г. Киров |
|
28 ноября 2014 г. |
Дело N А31-3045/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Турубановой Н.С.,
при участии в судебном заседании представителей:
истца - Смирновой Е.Н., по доверенности от 07.04.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городской округ город Шарья Костромской области в лице управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации городского округа город Шарья Костромской области, ОГРН 1074436000737; ИНН 4407008709
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05 сентября 2014 года по делу N А31-3045/2014, принятое судом в составе судьи Паниной С.Л.,
по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151; ИНН 7606053324)
к муниципальному образованию городской округ город Шарья Костромской области в лице управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации городского округа город Шарья Костромской области (ОГРН 1074436000737; ИНН 4407008709), Финансового управления администрации городского округа город Шарья Костромской области (ОГРН 1024402033468; ИНН 4407002337), администрации городского округа город Шарья Костромской области (ОГРН 1024402034095; ИНН 4407002295)
о взыскании убытков,
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к муниципальному образованию городской округ город Шарья Костромской области в лице управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации городского округа город Шарья Костромской области (далее - Управление, ответчик, заявитель) о взыскании 24 490 021 руб. 85 коп. убытков, возникших в результате предоставления в апреле, мае, октябре, декабре 2013 года (далее - Спорный период) жителям городского округа город Шарья мер социальной поддержки, установленных решением Думы городского округа города Шарья от 27.09.2012 N 32-ДН и от 26.09.2013 N 30-ДН; Постановлением администрации городского округа от 12.02.2013 N 168.
Исковые требования основаны на статьях 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 17 июня 2014 года производства по делам N N A31-3045/2014, А31-3046/2014, A31-3043/2014, A31-5140/2014, A31-3146/2014 объединены в одно производство, делу присвоен номер А31-3045/2014
Решением Арбитражного суда Костромской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, противоречат фактическим обстоятельствам дела и нормам законодательства. Ссылаясь на решение Думы городского округа города Шарья от 30.05.2013 N 18-ДН, согласно которому пункт 2 статьи 1 Положения об Управлении признан утратившим силу, заявитель полагает, что является ненадлежащим ответчиком, действия от имени муниципального образования без доверенности или соответствующих положений относятся к исключительным полномочиям главы муниципального образования. В функции комитета входили лишь проверка и направление расчетов частичной оплаты стоимости услуг отопления в финансовое управление администрации городского округа и платежных поручений в территориальный отдел по городскому округу город Шарья и Шарьинскому муниципальному району департамента финансов Костромской области. Ответчик осуществляет данные функции в пределах остатка лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете по соответствующим кодам классификации расходов бюджета. Предоставление мер социальной поддержки является расходным обязательством городского округа город Шарья, данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что Управление является главным распорядителем денежных средств по возмещению недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением мер социальной поддержки населению, в виде частичной оплаты стоимости тепловой энергии на отопление жилых помещений, поэтому является надлежащим ответчиком. Судом первой инстанции исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы в соответствии с действующим законодательством, а доводы заявителя о неполном выяснении обстоятельств дела, неправильном применении норм материального и процессуального права несостоятельны. Просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Финансовое управление администрации городского округа город Шарья Костромской области поддерживает доводы апелляционной жалобы Управления.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили. Финансовое управление администрации городского округа город Шарья Костромской области заявило ходатайство о рассмотрении дела без участия законного представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчиков.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Костромской области от 05 сентября 2014 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Шарьинская ТЭЦ" (далее - ООО "Шарьинская ТЭЦ") в Спорный период на территории муниципального образования городской округ город Шарья осуществляло поставку тепловой энергии, в том числе для целей оказания коммунальных услуг отопление как исполнителям коммунальных услуг (управляющим организациям, товариществам собственникам жилья), так и непосредственно гражданам - в случае выбора непосредственного управления многоквартирным домом.
В Спорный период для расчета размера платы за отопление применялись:
1) нормативы отопления в жилых домах на территории городского округа город Шарья, утвержденные постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 08.10.2010 N 10/148;
2) тарифы, утвержденные постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 23.10.2012 N 12/227 "О тарифах на тепловую энергию, производимую электростанциями ООО "Шарьинская ТЭЦ" на территории Костромской области, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2013 год.
Решением Думы городского округа города Шарья от 27.09.2012 N 32-ДН (в редакции решений Думы городского округа города Шарья от 29.11.2012 N 42-ДН, от 26.12.2012 N 46-ДН, от 30.01.2013 N 3-ДН, от 04.04.2013 N 12-ДН), Решением Думы городского округа город Шарья от 26.09.2013 N30-ДН (в редакции решения Думы городского округа город Шарья от 26.12.2013 N 43-ДН) были установлены меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета городского округа города Шарья стоимости тепловой энергии на коммунальную услугу отопление.
Во исполнение решения Думы городского округа города Шарья от 27.09.2012 N 32-ДН постановлением администрации городского округа город Шарья от 12.02.2013 N 168 был утвержден порядок предоставления жителям городского округа город Шарья мер социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета городского округа город Шарья услуг отопления жилых помещений (далее по тексту - Порядок по МСП). Указанный Порядок распространен на правоотношения, возникшие с января 2013 года.
ООО "Шарьинская ТЭЦ" в адрес Управления были предоставлены сведения, необходимые в соответствии с Порядком для получения мер социальной поддержки.
Неисполнение обязательств привело к возникновению у ООО "Шарьинская ТЭЦ", как ресурсоснабжающей организации, убытков в виде недополученных доходов, размер которых за Спорный период года составил 24 696 996 руб. 33 коп. (без учета НДС).
Указанная сумма подтверждается сводными реестрами начисленных мер социальной поддержки в виде частичной оплаты услуг, подписанными, в том числе, со стороны представителей Управления.
ООО "Шарьинская ТЭЦ" (цедент) уступило право требования Обществу (цессионарий), подписав договоры цессии N 4000-002729-13 от 30.08.2013, N 4000-000092-14, N 4000-000093-14, N 4000-000087-14, N 4000-000086-14, N 4000-000286-14, N б/н за декабрь 2013 года.
Цессионарий уведомил ответчика о перемене лиц в обязательстве.
Управление денежные средства новому кредитору не перечислило.
Ненадлежащее исполнение обязательства по возмещению за счет средств местного бюджета в связи с предоставлением мер социальной поддержки жителям города Шарьи в виде частичной оплаты услуг отопления явилось основанием для обращения истца в суд.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указал, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, является публично-правовое образование.
В пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", устанавливающего основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, определено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и соответствующие к ним надбавки в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Решением Думы городского округа города Шарья от 27.09.2012 N 32-ДН (в редакции решений Думы городского округа города Шарья от 29.11.2012 N 32-ДН, от 26.12.2012 N 46-ДН, от 30.01.2013 N 3-ДН, от 04.04.2013 N 12-ДН), Решением Думы городского округа город Шарья от 26.09.2013 N30-ДН (в редакции решения Думы городского округа город Шарья от 26.12.2013 N 43-ДН) для жителей города Шарьи были установлены меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета городского округа города Шарья стоимости тепловой энергии на коммунальную услугу отопление. В целях предоставления частичной оплаты были введены:
- муниципальный стандарт стоимости тепловой энергии на отопление жилых помещений в размере 1936, 26 рублей за Гкал;
- муниципальный стандарт расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений в размере 0, 211 Гкал/год.
Указанным Решением Думы также было установлено, что порядок предоставления жителям городского округа город Шарья мер социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета городского округа услуг отопления устанавливается постановлением администрации городского округа город Шарья Костромской области.
Согласно пункту 1.3 Порядка по МСП меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета городского округа услуг отопления предоставляются жителю городского округа город Шарья, обязанному вносить плату за отопление, в случае наличия одного либо двух условий:
а) тариф, установленный уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области для ресурсоснабжающей организации и используемый для расчета размера платы за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, превышает муниципальный стандарт стоимости тепловой энергии, установленный решением Думы городского округа;
б) используемые для расчета размера платы за отопление в жилых домах, необорудованных приборами учета тепловой энергии, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам нормативы потребления тепловой энергии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, превышают муниципальный стандарт расхода тепловой энергии, установленный решением Думы городского округа.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка по МСП финансовое обеспечение предоставления меры социальной поддержки является расходным обязательством городского округа город Шарья, исполняемым за счет доходов бюджета городского округа.
Пунктом 3.5 Порядка по МСП предусмотрено, что размер субсидий (размер недополученных доходов, возмещаемых за счет средств субсидий) за отчетный месяц определяется как сумма частичной оплаты, начисленной в отчетном месяце в размере и на условиях, определенных данным Порядком, жителям города Шарьи, являющимся потребителями услуг отопления.
Исполнение расходного обязательства перед исполнителями коммунальных услуг осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 3.6 Порядка по МСП, путем финансирования средств частичной оплаты стоимости тепловой энергии на отопление.
Во исполнение данного пункта в адрес Управления были предоставлены сведения, необходимые в соответствии с Порядком по МСП для получения мер социальной поддержки.
Обязательства муниципального образования городской округ город Шарья по возмещению за счет средств местного бюджета в связи с предоставлением мер социальной поддержки жителям города Шарьи в виде частичной оплаты услуг отопления не исполнены.
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели Управлению ЖКХ в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета городского округа город Шарья на 2013 год (пункт 3.4 Порядка по МСП).
Управление является главным распорядителем денежных средств по возмещению недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением социальной поддержки населению городского округа в виде частичной оплаты стоимости теплоэнергии на отопление жилого помещения, ресурсоснабжающим организациям, что подтверждается выписками из решений Думы городского округа города Шарья от 26.12.2012 N 47-ДН "О бюджете городского округа города Шарья на 2013 год" с внесенными изменениями, от 29.05.2014 N 36 "Об отчете администрации городского округа город Шарья об исполнении бюджета городского округа город Шарья на 2013 год", а также уведомлениями об изменении бюджетных ассигнований по расходам.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации потребители (население) оплачивают тепловую энергию исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, по тарифам, установленными органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 541 от 29.08.2005 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" установлен федеральный стандарт уровня платежей граждан в размере 100% экономически обоснованных затрат на содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа обязан обеспечить организации, предоставляющей населению такие услуги, возмещение экономически обоснованных затрат.
Факт предоставления ООО "Шарьинская ТЭЦ" мер социальной поддержки и возникновения в связи с этим убытков подтверждены материалами дела и ответчиком не оспариваются. Расчет задолженности проверен судом, признан верным и по существу заявителем не оспорен.
В соответствии со статьей 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты (статья 384 Гражданского кодекса Российской Федерации).
ООО "Шарьинская ТЭЦ", как кредитор, своим правом на возмещение убытков распорядилось, заключив договоры об уступке права требования с Обществом. Предусмотренная статьей 389 Гражданского кодекса Российской Федерации форма уступки требования была соблюдена.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что ответчиком, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств возмещения расходов истцу по оплате предоставленных населению коммунальных услуг, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05 сентября 2014 года по делу N А31-3045/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации городского округа город Шарья Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-3045/2014
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2"
Ответчик: Администрация городского округа г. Шарья, МО городской округ г. Шарья КО в лице Администрации городского округа города Шарьи, МО городской округ г. Шарья КО в лице Финансового управления администрации г/о г. Шарьи, Муниципальное образование городской округ город Шарья в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, строительства территориального планирования и архитектуры Администрации городского округа город Шарья Костромской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства и стоительства администрации городского округа г. Шарья, Финансовое управление администрации г/о г. Шарьи
Третье лицо: ООО "Шарьинская ТЭЦ", Финансовое управление администрации городского округа город Шарья, Финансовое управление администрации г/о г. Шарья КО