвижного состава с экипажем (моторвагонный подвижной состав, рельсовые автобусы) не могут быть учтены в качестве экономически обоснованных затрат при расчете тарифа на 2014 год, поскольку при заключении договоров аренды не выполняются п.1,2, 9 Методики N 235-т/1, ставки арендной платы не регулируются государством, договоры аренды ежегодно заключаются без проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством о размещении заказов, объемные показатели работы компании за 2013 год выше чем на 2014.
Кроме того, заявители жалоб считают, что ввиду исполнения Комитетом 14.07.2014 приказа ФТС России от 03.06.2014 N 915-д (учтены расходы в размере 1205, 8 тыс. руб), предмет спора отсутствует, действия Комитета по утверждению тарифа носили технический характер и не нарушают права и законные интересы ОАО "Саратовская ППК" в сфере экономической деятельности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалоб, отзывов, судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда приходит к следующему выводу.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Тарифы на проезд пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения устанавливаются в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", предусматривающей, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 года N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. К их числу отнесена перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (пункт 5 Перечня).
В соответствии с Положением о комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года 169-П, Комитет является государственным органом исполнительной власти Саратовской области, органом, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов Саратовской области, уполномоченным осуществлять регулирование тарифов на услуги транспорта. Согласно пункту 9 указанного Положения комитет производит расчет экономически обоснованных затрат и экономически обоснованных (расчетных) тарифов, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в том числе в возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг.
Принимая во внимание изложенное, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение, утвержденное протоколом от 09.01.2014, принято в пределах полномочий комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области.
Согласно статье 8 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 года N 643 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 года N 235-т/1 утверждена Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, которая предназначена для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и являющихся субъектами естественных монополий (пункт 2 Методики).
Разрешая заявление, суд пришел к выводу о том, что при установлении для ОАО "Саратовская ППК" тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области не была применена названная выше Методика, в частности, ее пункты 23.7.2.2, 23.7.2.3, 23.7.2.4.
Как следует из материалов дела, 09.01.2014 руководителем Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области Новиковой Л.Н. утвержден протокол заседания государственного регулирования тарифов Саратовской области N 1 от 09.01.2014, согласно которому, принято решение об утверждении экономически обоснованных затрат и расчетного тарифа на услуги ОАО "Саратовская ПГЖ" - субъекта естественной монополии в сфере перевозок пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении, в отношении которого введено государственное регулирование деятельности (приказы ФСТ России от 06.04.2011 г. N 107-т, N 108-т), в следующем размере:
экономически обоснованные затраты - 302 905,57 тыс. руб.;
расчетный тариф - 19,80 руб. за 10 пассижирокилометров.
По мнению судебной коллегии, вывод суда о том, что при установлении названного тарифа допущено нарушения действующего законодательства, является правильным.
Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" определены основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации. Железнодорожный транспорт призван, в частности, своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости работы, доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования (статья 4 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ).
Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" согласно его статье 1 определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Согласно статье 7 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 года N 643, предусматривает, что государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется в целях обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами (пункт 4).
В соответствии с п. 19, п. 20 Постановления Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания (методики) по вопросам государственного регулирования тарифов, сборов и платы, подлежащие применению органами регулирования и субъектами регулирования и Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы, а также перечень документов, представляемых для их установления (изменения).
При расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий в железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов руководствуются Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 28.09.2010 N 235-т/1.
В соответствии с п. 9 Методики основным методом для расчетов является метод экономически обоснованных затрат. При этом прогноз затрат субъекта регулирования на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении в текущем периоде и на период регулирования выполняется с применением:
- регулируемых государством цен (тарифов), включая цены (тарифы) на продукцию (услуги) естественных монополий и их прогнозных значений, индексов инфляции, индексов изменения цен производителей промышленной продукции, определяемых прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, доведенных на текущий период и период регулирования;
- цен, установленных на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- данных, полученных по результатам экспертиз, проводимых регулирующим органом.
Из материалов дела следует, что при расчете и установлении экономически обоснованных затрат Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области не в полном объеме были учтены расходы ОАО "Саратовская ППК" по договорам аренды подвижного состава с экипажем (моторвагонный подвижной состав, рельсовые автобусы).
Между тем, материалами дела подтверждено и не оспорена Комитетом обоснованность несения затрат по договорам аренды ОАО "Саратовская ППК".
В рассматриваемом случае, не обладая собственным подвижным составом и локомотивными бригадами, ОАО "Саратовская ППК" ежегодно заключает соответствующие договоры аренды с ОАО "РЖД" в целях надлежащего исполнения взятых на себя обязательств по перевозке пассажиров на территории Саратовской области (договоры N N 87/12/ЦЦМВ от 25.12.2012 г., 86/12/ЦДМВ от 25.12.2012 г., 98/12/ЦДМВ от 27.12.2012 г., 292/13/ЦДМВ от 31.12.2013 г., 49/14/ЦДМВ от 18.02.2014 г.).
В рамках данных договоров оказываются услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава в аренду, управлению и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонта железнодорожного подвижного состава (далее - услуги по аренде подвижного состава с экипажем).
Включение расходов по аренде транспортных средств в состав экономически обоснованных затрат, принимаемых при расчете тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, прямо предусмотрено Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах РФ, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 г. N 235-т/1. Данная методика, являясь нормативно-правовым актом, подлежит обязательному применению и исполнению на территории Российской Федерации.
Заключенные договоры аренды подвижного состава с экипажем на 2013 год (N N 87/12/ЦДМВ от 25.12.2012 г., 86/12/ЦДМВ от 25.12.2012 г., 98/12/ЦДМВ от 27.12.2012 г.), рассмотренные Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области, были одобрены Советом директоров и Общим собранием акционеров ОАО "Саратовская ППК" в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
При этом судом установлено, что акционерами ОАО "Саратовская ППК" являются ОАО "РЖД" и Саратовская область в лице Комитета транспорта Саратовской области. Договоры аренды подвижного состава с экипажем, заключенные между ОАО "РЖД" и ОАО "Саратовская ППК", в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах", как сделки с заинтересованностью, прошли одобрение со стороны Правительства Саратовской области в лице Комитета транспорта Саратовской области - как акционера ОАО "Саратовская ППК", имеющего право голосования по данным сделкам. Как следует из протокола от 17.12.2012 N 5/12 собрания акционеров ОАО "Саратовская ППК" ОАО "РЖД" в голосовании не участвовало как лицо имеющее заинтересованность.
Судом так же установлено, что ни одна из заключенных сделок не была признана недействительной (незаконной).
Затраты ОАО "Саратовская ППК" на оплату услуг по аренде подвижного состава с экипажем, которые рассматривались Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области, подтверждены первичными учетными документами - актами оказанных услуг за 2013 год (имевшиеся в наличии на момент проведения экспертизы регулирующим органом), оформленными в соответствии с действующим законодательством о бухгалтерском учете, и проверенными в ходе обязательного аудита бухгалтерской отчетности ОАО "Саратовская ППК" за 2013 год (Аудиторское заключение N 29 от 10.02.2014, имеющееся в материалах дела, хоть и было получено ОАО "Саратовская ППК" после утверждения экономически обоснованных затрат, но так же подтверждает достоверность отражения финансового положения организации в ее бухгалтерской отчетности, правильность оформления ОАО "Саратовская ППК" первичной документации).
Таким образом, у ОАО "Саратовская ППК" имеется предусмотренная договорными условиями обязанность по оплате оказанных услуг.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания" в соответствии Положением о Федеральной службе по тарифам (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06,2004 N 332), Правилами досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с ФЗ "О естественных монополиях" (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 N 669), Административным регламентом предоставления Федеральной службой по тарифам государственной функции по досудебному рассмотрению споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с ФЗ "О естественных монополиях" (утв. Приказом ФСТ России от 04.06.2012 N 372-д) обращалось в Федеральную службу по тарифам с заявлением об обязании Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области произвести перерасчет экономически обоснованных затрат ОАО "Саратовская ППК" в части затрат на услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава в аренду, управлению и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонта железнодорожного подвижного состава, а также пересмотреть и ввести в действие экономически обоснованный тариф на услуга открытого акционерного общества "Саратовская пригородная пассажирская компания" по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Саратовской области на 2014 г. на основании экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов ОАО "Саратовская ППК" с учетом себестоимости и уровня рентабельности пригородных пассажирских перевозок.
Приказом от 03.06.2014 N 915-д Федеральной службы по тарифам удовлетворены требования, указанные в заявлении ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания" о досудебном рассмотрении спора с Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области; органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок приказано в срок до 01.08.2014 произвести перерасчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Саратовской области на 2014 год в части расходов по статьям "Плата за пользование подвижным составом", "Управление и эксплуатация подвижного состава", "Текущий ремонт подвижного состава", "Капитальный ремонт подвижного состава", "Техническое обслуживание подвижного состава";
- при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Саратовской области на 2014 год, дополнительно учесть затраты, подлежащие компенсации, выявленные при уточнении параметров расчета тарифов на 2014 год.
Данные выводы Федеральная служба по тарифам основывает на том, что при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области допущено нарушение положений пунктов 23.7.2.2, 23.7.2.3, 23.7.2.4 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1.
Следствием вышеуказанных нарушений явилось то, что в экономически обоснованных затратах, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Саратовской области для ОАО "Саратовская ПГЖ" на 2014 год некорректно учтены экономически обоснованные расходы по статьям затрат: "Плата за пользование подвижным составом", "Управление и эксплуатация подвижного состава", "Текущий ремонт подвижного состава", "Капитальный ремонт подвижного состава", "Техническое обслуживание подвижного состава".
Доказательств опровергающих данные выводы Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области в ходе судебного разбирательства не представлено.
Позиция заявитель жалоб о том, что ввиду исполнения Комитетом 14.07.2014 приказа ФТС России от 03.06.2014 N 915-д (учтены расходы в размере 1205, 8 тыс. руб), предмет спора отсутствует, действия Комитета по утверждению тарифа носили технический характер и не нарушают права и законные интересы ОАО "Саратовская ППК" в сфере экономической деятельности, представляется суду апелляционной инстанции несостоятельной в виду рассмотрения Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области и одобрения Советом директоров и Общим собранием акционеров ОАО "Саратовская ППК" в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" договоров аренды подвижного состава с экипажем на 2013 год (NN 87/12/ЦДМВ от 25.12.2012 г., 86/12/ЦДМВ от 25.12.2012 г., 98/12/ЦДМВ от 27.12.2012 г.), следовательно признания обоснованности затрат.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией ОАО "Саратовская пригородная пассажирская компания", что, поскольку спор разрешен судом по правилам главы 24 АПК РФ, а, следовательно, проверена законность и обоснованность действий комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области по:
- утверждению экономически обоснованных затрат открытого акционерного общества "Саратовская ППК" в сумме 302 905, 57 тыс. руб.;
- утверждению экономически обоснованного расчетного тарифа на услуги ОАО "Саратовская ППК" в сумме 19,80 руб. за 10 пассажирокилометров,
- исключении части затрат на услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава в аренду, управлению и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонта железнодорожного подвижного состава в сумме 179 068,81 тыс. руб. из состава экономически обоснованных затрат открытого акционерного общества "Саратовская ППК" на 2014 год, по состоянию на 09.01.2014, когда руководителем Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области Новиковой Л.Н. утвержден протокол заседания государственного регулирования тарифов Саратовской области N 1 от 09.01.2014 г., то произведенный Комитетом в июле 2014 года перерасчет экономически обоснованных расходов и экономически обоснованного тарифа на 2014 года, не является основанием к отмене судебного акта по настоящему делу, поскольку пересчитанные дополнительно суммы могут быть учтены по инициативе сторон при последующем государственном регулировании тарифа или по инициативе перевозчика в рамках искового производства.
Утверждения подателей жалоб о том, что действия Комитета по утверждению тарифа носили технический характер и не нарушают права и законные интересы ОАО "Саратовская ППК" в сфере экономической деятельности, также несостоятельно.
Действия Комитета по исключению части расходов по договорам с ОАО "РЖД" из состава экономически обоснованных затрат ОАО "Саратовская ППК", как указывает заявитель, лишили общество на полное покрытие выпадающих расходов из государственного регулирования тарифов в 2014 году за счет субсидии в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 31.03.2013 N 42-П, права на возмещение убытков за счет бюджета Саратовской области на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 " О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционные жалобы не содержат.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Находя решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 августа 2014 года по делу N А57-7363/2014 законным и обоснованным, судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, освобождены от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 августа 2014 года по делу N А57-7363/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7363/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 февраля 2015 г. N Ф06-20321/13 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Саратовская ППК"
Ответчик: Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области
Третье лицо: Комитет транспорта Саратовской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, ОАО "РЖД", Правительства Саратовской области, Правительство Саратовской области