г. Москва |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А41-28970/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Огурцова Н.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Куликовой А.А.
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИФНС России N 19 по Московской области,
на решение Арбитражного суда Московской области от 05 сентября 2014 года по делу N А41-28970/14, принятое судьей Захаровой Н.А.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Глазово" (далее - ООО "Глазово", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной службы N 19 по Московской области (далее - МРИФНС России N 19 по Московской области, заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 02.12.2013 г. N 8612 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.09.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель налогоплательщика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителем в налоговый орган 19.04.2013 г. была подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 г. (сумма налога к уплате за налоговый период - 66.880 руб.).
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2011 г.
По результатам проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 02.08.2013 г. N 16801 (л.д.32-38, том 1) и 02.12.2013 г. вынесено решение N 8612 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявителю начислена сумма неуплаченного (не полностью уплаченного) земельного налога в размере 419.254 руб. и предложено ее уплатить (л.д.7-21, том 1).
Решением УФНС России по Московской области от 27.02.2014 г. N 07-12/10910, оспариваемое решение налогового органа было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения (л.д.48-52, том 1).
Не согласившись с решением МРИФНС России N 19 по Московской области, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 02.12.2013 г. N 8612 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно правилам доказывания, установленным частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.
Основанием для начисления налога явилось занижение налогоплательщиком налоговой ставки.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Глазово" владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 50:07:080314:7, общей площадью 696.100 кв.м., расположенным по адресу: Московская область, Волоколамский район, с/о Осташевское, вблизи дер. Глазово; категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения"; вид разрешенного использования: "под дачное строительство", что подтверждается сведениями, содержащимися в кадастровой выписке о земельном участке от 31.10.2013 г. N МО-13/3В-1357234 (л.д.62, том 1) и в свидетельстве о государственной регистрации права от 20.03.2008 г. серии 50-НВN 358691 (л.д.63, том 1).
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые определяют налоговые ставки в пределах, установленных налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 391 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке.
Статьей 394 НК РФ определено, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также дачного хозяйства.
При этом пункт 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Совета депутатов сельского поселения "Осташевское" Волоколамского муниципального района Московской области "О земельном налоге" от 07.10.2010 г. N 70/10 (действовавшим в рассматриваемом периоде) предусмотрено применение следующих налоговых ставок для различных категорий земельных участков:
- 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
- 0,2 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков:
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, дачного строительства, садоводства.
- 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что положениями указанного нормативного правового акта представительного органа муниципального образования прямо предусмотрена налоговая ставка в размере 0,2% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков с видом разрешенного использования именно для дачного строительства.
По мнению налогового органа, в отношении земельного участка земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "под дачное строительство", принадлежащего коммерческой организации, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, для прочих земельных участков в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, а не применяемая обществом ставка земельного налога в размере 0,2 %.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налогового кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налогового кодексом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Также в данной статье дано понятие дачного земельного участка, согласно которому это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Однако для применения пониженной налоговой ставки имеет значение факт предоставления (приобретения) участка для дачного хозяйства (дачного строительства).
Согласно вышеприведенной норме участок для этой цели может получить (приобрести) гражданин, имеющий право возвести на участке жилое строение и выращивать плодовые и другие культуры, а также некоммерческое объединение граждан, учрежденное гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Коммерческая организация вправе иметь в собственности земельный участок с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" ("для дачного строительства"), поскольку действующее законодательство не содержит запрета на отчуждение в собственность юридических лиц таких земельных участков. Вместе с тем, отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя - юридического лица возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного участка, который принадлежит гражданам или некоммерческим объединениям граждан, созданным в целях содействия их членам в решении социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства, осуществления дачного строительства.
Аналогичная позиция содержится в решении ВАС РФ от 11.03.2013 N ВАС-17640/12 применительно к землям с разрешенным видом использования "для ведения личного подсобного хозяйства", которое в целях налогообложения не имеет существенного различия с землями, предоставленными для дачного хозяйства (дачного строительства).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что у ООО "Глазово" отсутствовали основания для применения пониженной ставки, что соответствует позиции Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 23.09.2014 по делу N А41-63339/13.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 05 сентября 2014 года по делу N А41-28970/14 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
Н.А. Огурцов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-28970/2014
Истец: ООО "Глазово"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 19 по Московской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС N 19 по Московской области