г. Тула |
|
1 декабря 2014 г. |
Дело N А62-2911/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.12.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Мордасова Е.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., в отсутствие истца - департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (г. Смоленск, ОГРН 1106732005357, ИНН 6732005424) и ответчика - главы крестьянского фермерского хозяйства Языкова Александра Эдуардовича (Смоленская область, Кардымовский район, д. Каменка, ОГРН 310774630101077, ИНН 773365228596) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Языкова Александра Эдуардовича на решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.07.2014 по делу N А62-2911/2014, установил следующее.
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с иском к главе крестьянского фермерского хозяйства Языкову Александру Эдуардовичу (далее - предприниматель) о взыскании денежных средств в сумме 224 460 рублей, перечисленных предпринимателю в виде субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 28.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что истец доказал нарушение ответчиком условий предоставления субсидий на приобретение элитных семян и факт невозвращения предпринимателем полученных субсидий в бюджет Смоленской области.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции не проверил наличие у департамента полномочий по предоставлению интересов казны Смоленской области и казны Российской Федерации по истребованию субсидий в доход соответствующих бюджетов. Указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что условия предоставления субсидии не могут определяться договором. Считает, что, предоставив в департамент полный пакет документов в соответствии с пунктом 10 Порядка предоставления субсидий, он выполнил условия предоставления субсидий. По мнению ответчика, департамент не подтвердил факта нецелевого использования предпринимателем предоставленных субсидий, при этом условие об увеличении валового сбора зерна в 2013 году (в весе после доработки) к уровню 2012 года не менее чем на 5 % соблюдено.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Порядка предоставления субсидий в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2013 - 2020 годы сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на приобретение элитных семян", утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 29.03.2013 N 211 (далее - Порядок предоставления субсидии), а также договора о предоставлении субсидий от 14.08.2013 N 180 (далее - договор на предоставление субсидий) предпринимателю предоставлена субсидия на возмещение части затрат на приобретение элитных семян в сумме 224 460 рублей: в том числе: из областного бюджета - 129 000 рублей, из федерального бюджета 95 460 рублей (платежные поручения от 20.08.2013 N 4337, N 1553125).
Ссылаясь на то, что предпринимателем нарушено условие пункта 2.2.2 договора на предоставление субсидий, претензия департамента о возврате полученных в счет субсидий денежных средств оставлена предпринимателем без ответа, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Следовательно, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Подпунктами 1, 2 пунктом 2, подпунктом 3 пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидии, указанные в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Как установлено пунктами 5, 11, 12 Порядка предоставления субсидии, субсидии на приобретение элитных семян предоставляются в целях повышения урожайности и качества продукции сельскохозяйственных культур, выращиваемых на территории Смоленской области, а также сортообновления за счет приобретения семян высоких репродукций и сортосмены.
Субсидии на приобретение элитных семян в отношении семян, закупленных в году, предшествующем году подачи заявления, под урожай текущего финансового года, предоставляются по ставкам текущего финансового года.
Средства субсидий на приобретение элитных семян перечисляются Департаментом сельскохозяйственным товаропроизводителям в течение 15 рабочих дней после представления указанных в пункте 10 настоящего Порядка документов на основании договора о предоставлении субсидии на приобретение элитных семян между сельскохозяйственным товаропроизводителем и Департаментом на их счета, открытые в порядке, установленном федеральным законодательством.
Форма договора о предоставлении субсидий на приобретение элитных семян утверждается приказом начальника Департамента.
В случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий на приобретение элитных семян, в текущем финансовом году указанные субсидии подлежат добровольному возврату на лицевой счет Департамента, открытый в Департаменте бюджета и финансов Смоленской области, в полном объеме.
Средства субсидий на приобретение элитных семян, предоставленные с нарушением условий, установленных при их предоставлении, и выявленные по истечении соответствующего финансового года, подлежат добровольному возврату в областной бюджет в полном объеме.
При отказе от добровольного возврата субсидий на приобретение элитных семян их возврат производится в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.
Исходя из анализа названных положений обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает в случаях: нецелевого использования бюджетных средств; неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидии.
Согласно пункту 2.2.2 договора на предоставлении субсидии получатель субсидии обязуется выполнить обязательства в соответствии с приложением 1 к договору по тем группам культур, по которым предоставляется субсидия. Приложением 1 к договору установлено обязательство получателя субсидии по зерновым культурам при урожайности 18,4 - 25, 0 центнеров с гектара - увеличить валовой сбор зерна (в весе после доработки) к уровню 2012 года не менее чем на 5 %, что должно составить 784, 4 тонн.
Пунктом 3.1 данного договора предусмотрено, что в случае нарушения (невыполнения) обязательств по получению и использованию субсидий, а также непредставлении документов, указанных в пункте 2.2.3 договора, получатель субсидий осуществляет возврат субсидий в полном объеме.
Установив, что условие пункта 2.2.2 договора на предоставление субсидии предпринимателем не исполнено, в 2013 года валовый сбор зерна составил 716 тонн, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для возврата предпринимателем полученных в счет субсидий денежных средств в сумме 224 460 рублей в бюджет.
Поскольку требование департамента о добровольном перечислении предоставленной субсидии предпринимателем не удовлетворено, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца денежные средства в указанной сумме.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у департамента полномочий по предоставлению интересов казны Смоленской области и казны Российской Федерации по истребованию субсидий в доход соответствующих бюджетов отклоняется судом апелляционной инстанции с учетом того, что в соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления субсидий главным распорядителем средств субсидий на приобретение элитных семян является департамент.
Не может быть принята во внимание и ссылка предпринимателя на то, что условия предоставления субсидий должны устанавливаться лишь нормативно-правовым актом, поскольку исходя из системного толкования пунктов 10, 11, 12 Порядка предоставления субсидий следует, что такие условия предусматриваются договором между сельскохозяйственным товаропроизводителем и департаментом, на основании которого и предоставляются субсидии.
Как установлено арбитражным судом и не оспаривается участвующими в деле лицами, субсидии были предоставлены предпринимателю при условии исполнения обязательства по повышению урожайности зерновых культур по отношению к уровню 2012 года.
Однако данное обязательство предпринимателем не выполнено.
Ответчик не оспаривает того факта, что урожай зерновых культур в 2013 году после доработки составил 71, 6 тонн при урожайности 23, 9 центнеров с гектара (л. 98).
Вместе с тем судебная коллегия не может принять во внимание ссылки ответчика на то, что урожай 2012 года при посевной площади 239 га составил 564 тонны, что на 26, 95 % меньше, чем в 2013 году, поскольку данные обстоятельства какими-либо объективными доказательствами не подтверждены.
При этом акт применения средств химизации (л. 22) не может являться надлежащим доказательством размеров посевных площадей зерновых культур в 2012 и 2013 году, поскольку данный акт содержит информацию не о посеве, а о применении предпринимателем минеральных удобрений.
Вместе с тем из представленных в дело сведений о сборе урожая сельскохозяйственных культур (форма N 2-фермер) следует, что урожай зерновых культур в 2012 году на посевной и убранной площади в 320 га составил после доработки 747 тонн, что больше, чем в 2013 году.
С учетом того, что судом установлен факт нарушения предпринимателем вышеуказанного условия предоставления субсидии, ссылка предпринимателя на предоставление полного пакета документов в соответствии с пунктом 10 Порядка предоставления субсидий, не имеет значения.
Не имеет правового значения для разрешения настоящего спора и довод предпринимателя о недоказанности истцом факта нецелевого использования предоставленных субсидий, поскольку нарушение условий предоставления субсидий является самостоятельным основанием для их возврата в бюджет.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.07.2014 по делу N А62-2911/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить главе крестьянского фермерского хозяйства Языкову Александру Эдуардовичу излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 744 рублей 50 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2911/2014
Истец: Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию
Ответчик: Глава КФК ИП Языков Александр Эдуардович