г. Хабаровск |
|
01 декабря 2014 г. |
А80-217/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карасева В.Ф.
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Авиал ДВ", ОГРН 1122724013708: Зорихин В.Г., представитель по доверенности от 06.09.2013 27 АА 0529097;
от Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа "Чукотснаб", ОГРН 1028700587035: Самойлова Е.С., представитель по доверенности от 24.12.2013 N ЮР-03, Светов А.Ю., представитель по доверенности от 01.11.2014 N ЮР-262,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Авиал ДВ"
на решение от 16.09.2014
по делу N А80-217/2014
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Шепуленко М.Ю.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Авиал ДВ"
к Государственному унитарному предприятию Чукотского автономного округа "Чукотснаб"
о признании незаконной документации о закупке N 458
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Чукотского автономного округа обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Авиал ДВ" (далее - истец, ООО "Авиал ДВ", общество; г. Хабаровск) с иском к Государственному унитарному предприятию Чукотского автономного округа "Чукотснаб" (далее - ответчик, ГУП ЧАО "Чукотснаб", предприятие; Чукотский автономный округ, г. Анадырь) о признании незаконной документации о закупке N 458, в обоснование иска общество указало на то, что условия закупки нарушают нормы законодательства о конкуренции и ограничивают число претендентов на участие в конкурсе.
Решением от 16.09.2014 в удовлетворении иска отказано, по мотиву недоказанности нарушения документацией прав и законных интересов истца ввиду ее отмены ответчиком.
ООО "Авиал ДВ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить в мотивировочной части. В обоснование жалобы указывает, что судом не дана оценка доводам истца, истец обратился в арбитражный суд в период действия оспариваемой документации; указывает, что в закупке N 458 в один лот объединены закупки, не связанные между собой, охватывающие большой временной период, не имеющие отношения к деятельности ГУП ЧАО "Чукотснаб": цена закупки 551 506 906 руб. 45 коп., в состав закупки входит перевозка топлива по маршрутам: Анюйск-Островное; Анюйск-Илирней; Анюйск-Омолон; Анюйск-Билибино (Дымный); Певек-Омолон; Певек-Островное; Певек-Билибино; Певек-Кепервеем, при этом перевозка осуществляется на протяжении четырех с половиной лет; по мнению истца, объединение названных маршрутов и 4,5 лет в один лот приводит к ограничению конкуренции, так как в закупке могут участвовать только организации, имеющие колоссальные технические и кадровые ресурсы, позволяющие осуществлять перевозки в таких объемах, от участия в закупке названным условием отстранены лица, имеющие достаточные ресурсы и опыт оказания услуг, позволяющий качественно перевозить топливо по конкретному маршруту; документация о закупке не содержит требования о предоставлении участниками закупки специальных разрешений на перевозку грузов, что противоречит в том числе п.п. 1 п. 8.1 положения о закупках ГУП ЧАО "Чукотснаб"; документация содержит требование о наличии у участника строительной техники, свидетельства СРО о допуске к строительству дорог, наличие опыта строительства дорог, данное условие не соответствует видам деятельности ответчика, отраженным в пункте 2.2 Устава ГУП ЧАО "Чукотснаб", противоречит пункту 2.3 Устава, противоречит предмету закупки, чем ограничена конкуренция; документацией предусмотрено требование о наличии у участников емкостного парка вместимостью 1 000 тонн и более для хранения нефтепродуктов, за наличие собственных хранилищ выставляются баллы, по мнению истца, указанный критерий ограничивает конкуренцию, поскольку емкостный парк есть у ЗАО "АС "Полярная звезда", не у всех перевозчиков есть емкостный парк для топлива за ненадобностью, предметом закупки не является хранение нефтепродуктов, в связи с чем истец полагает недопустимым выставление баллов по указанному критерию; документацией предусмотрено обеспечение заявки в размере 7% от начальной цены договора - 38 605 483 руб. 45 коп., данное условие ограничивает конкуренцию, поскольку существует не много организаций, имеющих свободные денежные средства в указанном размере, указывает на нарушение ответчиком части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ, обеспечение предусмотренное оспариваемой документацией, во много раз превышает размер, установленный для госзакупок.
ООО "Авиал ДВ" представлены дополнения к апелляционной жалобе, в которой приведены доводы об объявлении ответчиком документации о закупке N 540.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу с возражениями.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представитель ответчика просил оставить решение без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об обоснованности доводов жалобы.
По материалам дела установлено, что 29.06.2014 ГУП ЧАО "Чукотснаб" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса N 314012955239 (по внутренней классификации Предприятия номером данного конкурса является 458) на право заключения договора на оказании комплекса услуг по доставке нефтепродуктов.
ООО "Авиал ДВ", желая стать участником названного конкурса, изучило его документацию, и, полагая, что она противоречит нормам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", обратилось в арбитражный суд.
Приказом ГУП ЧАО "Чукотснаб" от 28.07.2014 N 528-ОД проведение конкурса N 458 "На право заключения договора на оказании комплекса услуг по доставке нефтепродуктов" отменено.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не отменяет обязанности суда в силу статей 168, 271 АПК РФ дать оценку доводам истца.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными унитарными предприятиями.
Материалами дела установлено, что ГУП ЧАО "Чукотснаб" является государственным унитарным предприятием, в ведомственном подчинении органа государственной власти субъекта - Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа в связи с чем, при закупках товаров, работ услуг, указанное предприятие в своей деятельности обязано руководствоваться требованиями Федерального закона N 223-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Ответчиком утверждено положение о закупке товаров, работ, услуг 30.03.2012 (далее - положение о закупке), которым предусмотрен способ проведения закупки путем конкурса.
Согласно пункту 10.1.1 положения о закупке конкурс - способ закупки, победителем которого признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании Положения о закупке.
Из содержания конкурсной документации N 458 следует, что установлена начальная максимальная цена лота в сумме 551 506 906 руб. 45 коп.; место оказания услуг по доставке нефтепродуктов: Чукотский автономный округ по маршрутам: Анюйск-Островное, Анюйск-Илирней, Анюйск-Омолон, Анюйск-Билибино (Дымный), Певек-Омолон, Певек-Островное, Певек-Билибино, Певек-Кепервеем; срок действия договора с момента подписания до 31.12.2018.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Объединение указанных маршрутов в один лот приводит к ограничению конкуренции, поскольку от участия в закупке названными условиями отстранены лица, имеющие достаточные ресурсы и опыт оказания услуг, позволяющие перевозить нефтепродукты по конкретному маршруту, длительный срок исполнения договора исключает доступ хозяйствующих субъектов на рынок, устраняет возможность конкурировать за право оказания услуг по перевозке грузов.
Подпунктами 11, 15, 16, 17 пункта 6 информационной карты в составе конкурсной документации предусмотрены требования о наличии у участника конкурса строительной техники, свидетельства СРО о допуске к строительству дорог, наличие опыта строительства дорог.
Указанные условия конкурса не соответствуют предмету закупки: оказание комплекса услуг по доставке нефтепродуктов, названному в пункте 2 информационной карты, наличие их в числе условий конкурса необоснованно ограничивает число лиц, которые могут претендовать на участие в конкурсе
В силу статей 11, 12, 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание дорог относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, к которым ответчик не относится.
Таким образом, правомерны доводы истца о том, что названные условия конкурса противоречат закону о защите конкуренции.
Пунктом 11 информационной карты "порядок оценки заявок в соответствии с заявленными заказчиком критериями" предусмотрена оценка в зависимости от наличия у участника конкурса емкостного парка вместимостью от 1000 тонн и более для хранения нефтепродуктов (подкритерий 3).
Данное условие конкурса ограничивает конкуренцию, поскольку не соответствует предмету конкурса, необоснованно уменьшает число участников конкурса.
Кроме того, из содержания пункта 8 информационной карты следует, что конкурсной документацией N 458 предусмотрено внесение участником конкурса обеспечения заявки в размере 7% от начальной цены договора, что составит 38 605 483 руб. 45 коп.
Данное условие ограничивает конкуренцию, ввиду значительности суммы обеспечения заявки, что ставит невозможным участие в конкурсе хозяйствующих субъектов, обладающих необходимыми материальными ресурсами для перевозки нефтепродуктов.
Конкурсная документация N 458 не содержит требования о представлении участниками конкурса специальных разрешений на перевозку грузов.
Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" утверждены Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (далее - Правила N 73), которые определяют основные условия перевозок опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов.
Данные Правила N 73 устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 1.4 в целях настоящих Правил к опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
Перечень опасных грузов, перевозимых автомобильным транспортом, приведен в приложении N 7.4 к указанным Правилам N73, к которым относится в том числе бензин и дизельное топливо.
В соответствии со статьей 3 Федерального Закона от 08.11.2007 N 257 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) пользователями автомобильными дорогами признаются физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.
В соответствии со статьями 31, 29 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Пользователям автомобильными дорогами запрещается: осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, действующим законодательством определено, что перевозка по автомобильным дорогам опасных грузов, к которым относится, в том числе бензин и дизельное топливо, осуществляется на основании специальных разрешений.
Пунктом 10.2.2.2 положения ГУП ЧАО "Чукотснаб" о закупках предусмотрено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать сведения и документы об участниках закупки, подавших заявки, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки обязательному требованию, предусмотренному подпункту 1 пункта 8.1 данного положения (соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, осуществляющих оказание услуг, являющихся предметом закупки).
Таким образом, отсутствие в конкурсной документации условия о наличии у участника конкурса специального разрешения, противоречит вышеприведенным нормам закона и положения о закупках ответчика.
С учетом проведенного анализа документации о закупках, суд апелляционной инстанции согласно статье 71 АПК РФ приходит к выводу, что установление названных условий конкурса объективно влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников закупки. В свою очередь это влечет ограничение количества, свободного доступа участников, создает неравные условия для участия в конкурсе.
Установление приведенных ограничивающих критериев не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в конкурсе.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены способы защиты гражданских прав, в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен привести к восстановлению нарушенного материального права или к защите законного интереса.
Поскольку между сторонами отсутствовали какие-либо правоотношения по конкурсу N 458 "На право заключение договора на оказании комплекса услуг по доставке нефтепродуктов", приказом от 28.07.2014 N 528-ОД ответчик отменил проведение конкурса N 458, иск не подлежит удовлетворению.
Доводы истца о закупке N 540 в данном деле не подлежат оценке, поскольку предметом спора документация о данной закупке не является.
В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 АПК РФ. В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
На изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 16 сентября 2014 года по делу N А80-217/2014 изменить в мотивировочной части.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-217/2014
Истец: ООО "Авиал ДВ"
Ответчик: ГУП Чукотского автономного округа "Чукотснаб"