г.Москва |
|
27 ноября 2014 г. |
Дело N А40-120463/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола |
помощником судьи Распутиной И.И., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента торговли и услуг г.Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.09.2014, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-120463/14 (120-822)
по заявлению ООО "Дэй энд найт антикс" (ОГРН 1085032002681)
к Департаменту торговли и услуг г.Москвы
3-е лицо: Росалкогольрегулирование
о признании незаконным постановления от 17.07.2014 N 97пп-л-1
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Попова О.Ю. по дов. от29.07.2014 N И/01-697/4; |
от 3-го лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Дэй энд найт антикс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента торговли и услуг города Москвы (далее - ответчик, административный орган) от 17.07.2014 N 97пп-л-1 о привлечении общества к административной ответственности по ст.15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2014, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители заявителя и 3-го лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено без их участия.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемым постановлением ООО "Дэй энд найт антикс" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении ч.4 ст.14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Постановления Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", ответственность за которое предусмотрена ст.15.13 КоАП РФ, и обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "Дэй энд найт антикс" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч.7 ст.210 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что ООО "Дэй энд найт антикс" имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции серия ДТУ N 1708 код ВВ5 сроком действия с 29.04.2012 по 29.04.2017 на объект лицензирования "ресторан", расположенный по адресу: г.Москва, ул.Б.Полянка, д.56, стр.1.
В ходе проведения административного расследования установлено, что обществом не были своевременно представлены декларации по форме 11 (об объеме розничной продажи алкогольной) и по форме 12 (об объеме розничной продажи пива и пивных напитков) за 1 квартал 2014 года.
Согласно ст.6 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено: выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции; прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 18.01.2011 N 9-ПП "Об утверждении положения о Департаменте торговли и услуг города Москвы" Департамент торговли и услуг города Москвы осуществляет функции по реализации государственной политики в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, функции по государственному контролю за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
В настоящем случае, как указывалось выше, общество является обладателем лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязаны представлять декларации в соответствии с Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815.
Согласно п.19 названных Правил декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и N 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При представлении деклараций по формам 11 и 12 в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение указанной службы.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.11.2013 N 1024, которым в названные Правила внесены изменения, с 01.01.2014 организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и зарегистрированные на территории города Москвы, представляют декларации по форме 11 и 12 исключительно в форме электронного документа, формат которого утвержден Росалкогольрегулированием от 05.08.2013 N 198, на региональную площадку города Москвы в информационной системе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по приему деклараций на http://service.fsrar.ru/.
Общество в качестве подтверждения исполнения своей обязанности по сдаче деклараций за 1 квартал 2014 года ссылается на скриншот АИС "Мосдекларация".
Между тем, представленный скриншот подтверждает только тот факт, что декларации по форме 11 и 12 за 1 квартал 2014 года обществом были лишь сформированы и подписаны 18.04.2014. При этом сведения о принятии данных деклараций отсутствуют.
Доказательством направления деклараций в лицензирующий орган в сроки, предусмотренные Правилами, указанная распечатка не является.
Непредставление обществом в Департамент торговли и услуг города Москвы деклараций за 1 квартал 2014 года подтверждается выпиской из информационной системы.
В свою очередь представление деклараций является прямой обязанностью юридического лица до момента окончания срока действия лицензии.
Согласно ст.15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Полученные в ходе производства по административному делу доказательства согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.13 КоАП РФ.
На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Необходимо отметить, что непредставление деклараций о розничной продаже алкогольной продукции в лицензирующий орган препятствует осуществлению государственного контроля за оборотом алкогольной продукции, ее качеством, что нарушает права и законные интересы граждан. Лицензиат обязан самостоятельно осуществлять надлежащий контроль за предоставлением деклараций об объемах розничной продажи алкогольной продукции и проявлять должную осмотрительность при предоставлении деклараций об объемах ее реализации.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
ООО "Дэй энд найт антикс" является юридическим лицом и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности состава вмененного заявителю правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не установлено.
Размер штрафа правильно определен административным органом с учетом правил, установленных ст.4.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не нарушен.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и полагает возможным вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Дэй энд найт антикс" о признании незаконным и отмене постановления Департамента торговли и услуг города Москвы от 17.07.2014 N 97пп-л-1 о привлечении общества к административной ответственности на основании ст.15.13 КоАП РФ.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь ч.5N ст.211, ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.09.2014, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-120463/14 отменить.
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Департамента торговли и услуг города Москвы от 17.07.2014 N 97пп-л-1 о привлечении ООО "Дэй энд найт антикс" к административной ответственности на основании ст.15.13 КоАП РФ отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-120463/2014
Истец: ООО "Дэй энд найт антикс"
Ответчик: Департамент торговли и услуг г. Москвы
Третье лицо: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка