Тула |
|
27 ноября 2014 г. |
Дело N А23-3973/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.11.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Калужский рынок" (г. Калуга, ОГРН 1024001179003, ИНН 4027004472) - Бургардт Е.А. (доверенность от 19.08.2014), Георгиевского П.Э. (доверенность от 19.08.2014), Митрохиной О.А. (доверенность от 19.08.2014), заинтересованного лица - управления экономики и имущественных отношений города Калуги (г. Калуга, ОГРН 1114027004332, ИНН 4027104445) - Белла Н.Ю. (доверенность от 06.05.2014 N 783/16-14), третьего лица - Городской Управы города Калуги (г. Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947) - Белла Н.Ю. (доверенность от 10.11.2014 N 01/186-14-д), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калужский рынок" на решение Арбитражного суда Калужской области от 25.06.2014 по делу N А23-3973/2013 (судья Носова М.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Калужский рынок" (далее - общество, ООО "Калужский рынок") 09.09.2013 обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным отказа управления имущественных отношений города Калуги (далее - управление) в предоставлении ООО "Калужский рынок" преимущественного права выкупа нежилого помещения - павильона N 3, строение 4, общей площадью 459,1 кв. метров, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д. 19, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства", выраженного в письме управления от 26.07.2013 N 1933/05-13, об обязании управления обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости нежилого помещения - павильона N 3, строение 4, общей площадью 459,1 кв. метров, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д. 19, в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", о принятии решения об условиях приватизации нежилого помещения - павильона N 3, строение 4, общей площадью 459,1 кв. метров, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д. 19, и направлении в адрес ООО "Калужский рынок" проекта договора купли-продажи в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 02.10.2013 указанное заявление принято к производству, делу присвоен номер А23-3973/2013.
ООО "Калужский рынок" 26.09.2013 обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным отказа управления в предоставлении ООО "Калужский рынок" преимущественного права выкупа следующего недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д. 19: павильон N 3, строение 4, общей площадью 459,1 кв. метров, в соответствие с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства", выраженного в письме управления от 13.09.2013 N 2290/05-13, об обязании управления обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости указанного арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", принять решение об условиях приватизации арендуемого ООО "Калужский рынок" следующего недвижимого имущества: павильон N 3, строение 4, общей площадью 459,1 кв. метров, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д. 19, и направить в адрес ООО "Калужский рынок" проект договора купли-продажи - в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 08.10.2013 заявление общества принято к производству, делу присвоен номер А23-4299/2013.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 14.11.2013 по делу N А23-3973/2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Городская Управа города Калуги.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 25.11.2013 по делу N А23-4299/2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Городская Управа города Калуги.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 08.05.2014 по делу N А23-3973/2013 произведена замена ответчика на правопреемника - управление экономики и имущественных отношений города Калуги.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 02.06.2014 дела N А23-4299/2013 и N А23-3973/2013, исходя из принципа объединения дел по объекту, по которому даны оспариваемые отказы, - павильон N 3, строение 4, расположенному по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д. 19, объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А23-3973/2013.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием совокупность предусмотренных Законом N 159-ФЗ условий для реализации обществом права на выкуп арендуемого имущества на день обращения.
ООО "Калужский рынок" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду несогласия с выводами суда первой инстанции.
В обосновании своей позиции общество считает, что суд первой инстанции в мотивировочной части судебного акта не привел ни одну норму права, которая бы говорила о том, что при смене адреса объекта недвижимого имущества, который является лишь составной частью его идентификации, меняется статус самого объекта, а также права его правообладателя.
ООО "Калужский рынок" поясняет, что фактические арендные правоотношения в отношении спорного объекта недвижимого имущества возникли между ним и управлением, начиная с 1993 года. До 2012 года общество арендовало совокупность зданий, расположенных по адресу: город Калуга, улица Марата, дом 2. С учетом изменившегося адреса спорного объекта, начиная с 2012 года, изменилась и его идентификация в договоре аренды, но при этом не изменилось существо и предмет аренды.
Таким образом, по мнению ООО "Калужский рынок", суд первой инстанции допустил несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, не применил положения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
В отзыве на апелляционную жалобу управление экономики и имущественных отношений города Калуги, Городская Управа города Калуги считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, полагает, что суд первой инстанции в своем решении применил Закон N 159-ФЗ, верно установил и изложил все обстоятельства дела, поэтому просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе ООО "Калужский рынок" указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что общество ранее обращалось за выкупом спорного имущества, о чем ему было отказано и данные отказы не были оспорены, не имеет значения для правильного разрешения дела.
Кроме того, общество полагает, что органы муниципального образования города Калуги умышленно злоупотребляли своими правами по включению нежилого помещения - павильона N 3, строение 4 в Перечень с целью создания непреодолимых препятствий по реализации ООО "Калужский рынок" преимущественного права выкупа указанного помещения в соответствие с условиями Закона N 159-ФЗ.
В соответствие со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13.11.2014 объявлен перерыв до 20.11.2014.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, комитет по управлению имуществом города Калуги (Арендодатель) и ТОО "Калужский рынок" (Арендатор) заключили договор от 01.01.1996 N 136, согласно которому Арендодатель представляет Арендатору в аренду на основании настоящего договора и в соответствие с Положением об аренде муниципального нежилого фонда помещение, расположенное по адресу: г. Калуга, ул. Марата, д. 2, общей площадью 6 837, 50 кв. метров (в том числе подвал 1 288, 70 кв. метров) для использования под торговлю (том 4 л. 26).
Согласно пункту 6.1 договора срок аренды установлен до 01.07.2003.
На основании договора от 01.07.2003 N 136 Арендодатель предоставил Арендатору здание крытого рынка с прилегающими к нему строениями, расположенными по адресу: г. Калуга, ул. Марата, д. 2, общей площадью 6 854,10 кв. метров (стр. 1 - стр. 4, стр. 6) для использования под торговлю (том 4 л. 27).
Согласно пункту 6.1 договора срок аренды установлен с 01.07.2003 по 31.12.2003.
На основании договора от 01.01.2004 N 136 Арендодатель предоставил Арендатору здание крытого рынка с прилегающими к нему строениями, расположенными по адресу: г. Калуга, ул. Марата, д. 2, общей площадью 6 854,10 кв. метров (стр. 1 - стр. 4, стр. 6) для использования под торговлю (том 4 л. 28).
Согласно пункту 6.1 договора срок аренды установлен с 01.01.2004 по 31.12.2004.
На основании договора от 06.06.2005 N 136 управление экономики и финансов города Калуги (Арендодатель) предоставил Арендатору в аренду помещение, расположенное по адресу: г. Калуга, ул. Марата, д. 2, общей площадью 6 854,10 кв. метров для использования под торговлю (том 4, л. 29).
Согласно пункту 8.1 договора срок аренды установлен с 01.01.2005 по 30.12.2005.
Письмом от 16.12.2005 N 6016 управление экономики и финансов города Калуги, по вопросу возможности пролонгации договора аренды муниципального имущества от 06.06.2005 N 136, сообщило ООО "Калужский рынок" о возобновлении договора аренды на тех же условиях на неопределенный срок (том 3 л. 47).
На основании договора аренды муниципального недвижимого имущества от 01.01.2007 N 136 Городская управа (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" (Арендодатель) предоставил Арендатору в аренду помещения, расположенные по адресу: г. Калуга, ул. Марата, д. 2, общей площадью 6 854,10 кв. метров для использования под торговлю (том 2 лист 2).
Согласно пункту 7.1 договора срок аренды установлен с 01.01.2007 по 30.12.2007.
Распоряжением Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 06.03.2007 N 1915-р в вышеуказанный договор аренды внесены изменения, а именно число "6 854,10 кв. метров" было заменено числом "6 885,50 кв. метров" (том 4, лист 34).
Муниципальное недвижимое имущество площадью 6 885,50 кв. метров состояло из следующих помещений:
1. здание крытого рынка (строение 1а), пристройка (строение 1б), подвал (строение 1в);
2. павильон 1 (строение 2а, строение 2б);
3. павильон 2 (строение 3);
4. павильон 3 (строение 4);
5. общественный туалет (строение 6).
Актами от 17.07.2007 и от 06.08.2007 КП "БТИ" установлено, что строение 3 и строение 2 снесены.
На основании указанных актов между сторонами 17.08.2007 заключено дополнительное соглашение, согласно которому предмет договора аренды был указан следующим образом: "на основании распоряжения Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 26.12.2006 N 11067-р Арендодатель предоставляет Арендатору в аренду помещения, расположенные по адресу: г. Калуга, ул. Марата, д. 2, общей площадью 5 940,30 кв. метров для использования под торговлю".
Муниципальное недвижимое имущество (помещения) площадью 5 940,30 кв. метров состояло из следующих помещений:
1. здание крытого рынка (строение 1а), пристройка (строение 1б), подвал (строение 1в);
2. павильон 3 (строение 4);
3. общественный туалет (строение 6).
На основании договора от 17.12.2007 N 136 Арендодатель предоставил Арендатору в аренду муниципальные нежилые помещения (стр. 1а, 1б, 1в, 4, 6), расположенные по адресу: г. Калуга, ул. Марата, д. 2, общей площадью 5 940,30 кв. метров для использования под торговлю (том 2 л. 22).
Согласно пункту 7.1 договора срок аренды установлен с 01.01.2008 по 30.12.2008.
В соответствие с положениями части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" постановлением Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 10.12.2008 N 213-п был утвержден Перечень муниципального имущества, предоставляемого в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень) (том 4 л. 21).
На основании договора от 17.12.2008 N 136 Арендодатель предоставил Арендатору в аренду муниципальные нежилые помещения (стр. 1а, 1б, 1в, 4, 6), расположенные по адресу: г. Калуга, ул. Марата, д. 2, общей площадью 5 940,30 кв. метров для использования под торговлю (том 2 л. 57).
Согласно пункту 7.1 договора срок аренды установлен с 01.01.2009 по 30.12.2009.
На основании договора от 11.12.2009 N 136 Арендодатель предоставил Арендатору в аренду муниципальные нежилые помещения общей площадью 5 940,30 кв. метров, расположенные по адресу: г. Калуга, ул. Марата, д. 2, в том числе: здание крытого рынка площадью 5 381,00 кв. метров (стр. 1а, 1б, 1в), павильон N 3 площадью 459,10 кв. метров (стр. 4) для использования под торговлю, здание общественного туалета площадью 100,20 кв. метров (стр. 6) для использования под бытовое обслуживание населения (том 2 л. 66).
Согласно пункту 7.1 договора срок аренды - с 31.12.2009 по 29.12.2010.
Нежилое помещение - павильон N 3, строение 4, расположенное по адресу: г. Калуга, ул. Марата, д. 2 включено в Перечень муниципального имущества, предоставляемого в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства постановлением Городской Управы города Калуги от 13.12.2010 N 364-п.
На основании договора от 14.12.2010 N 136 Арендодатель предоставил Арендатору в аренду муниципальные нежилые помещения общей площадью 5 940,30 кв. метров, расположенные по адресу: г. Калуга, ул. Марата, д. 2, в том числе: здание крытого рынка площадью 5 381, 00 кв. метров (стр. 1а, 1б, 1в), павильон N 3 площадью 459,10 кв. метров (стр. 4) для использования под торговлю, здание общественного туалета площадью 100,20 кв. метров (стр. 6) для использования под бытовое обслуживание населения (том 3 л. 48-49).
Согласно пункту 7.1 договора срок аренды - с 30.12.2010 по 30.06.2011.
На основании договора от 08.06.2011 N 136 Арендодатель предоставил Арендатору в аренду муниципальные нежилые помещения общей площадью 5 940,30 кв. метров, расположенные по адресу: г. Калуга, ул. Марата, д. 2, в том числе: здание крытого рынка площадью 5 381, 00 кв. метров (стр. 1а, 1б, 1в), павильон N 3 площадью 459,10 кв. метров (стр. 4) для использования под торговлю, здание общественного туалета площадью 100,20 кв. метров (стр. 6) для использования под бытовое обслуживание населения (том 2 л. 77-80).
Указанные в пункте 1.1 помещения принадлежат Арендодателю на праве собственности: строение 1 - запись регистрации в ЕГРП от 27.07.2009 N 40-40-01/042/2009-524, строение 4 - запись регистрации в ЕГРП от 27.07.2009 N 40-40-01/042/2009-525, строение 6 - запись регистрации в ЕГРП от 27.07.2009 N 40-40-01/042/2009-526.
Согласно пункту 7.1 договора срок аренды - с 01.07.2011 по 31.12.2011.
На основании договора от 27.12.2011 N 136 Городская Управа города Калуги (Арендодатель) предоставила Арендатору в аренду муниципальные нежилые помещения общей площадью 5 940,30 кв. метров, расположенные по адресу: г. Калуга, ул. Марата, д. 2, в том числе: здание крытого рынка площадью 5 381, 00 кв. метров (стр. 1а, 1б, 1в), павильон N 3 площадью 459,10 кв. метров (стр. 4) для использования под торговлю, здание общественного туалета площадью 100,20 кв. метров (стр. 6) для использования под бытовое обслуживание населения (том 2 л. 87-90).
Согласно пункту 7.1 договора срок аренды установлен с 01.01.2012 по 30.12.2012.
Постановлением Городской Управы города Калуги от 12.10.2012 N 12035-ни спорному объекту - павильону N 3 присвоен следующий адрес: г. Калуга, ул. Достоевского, д. 19 (том 4 л. 25).
На основании договора от 21.12.2012 N 136/2 Арендодатель предоставил Арендатору в аренду муниципальное недвижимое имущество - нежилое помещение (павильон 3, строение 4) общей площадью 5 940,30 кв. метров, расположенные по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д. 19, для использования под торговлю (том 5 л. 7-8).
Согласно пункту 7.1 договора срок аренды установлен с 31.12.2012 по 29.12.2013.
Помещение было передано по акту приема-передачи собственнику 31.12.2013.
Постановлением Городской Управы города Калуги от 02.08.2013 N 216-п приложение к постановлению от 10.12.2008 N 213-п было изложено в новой редакции. В данной редакции спорный объект - павильон N 3, строение 4 отсутствует.
ООО "Калужский рынок" обратилось в управление имущественных отношений города Калуги с заявлением от 27.06.2013 N 40, в котором просило предоставить преимущественное право на приобретение арендуемого нежилого помещения павильона N 3, строение 4, общей площадью 459,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д.19, кадастровый номер 40:26:000310:180.
Управление имущественных отношений города Калуги в письме от 26.07.2013 N 1934/05-13 отказало ООО "Калужский рынок" в предоставлении преимущественного права выкупа арендуемого помещения, мотивировав свой отказ отсутствием оснований для реализации данного права в соответствие с частью 4 статьи 3 и частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
16.08.2013 от ООО "Калужский рынок" адрес в управления имущественных отношений города Калуги поступило заявлением от 16.06.2013 N 40, в котором общество просило предоставить преимущественное право на приобретение арендуемого нежилого помещения павильона N 3, строение 4, общей площадью 459,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д.19, кадастровый номер 40:26:000310:180.
Письмом от 13.09.2013 N 2290/05-13 управление имущественных отношений города Калуги сообщило ООО "Калужский рынок" об утрате преимущественного права выкупа арендуемого недвижимого имущества в связи с тем, что ранее обществу уже было отказано в реализации данного права (том 5 л. 16).
Не согласившись с данными отказами управления, ООО "Калужский рынок" обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований судебная коллегия считает правильным исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) государственного органа является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Названные особенности установлены Законом N 159-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 159-ФЗ государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Федерального закона, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 18 Закона N 209-ФЗ (в редакции от 02.07.2013) установлено, что оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Запрещаются продажа переданного субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности, за исключением возмездного отчуждения такого имущества в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в Перечень, при условии, что:
1) арендуемое имущество по состоянию на 01.09.2012 находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) включено в Перечень в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 Закона N 159-ФЗ требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с данным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
Как установлено судом, недвижимое имущество - павильон N 3, строение 4, общей площадью 459,1 кв. метров, в отношении которого общество намерено реализовать преимущественное право выкупа, находится в его владении и пользовании с 17.12.2012.
Названное имущество включено в Перечень муниципального имущества, предоставляемого в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства постановлением Городской Управы города Калуги от 13.12.2010 N 364-п, опубликованным в газете "Калужская неделя" от 15.12.2010 N 49.
Вместе с тем первоначально с заявлением о предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения павильона N 3, строение 4, общей площадью 459,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д.19, ООО "Калужский рынок" 27.06.2013 обратилось в управление имущественных отношений города Калуги.
Таким образом, период нахождения спорного имущества в Перечне составляет менее пяти лет, что не соответствует требованиям, установленным Законом N 159-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии необходимых условий для реализации обществом права выкупа объекта недвижимости по его обращению от 27.06.2013.
Довод заявителя о том, что действия управления по включению спорного имущества в Перечень направлены на воспрепятствование обществу выкупить арендуемое имущество в порядке реализации им преимущественного права на приобретение, предоставленное Законом N 159-ФЗ, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Как установлено судом, в соответствие с положениями части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" постановлением Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 10.12.2008 N 213-п был утвержден Перечень муниципального имущества, предоставляемого в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Спорное имущество включено в названный перечень постановлением Городской Управы города Калуги от 13.12.2010 N 364-п. В декабре 2010 года общество вновь заключило договор аренды недвижимого имущества сроком с 30.12.2010 по 30.06.2011.
Решение о включении имущества в Перечень было принято до обращения общества с заявлением о выкупе (27.06.2013), о чем оно было уведомлено и располагало соответствующими сведениями.
При таких обстоятельствах суд считает, что действия по включению спорного имущества в Перечень не имели целью воспрепятствование реализации обществом преимущественного права выкупа этого имущества.
Относительно отказа ООО "Калужский рынок" в предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения, изложенного в письме управления от 13.09.2013 N 2290/05-13, суд апелляционной инстанции отмечает, что постановлением Городской Управы города Калуги от 24.01.2014 N 14-п объект недвижимости - павильон N 3, строение 4, общей площадью 459,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д.19, включен в вышеуказанный Перечень. В данном постановлении прямо предусмотрено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 08.08.2013. Спорный объект недвижимости исключался из Перечня в связи с изменением адреса объекта (с ул. Марата, д. 2 на ул. Достоевского, д. 19).
Следовательно, арендуемое обществом спорное помещение включено в Перечень с 08.08.2013. Таким образом, период нахождения в Перечне спорного имущества, на которое претендует общество составляет менее пяти лет, что не соответствует требованиям, установленным Законом N 159-ФЗ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что к моменту обращения заявителя за выкупом испрашиваемого имущества отсутствовала совокупность предусмотренных Законом N 159-ФЗ условий.
Довод общества об умышленном злоупотреблении органами муниципального образования города Калуги своими правами по включению нежилого помещения - павильона N 3, строение 4 в Перечень с целью создать непреодолимые препятствия по реализации ООО "Калужский рынок" преимущественного права выкупа указанного помещения со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9646/11 от 01.12.2011 по делу N А40-97868/2010, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из данного постановления не следует, что сам по себе факт включения после опубликования Закона N 159-ФЗ в Перечень государственного и муниципального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, свидетельствует о злоупотреблении правом.
Кроме того, в соответствии с частями 4, 4.1, 4.2 статьи 18 Федерального закона N 209-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (часть 4). Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 4.1). Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество (часть 4.2).
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявитель в судебном порядке оспаривал включение спорного объекта недвижимости в Перечень муниципального имущества.
Иные доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для юридических лиц 1 000 рублей.
Согласно платежному поручению от 24.07.2014 N 513 общество с ограниченной ответственностью "Калужский рынок" уплатило государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 2 000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации 1 000 рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 25.06.2014 по делу N А23-3973/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Калужский рынок" (248000, г. Калуга, ул. Марата, д. 2, ОГРН 1024001179003, ИНН 4027004472) из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 24.07.2014 N 513.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3973/2013
Истец: ООО "Калужский рынок"
Ответчик: Управление экономики и имущественных отношений г. Калуги
Третье лицо: Городская Управа г. Калуги, Городская управа города Калуги