г. Вологда |
|
02 декабря 2014 г. |
Дело N А13-5882/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Пестеревой О.Ю. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" Соколовой О.А. по доверенности от 20.12.2013, Созоновой Ю.Б. по доверенности от 20.12.2013, от Государственной жилищной инспекции Вологодской области Никитиной О.Ф. по доверенности от 14.07.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 июня 2014 года по делу N А13-5882/2014 (судья Шадринова Ю.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (ОГРН 1053500117450; далее - ОАО "ВСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609; далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 03.04.2014 N 636-12/1, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытого акционерного общества "ЖК Металлург-7" (далее - ЗАО "ЖК Металлург-7").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "ВСК" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. По мнению общества, стоимость положительной разницы между количеством потребленной электроэнергии на общедомовые нужды (далее - ОДН) по счетчику и по нормативу подлежит оплате владельцами жилых помещений, но не управляющей компанией. В обоснование жалобы ссылается на неправомерность вывода арбитражного суда о том, что ЗАО "ЖК Металлург-7" является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирном доме, находящемся по адресу: г. Череповец, ул. К.Белова, д. 33, так как в связи с неоплатой со стороны управляющей компании поставляемой электроэнергии договор расторгнут, следовательно ресурсоснабжающая организация (далее - РСО) приобрела статус исполнителя коммунальной услуги по электроснабжению.
От инспекции и третьего лица отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 25.11.2014 произведена замена судьи Мурахиной Н.В. на судью Пестереву О.Ю., рассмотрение дела начато с начала.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекцией в связи с поступившим обращением жителя дома N 33 по ул. К.Белова г. Череповца на основании распоряжения от 07.03.2014 N 636 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества по вопросу соблюдения обязательных требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам проверки инспекцией составлен акт проверки от 03.04.2014 N 636-12/1, обществу выдано предписание от 03.04.2014 N 636-12/1.
В акте проверки инспекция зафиксировала нарушение обществом требований пункта 44 Правил, а именно: выполненный по квартире N 64 расчет размера платы за электроснабжение на ОДН в январе 2014 года не соответствует данному пункту Правил; расчетная величина электрической энергии на ОДН (45,632 кВт*ч) превышает объем электроэнергии на ОДН по нормативу (29,53 кВт*ч).
В оспариваемом предписании инспекция отразила выявленное нарушение Правил. Обществу предписано выполнить мероприятия по приведению порядка расчета платы по электроснабжению на общедомовые нужды в январе 2014 года по квартире N 64, предоставить подтверждающие документы.
Общество, считая указанное предписание незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан является основанием для проведения внеплановой проверки.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, других мероприятий, предусмотренных федеральными законами, а также принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан и меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
На основании пункта 1.2 Положения о Государственной жилищной инспекции Вологодской области, утвержденного постановлением правительства Вологодской области от 24.05.2010 N 592 (далее - Положение N 592), Инспекция является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, а также контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Основной задачей деятельности инспекции является соблюдение законодательства, прав и законных интересов граждан и юридических лиц в жилищной сфере на территории Вологодской области (раздел II Положения N 592).
В соответствии с пунктом 3.2.1 данного Положения инспекция для решения своих задач и выполнения полномочий (функций) организует и проводит проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к управлению многоквартирными домами, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Материалами дела подтверждается, что проверка была осуществлена на основании распоряжения начальника инспекции; целью явилась проверка фактов, изложенных в обращении жителя указанного многоквартирного дома; распоряжение получено обществом; общество было уведомлено о проведении проверки; проверка проведена должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки в установленный срок.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, проверка проведена и предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных инспекции полномочий.
На основании частей 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3).
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Вывод обжалуемого решения о том, что из анализа приведенных норм следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, не подлежит пересмотру. Именно на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Управление одним домом может осуществляться только одним из способов и только одной управляющей организацией.
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, существенное правовое значение имеет то, кто является исполнителем коммунальных услуг - управляющая компания или ресурсоснабжающая организация, принято ли общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В пункте 2 Правил N 354 приведены понятия, используемые в данных Правилах, в том числе:
- исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);
- коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
- коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
На основании пункта 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
В силу пунктов "а" и "в" пункта 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в том числе в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, либо в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Следовательно, исполнителем коммунальных услуг может являться как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация.
Пунктом 14 Правил установлено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В материалы дела представлен отказ общества от 10.12.2013 от исполнения с 01.01.2014 договора поставки электрической энергии от 01.02.2011 N 50320 в одностороннем порядке в связи с наличием у ЗАО "ЖК Металлург-7" задолженности перед РСО за период с апреля 2013 года по октябрь 2013 года в сумме 11 406 447 руб.77 коп. (т. 1, л. 25). С учетом представленных в материалы дела документов следует признать, что указанный отказ соответствует требованиям пункта 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (т. 1, л. 26-28, 75-84, 149).
Следовательно, с 01.01.2014 управляющая компания прекратила предоставление коммунальной услуги "электроснабжение" в связи с расторжением договора о приобретении коммунального ресурса с обществом.
В отсутствие договора ресурсоснабжения с ЗАО "ЖК Металлург-7" электроснабжение помещений в жилом доме осуществлялось обществом самостоятельно, без участия управляющей организации.
Более того, 01.01.2014 обществом и потребителем заключен договор энергоснабжения N 20710-293/01 с потребителем, проживающим в многоквартирном доме (т. 1, л. 61).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что несмотря на то, что способ управления домом не менялся, договор управления многоквартирным домом от 01.11.2009 N 1/33, согласно которому ЗАО "ЖК Металлург-7" обязалось по заданию собственников предоставлять собственникам в том числе коммунальные услуги, продолжает действовать, общество с 01.01.2014 самостоятельно приступило к оказанию коммунальной услуги "электроснабжение".
С учетом изложенного положения абзаца четвертого пункта 44 Правил N 354 применимы к рассматриваемой ситуации, оснований для возложения на общество обязанности по оплате объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не имеется.
Согласно статье 198 АПК РФ во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанными решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах необходимости выполнения обществом мероприятий по приведению порядка расчета платы за электроснабжение на ОДН в январе 2014 года по квартире N 64 в соответствии с требованиями пункта 44 Правил (абзацы с первого по третий) не имеется. Поэтому оспариваемое предписание инспекции не соответствует действующему законодательству, нарушает права общества, подлежит признанию недействительным, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
ОАО "ВСК" при подаче искового заявления в Арбитражный суд Вологодской области платежным поручением от 29.04.2014 N 6344 уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб.
За рассмотрение дела судом апелляционной инстанции обществом по платежному поручению от 21.08.2014 N 12847 уплачена государственная пошлина в сумме 1000 руб.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08 отражено, что в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном объеме.
Ввиду удовлетворения требований апелляционной жалобы ОАО "ВСК" расходы по уплате им госпошлины в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с инспекции.
Руководствуясь статьями 104, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 июня 2014 года по делу N А13-5882/2014 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Вологодской области от 03.04.2014 N 636-12/1 в отношении открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" (ОГРН 1053500117450, ИНН 3525154831, зарегистрировано по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, город Черкесск, проспект Ленина, д. 147, расположено по адресу: Вологодская область, город Вологда, Пречистенская набережная, д. 68).
Обязать Государственную жилищную инспекцию Вологодской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" (ОГРН 1053500117450).
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Вологодской области в пользу открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" (ОГРН 1053500117450) государственную пошлину в сумме 3000 руб. за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5882/2014
Истец: ОАО "Вологодская сбытовая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Вологодской области
Третье лицо: ЗАО "ЖК Металлург-7"