город Ростов-на-Дону |
|
03 декабря 2014 г. |
дело N А32-21749/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клята Е.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен (отзыв)
от ответчика: не явился, извещен
от администрации муниципального образования город-курорт Геленджик: не явился, извещен (ходатайство в отсутствие)
от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2014 по делу N А32-21749/2014 (судья Сумин Д.П.)
по иску открытого акционерного общества "Таганрогская транспортно-экспедиционная компания" (ИНН 6154023979, ОГРН 1026102591349)
к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю"
при участии третьих лиц: администрации муниципального образования город-курорт Геленджик; управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Таганрогская транспортно-экспедиционная компания" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - ответчик, орган кадастрового учета) с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:25 равной ее рыночной стоимости в сумме 9675000 руб.; об обязании в течение пяти дней с момента вступления решения суда в силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о рыночной стоимости земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования г. Геленджик и Управление Росреестра по Краснодарскому краю.
Решением от 08.09.2014 иск удовлетворен. Суд первой инстанции принял отказ ОАО "Таганрогская транспортно-экспедиционная компания" от требований о взыскании судебных расходов по возмещению государственной пошлины, производство по делу в данной части прекратил. Решением установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:25 площадью 12 450 кв. м в размере его рыночной стоимости 9 675 000 руб. (рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2011). Суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести в государственный кадастр недвижимости новую кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:25 площадью 12 450 кв. м в размере его рыночной стоимости 9 675 000 руб. с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования г. Геленджик обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 08.09.2014, принять по делу новый судебный акт. Как указывает заявитель, истец в исковом заявлении ссылается на отчет N А-0026/14 от 05.04.2014 и просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной в сумме 7361062,50 руб., а в резолютивной части решения указана иная стоимость земельного участка 9675000 руб. Администрации муниципального образования г. Геленджик об изменении исковых требований стало известно только из решения суда, в адрес ответчика и третьих лиц уточненные исковые требования не направлялись. Отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка N А-0026/14 составлен 05.04.2014, а положительное экспертное заключение на отчет датировано 30.05.2014, что является нарушением ст. 24.16 Закона N 135-ФЗ, которой определено, что в течение 30 дней с даты составления отчета исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной. По мнению заявителя, отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка N А-0026/14 от 05.04.2014 не должен быть принят в качестве доказательства установления рыночной стоимости земельного участка. Суд первой инстанции должен был назначить проведение судебной экспертизы.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу. От администрации муниципального образования город-курорт Геленджик поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство рассмотрено судом и удовлетворено. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:40:0202004:25, площадью 12 450 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, 8.
Указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 21.08.2014 N 2343/12/14-737267, выданного ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:25 составляет 68 315 142 руб.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавший в редакции до принятия Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Как обосновано указал суд первой инстанции, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно пунктам 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 (далее - Правила кадастровой оценки земель), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра").
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости определения кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Так согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Таким образом, в исковом заявлении общество правомерно просило установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011, то есть на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 05.04.2014 N А-0026/14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:25, площадью 12 450 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, 8, по состоянию на 01.01.2011 составила 9 675 000 руб.
В подтверждение достоверности отчета представлено экспертное заключение от 30.05.2014 N 290/19-14, выполненное Саморегулируемой организацией оценщиков "Некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков".
Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, с учетом заключения некоммерческого партнерства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную, достоверную информацию и статистический анализ о стоимости сравниваемого и схожих земельных участков. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена оценщиком по состоянию на 01.01.2011, то есть на дату проведения государственной кадастровой оценки земель.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация муниципального образования г. Геленджик не представила доказательства, достоверно подтверждающие тот факт, что заключения специалистов содержат необъективные сведения о рыночной стоимости спорного земельного участка либо доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что в ходе подготовки заключений специалистами были нарушены обязательные положения ФСО, иных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок осуществления оценочной деятельности, что могло бы свидетельствовать о необходимости проведения по делу судебной экспертизы.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы и каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 информационного письма от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" указал, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Соответственно в рамках судебного спора о доказывании размера рыночной стоимости земельного участка предоставление отчета об оценке является допустимым и возможным.
Как следует из материалов дела, ни ответчик, ни третьи лица не представили доказательств наличия пороков отчета об оценке, представленного в дело, ходатайств о проведении судебной экспертизы от названных лиц также не поступало.
В силу статей 12 - 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" величина рыночной стоимости объекта недвижимости признается достоверной, если не доказано обратное.
Обязанность по доказыванию доводов и возражений в силу статьи 9 и части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на сторон.
Администрация, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта (часть 2 статьи 51 АПК РФ).
С учетом статей 8, 9, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, риск непредставления доказательств, обосновывающих возражения администрации на исковые требования, лежит на третьем лице, заявившем о таких возражениях.
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельного участка или недостоверности рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке заявителем жалобы не представлены.
Само по себе несогласие участвующих в деле лиц с результатами экспертизы не свидетельствует о ее недостоверности, неполноте либо неясности и не является основанием для проведения повторной либо дополнительной экспертизы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец в исковом заявлении просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной в сумме 7361062,50 руб., а в резолютивной части решения указана иная стоимость земельного участка 9675000 руб. отклоняется апелляционным судом как не подтвержденный документально.
И в исковом заявлении, и в отчете об оценке, и в резолютивной части решения кадастровая стоимость спорного земельного участка указана в размере 9675000 руб. Уточнение исковых требований, на которое ссылается заявитель жалобы, истцом не заявлялось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка N А-0026/14 составлен 05.04.2014, а положительное экспертное заключение на отчет датировано 30.05.2014, что является нарушением ст. 24.16 Закона N 135-ФЗ, не принимается апелляционным судом исходя из следующего.
В течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости (статья 24.16 Закона об оценочной деятельности).
То обстоятельство, что экспертное заключение в данном случае подготовлено по истечении 30 дней с даты изготовления отчета об оценке, не свидетельствует о недопустимости представленных истцом доказательств. Прежде всего, следует отметить, что нормы статей 24.11 - 24.18 Закона об оценочной деятельности регламентируют основные правила проведения государственной кадастровой оценки, которая проводится по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но не правила проведения оценки рыночной стоимости находящегося в частной собственности объекта в индивидуальном порядке. Более того, в статье 24.16 Закона N 135-ФЗ указано, что в течение 30 дней должно быть обеспечено проведение экспертизы. Из данной нормы не следует, что экспертное заключение должно быть подготовлено не позднее определенной даты, а также, что подготовленное за пределами такого срока заключение не подлежит применению для целей осуществления в дальнейшем работ по определению и утверждению результатов государственной кадастровой оценки (либо рыночной оценки имущества).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:25 по состоянию на 01.01.2011 составляет 9 675 000 руб.
При определении даты, на которую следует проводить оценку земельного участка (в настоящем случае 01.01.2011), суд руководствовался правовой позицией, высказанной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/2011 по делу N А11-5098/2010.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, в силу следующего.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть доказана истцом и установлена решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Данная правовая позиция подтверждает сложившийся в судебной практике подход, согласно которому рыночная стоимость определяется на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Однако все правовые последствия такого установления судом рыночной стоимости наступают с момента вступления в силу соответствующего судебного акта (Определение ВАС РФ от 03.04.2013 N ВАС-3160/2013 по делу N А64-9672/2011).
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно указал, что требования истца являются обоснованными в части обязания органа кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости новую кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:25 площадью 12 450 кв. м в размере 9 675 000 руб. с момента вступления в законную силу решения суда.
При решении вопросов о распределении судебных расходов суд учел, что представитель истца в судебном заседании заявил отказ от взыскания государственной пошлины. Отказ истца в данной части принят судом первой инстанции, производство по делу в части отказа прекращено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. В рамках настоящего дела Администрация муниципального образования г. Геленджик выступает в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с чем, льгота по освобождению ее от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, установленная выше указанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, на нее не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2014 по делу N А32-21749/2014 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (ИНН 2304026276, ОГРН 1022300777840) в доход федерального бюджета 2000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21749/2014
Истец: ОАО "Таганрогская транспортно-экспедиционная компания", ОАО "Таганрокская транспортно-экспедиционная компания"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ ФКП Росреестра по КК
Третье лицо: Администрация МО г. Геленджик, администрация муниципального образования город-курорт Геленджик, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, УФС ГРКК по КК