г. Владивосток |
|
01 декабря 2014 г. |
Дело N А59-2565/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей В.В. Рубановой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сахалинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-14202/2014
на решение от 17.09.2014
судьи М.С. Слепенковой
по делу N А59-2565/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению индивидуального предпринимателя О Ирины Дзенпоевны (ОГРНИП 312650117400010, ИНН 650106431742, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 22.06.2012)
к Сахалинской таможне (ОГРН 1026500535951, ИНН 6500000793, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.2002)
о признании незаконным решения от 28.03.2014 по таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10707090/200214/0001292,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель О Ирина Дзенпоевна (далее -предприниматель, декларант, ИП О И.Д.) обратилась в арбитражный суд к Сахалинской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным решения от 28.03.2014 по таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10707090/200214/0001292.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 17.09.2014 по делу N А59-2565/2014 требования предпринимателя удовлетворены. В пользу индивидуального предпринимателя О Ирины Дзенпоевны с Сахалинской таможни взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 200 рублей.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 17.09.2014, таможня просит его отменить, как принятое при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, поскольку декларантом не представлены запрошенные таможенным органом дополнительные документы, а заявленная таможенная стоимость значительно отличалась в меньшую сторону от сведений, имеющихся в распоряжении таможенного органа, то таможня правомерно в силу пункта 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) приняла решение о корректировке таможенной стоимости.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
ИП О И.Д. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 22.06.2012 Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 312650117400010, в связи с постановкой на налоговый учет присвоен ИНН 650106431742.
Как следует из материалов дела, на основании декларации N 10707090/200214/0001292 предприниматель предъявил к таможенному оформлению ввезенный на таможенную территорию Таможенного союза товар:
- автомобиль легковой "FORD", модель "ESCAPE", год выпуска 2013, месяц май, идентификационный номер (VIN): 1FMCU9H98DUD80546, номер кузова: 1FMCU9H98DUD80546, номер шасси отсутствует, модель двигателя: 2.0L ECOBOOST-MI4, номер двигателя отсутствует, тип двигателя бензин, объем двигателя 1999 куб.см., мощность двигателя 240 л/с/180.0 квт, цвет черный, экологический класс: 5, полная масса автомобиля 2995 кг, грузоподъемность 450 кг, количество мест, включая водителя - 5, число мест для сидения, помимо водителя - 4, габаритные размеры: длина - 4.524 м, ширина - 1.839 м, высота - 1.684 м, пробег транспортного средства - 1996.77 км, максимальная скорость движения - 180 км/ч, изготовитель: FORD MOTORS CORPORATIO, страна происхождения - США.
Таможенная стоимость заявлена по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами - и составила 5000 долларов США (177 928,50 рублей), в подтверждение которой декларант представил контракт от 09.01.2014 N 09/01/2014, инвойс от 09.01.2014 N 09/01/2014, коносамент от 09.02.2014 N FSIMPUKO202808.
В ходе осуществления таможенного контроля, таможня выявила существенное отклонение заявленной таможенной стоимости от имеющейся у таможенного органа ценовой информации о стоимости аналогичных товаров. Данное обстоятельство, по мнению таможни, свидетельствует о наличии признаков недостоверности сведений о величине таможенной стоимости, а также возможном наличии дополнительных условий, повлиявших на формирование цены товаров.
В этой связи, таможня вынесла решение от 21.02.2014 о проведении дополнительной проверки, в котором обществу было предложено в срок до 07.04.2014 представить следующие документы, пояснения и сведения: экспортную декларацию страны отправления и ее заверенный перевод; пояснения по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки; оферты, заказ, прайс-лист продавца оцениваемого, идентичного (однородного) товара, а также товара того же класса или вида, прайс-листы производителя ввозимого (ввезенного) товара, либо его коммерческое предложение; пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров (либо иные документы), способные в равной степени заменить запрашиваемые акты независимой экспертизы, маркетинговые исследования на рынке вывоза, экспортные сертификаты страны происхождения; калькулятор цены реализации товара; документы, содержащие сведения о принадлежащих декларанту голосующих акций организаций государств-членов Таможенного союза и иностранных государств; документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами при их продаже для вывоза на единую территорию Таможенного союза покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом; документы, свидетельствующие о том, что цена товара, установлена таким образом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям; банковские платежные документы по оплате инвойса N 09/01/2014 от 09.01.2014 по декларируемой партии товаров; платежные поручения с отметками банка; выписка из лицевого счета с указанием номера контракта, счета покупателя и продавца; документы позволяющие идентифицировать платежи с ввезенными товарами; иные бухгалтерские документы об оприходовании товаров; транспортный документ (коносамент) по которому осуществлялась перевозка товара с Вашингтона (США) до Пусана (Корея), а также договор перевозки заключенный между продавцом и перевозчиком; оригиналы документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ на товары на бумажных носителях (коносамент N FSIMPUKO202808 от 09.02.2014, инвойс N 09/01/2014 от 09.01.2014, контракт N 09/01/2014 от 09.01.2014, экспортный сертификат страны происхождения; документы, содержащие сведения о технических характеристиках товара - амортизация, целостность, изношенность, комплектация, информация о стандартах РФ, которым должен соответствует товар; документы и сведения, полученные декларантом от лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров. Любые сведения, пояснения декларанта о причинах различия стоимости товара в подтверждение заявленных сведений; в случае оплаты за товар после отгрузки - представить подтверждающие документы, согласованные обеими сторонами в части определения условий и сроков расчетов, иные документы.
Во исполнение запроса таможенного органа декларант 06.03.2014 представил сопроводительное письмо/пояснение по условиям продажи; оригинал Контракта N 09/01/2014 от 09.01.2014; оригинал инвойса N 09/01/2014 от 09.01.2014; оборотно-сальдовую ведомость по счету 60 за 1 квартал 2014, копию заявления на перевод N 2 от 17.02.2014.
Остальные документы, запрашиваемые таможенным органом, декларантом представлены не были.
По мнению таможенного органа, декларант не устранил выявленные признаки недостоверности заявленных сведений, в связи с чем таможня в соответствии со ст. 68 ТК ТС приняла решение от 24.03.2014 о корректировке таможенной стоимости товара, в котором также указала, что таможенная стоимость может быть определена исходя из следующей информации:
по товару N 1 - 1 140 557 руб. 27 коп. (источник информации 07/0059/2014 от 03.03.2014; www.starautos.ru/transportation).
Обществу предложено осуществить корректировку таможенной стоимости товара и уплатить таможенные платежи в срок, предусмотренный п. 23 Порядка N 376.
Декларант от корректировки таможенной стоимости отказался, и таможенный орган решением от 28.03.2014 самостоятельно определил таможенную стоимость товара, применив резервный метод, после чего откорректировал ее по ДТС-2 и КТС-1.
Полагая, что у таможни отсутствовали препятствия к применению первого метода определения таможенной стоимости, а принятое таможней решение по таможенной стоимости от 28.03.2014 является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с учетом особенностей его применения в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 64 ТК ТС установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение об определении таможенной стоимости), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения об определении таможенной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 4 данного соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 статьи 4 Соглашения). То есть основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимым товаром, который в данном случае и применен декларантом.
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Аналогичная норма содержится в пункте 3 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товара.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право, осуществлять контроль таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" (далее - Постановление N 96) стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения.
Сведения, подлежащие указанию в декларации на товары, перечислены в статье 181 ТК ТС. Перечень документов, представляемых таможенному органу при таможенном декларировании товаров, приведен в статьях 183 - 184 ТК ТС, приложении N 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее по тексту - Решение N 376).
В целях обоснования правомерности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами декларант должен представить документы, указанные в Приложение N 1 к Решению N 376.
Представленные заявителем документы в подтверждение правомерности определения таможенной стоимости по заявленному методу соответствовали Решению N 376.
Из представленных в таможенный орган документов следует, что имел место факт заключения сделки на поставку товаров, ценовая информация, относящаяся к количественно определенным характеристикам товара, а также информация об условиях поставки и оплаты были определены и известны. Цена ввозимого товара была указана без каких-либо условий, является фиксированной.
Материалами дела установлено, что декларантом представлены в таможенный орган все имеющиеся у заявителя в силу делового оборота документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, задекларированного по ДТ N 10707090/200214/0001292.
Согласно статье 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 Постановления N 96 непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Пунктом 7 данного постановления разъяснено, что обязанность доказать наличие оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможность применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательностью лежит на таможенном органе.
Между тем, доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном предпринимателем в подтверждение заявленной таможенной стоимости, коллегией не установлено. Невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара, в их совокупности и системной оценке таможенным органом не подтверждена.
Непредставление заявителем дополнительно запрошенных документов, учитывая достаточность представленных в таможню документов, позволяющих определить заявленную таможенную стоимость товара с учетом выбранного метода по стоимости сделки, не повлекло указание недостоверной информации о таможенной стоимости товара, и не является основанием в спорном случае для корректировки таможенной стоимости.
То обстоятельство, что определенная заявителем таможенная стоимость товаров оказалась ниже ценовой информации таможни, само по себе не влечёт корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве основания для корректировки. В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.
Поскольку предприниматель надлежаще оформленными документами подтвердил правомерность определения им таможенной стоимости товара по спорной ДТ по первоначально заявленному им методу, то у таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки таможенной стоимости товара.
Арбитражный суд Сахалинской области, исходя из конкретных обстоятельств возникшего спора, пришел к обоснованному выводу о том, что представленные заявителем при декларировании товаров соответствующие нормам таможенного законодательства документы являлись достаточными для применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами.
Оспариваемое решение повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, чем нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в соответствии со статьей 79 ТК ТС лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант, а в случае декларирования товаров таможенным представителем, то ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является, согласно статьи 12 ТК ТС, пунктам 5, 6 статьи 60 Закона N 311-ФЗ таможенный представитель.
При изложенных обстоятельствах решение таможни от 28.03.2014 о таможенной стоимости товара, заявленной в декларации на товары N 10707090/200214/0001292, оформленное проставлением отметки "Таможенная стоимость принята" в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2, является неправомерным, в связи с чем суд первой инстанции, правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные предпринимателем требования.
Суд первой инстанции правомерно взыскал с таможни в пользу предпринимателя расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
Судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.09.2014 по делу N А59-2565/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2565/2014
Истец: ИП О Ирина Дзенпоевна
Ответчик: САХАЛИНСКАЯ ТАМОЖНЯ