г. Москва |
|
03 декабря 2014 г. |
Дело N А41-33105/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ N 12 по г. Москве и Московской области - Соглаев А.Ю. представитель по доверенности от 28 марта 2014 года N 312-2338,
от Общества с ограниченной ответственностью "Директ-Сервис" - Балкин В.С. представитель по доверенности от 29 января 2014 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ N 12 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 августа 2014 года по делу N А41-33105/14, принятое судьей Морхатом П.М., по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ N 12 по г. Москве и Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Директ-Сервис" о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 12 по г. Москве и Московской области (далее - управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Директ - Сервис" (далее - общество, ООО "Директ - Сервис") о взыскании штрафа в сумме 14 641 руб., за нарушение срока представления в территориальные органы Страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного учета).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований пенсионного фонда отказано (л.д. 49).
Не согласившись с данным судебным управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований управления.
Представитель общества возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в ГУ УПФ РФ N 12 по г. Москве и Московской области в качестве страхователя в системе обязательного пенсионного страхования в отношении граждан, состоящих с ним в трудовых отношениях.
Предъявляя настоящие требования, заявитель сослался на то, что необходимые сведения для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетный период -2-й квартал 2013 года в ПФР были переданы страхователем 15 августа 2013 года, за рамками установленного законодательством срока.
По результатам проверки составлен акт от 17 декабря 2013 года N 312-305ш об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором предлагается привлечь общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Рассмотрев материалы проверки, пенсионный фонд принял решение от 14 января 2014 года N 321-0305ш о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым на страхователя наложен штраф в размере 14 641 руб.
Требование пенсионного фонда от 05 февраля 2014 года N 312-0305ш об уплате финансовой санкции обществом исполнено не было, что послужило основанием для обращения пенсионного фонда в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований пенсионного фонда, суд первой инстанции исходил из того, что отчетность за 2 квартал 2013 года подана 15 августа 2013 года, что подтверждается почтовой квитанцией N 19276 /14130465192767 15 августа 2013 года и описью вложения по форме ф. 107, направленной ООО "Директ-Сервис" через ФГУП ПОЧТА РОССИИ в адрес ГУ-УПРФ N 12. Следовательно срок представления отчетности не нарушен.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные подпунктами 1-10 данного пункта: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Данные формы документов утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 года N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" (зарегистрировано в Минюсте России 23 октября 2006 года за номером 8392, опубликовано в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 27 ноября 2006 года N 48, от 04 декабря 2006 года N 49).
В силу абзаца 1 статьи 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из диспозиции вышеуказанной нормы, она устанавливает ответственность за два отдельных состава правонарушений:
- непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
- представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Как следует из материалов дела, рассмотрев материалы проверки, пенсионный фонд принял решение от 14 января 2014 года N 321-0305ш, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно: за несвоевременное представление в установленные сроки сведений персонифицированного учета за 2 квартал 2013 года в срок до 15 августа 2013 года.
Вместе с тем, отчетность за 2 квартал 2013 года подана 15 августа 2013 года, что подтверждается почтовой квитанцией N 19276 /14130465192767 от 15 августа 2013 года и описью вложения по форме ф. 107, направленной ООО "Директ-Сервис" через ФГУП ПОЧТА РОССИИ в адрес ГУ-УПРФ N 12.
Таким образом, представленная в материалы дела опись вложения по форме ф. 107 подтверждает своевременность направления обществом указанных сведений в управление, поскольку в нем содержится указание на заявителя как адресата почтового отправления, на то, что предметом вложения являются сведения по персонифицированному учету с отражением количества предметов, а также указано наименования отправителя.
При этом, управлением не оспаривается содержание описи вложений в ценное письмо от 15 августа 2013 года, а также не подавалось заявление в порядке статьи 161 АПК РФ о фальсификации обществом доказательств (описью вложения по форме ф. 107 от 15 августа 2013 года).
Апелляционным судом не принимается довод пенсионного фона о том, что согласно акту от 20 августа 2013 года N 1 о факте недостачи (недовложения) документов в письмо ООО "Директ-Сервис", а именно, при вскрытии ценного письма установлено, что в данном письме отсутствует форма РСВ-1 ПФР за 6 месяцев 2013 года на бумажном носителе, указанная в пункте 1 описи.
В соответствии с Почтовыми правилами, принятыми Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22 апреля 1992 года (далее - Правила), введенными в действие приказом Минсвязи России от 14 ноября 1992 года N 416,в случае если в ценном письме обнаруживается недостача документов применяется порядок, установленный пунктом 168 Правил.
Согласно пункту 168 Правил если при вскрытии ценного письма (бандероли) обнаружится недостача вложения, то на описи делается отметка о том, чего именно не оказалось, а при отсутствии ф. 107 наличие вложения указывается на оборотной стороне извещения ф. 22 и эта отметка подписывается адресатом и работником связи. Такое письмо (бандероль) возвращается на предприятие связи для составления акта и вложение выдается адресату на предприятии вместе с копией акта.
Из представленного пенсионным фондом акта от 20 августа 2013 года N 1 о факте недостачи (недовложения) документов в письме ООО "Директ-Сервис" следует, что указанный документ был составлен председателем комиссии - Красных Н.Г., являющегося заместителем начальника Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 12 по г. Москве и Московской области, Андрюшиной Г.Н. - заместитель начальника отдела администрирования страховых взносов и взыскания задолженности, а также Мотылевой Т.Е. - заместитель начальника отдела персонифицированного учета.
Таким образом, в нарушение пункта 168 Правил, указанный акт составлен сотрудниками пенсионного фонда и не подписан представителем почтовой связи.
Также апелляционный суд обращает внимание, что решением от 14 января 2014 года N 321-0305ш на общество наложена финансовая санкция в размере 14 641 руб. 00 коп., составляющая 10% от исчисленных к уплате за 2 квартал 2013 года (112 152 руб. 48 коп. страховая часть трудовой пенсии + 34 259 руб. 70 коп. накопительная часть трудовой пенсии) страховых взносов.
Такой расчет финансовой санкции соответствует диспозиции пункта 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей на момент вынесения акт от 17 декабря 2013 года N 312-305ш об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" были внесены изменения в части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которым за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2014 года.
Согласно внесенным изменениям смягчена ответственность страхователя за непредставление либо представление неполных и (или) недостоверных сведений персонифицированного учета, размер санкции составляет 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленных к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены (представлены неполные или недостоверные) сведения.
Согласно общему принципу, предусмотренному частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено.
Статья 54 Конституции Российской Федерации имеет прямое действие. Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.
В соответствии с пунктом 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года N 4-П императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Следовательно, заявление о взыскании санкции за рассматриваемое правонарушение, допущенное страхователем до 1 января 2014 года, может быть удовлетворено судом лишь в части, не превышающей максимального ее размера, установленного действующей редакцией частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, а именно в размере пяти процентов от суммы страховых взносов, начисленных за последний отчетный период, вместо санкции в размере десяти процентов, действовавшей до 1 января 2014 года.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 августа 2014 года по делу N А41-33105/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33105/2014
Истец: ГУ-УПФ РФ N12 по г. Москве и Московской области
Ответчик: ООО "Директ-Сервис"
Третье лицо: ООО "Директ-Сервис"