г. Санкт-Петербург |
|
05 декабря 2014 г. |
Дело N А21-5157/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Белей К.А. по доверенности от 20.05.2014
от ответчика (должника): Степанова М.В. по доверенности от 14.11.2014 N 47-01-24/3745; Коротченко Л.А. по доверенности от 15.01.2014 N 47-01-24/76
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23432/2014) Калининградского акцизного таможенного поста на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.08.2014 по делу N А21-5157/2014 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс-ресурс"
к Калининградскому акцизному таможенному посту
о признании незаконным бездействия
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транс-ресурс" (ОГРН 1053900017973; 236039, г. Калининград, ул. А. Суворова, д. 54, литер У2, оф. 201; далее - Общество, ООО "Транс-ресурс") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) (ОГРН 1103925001740; 238420, Калининградская область, г. Багратионовск, ул. Дружбы, 16 Б; далее - Таможенный пост), выразившегося в невыдаче Обществу паспорта транспортного средства на седельный тягач "VOLVO" FH 460 VIN YV2AG20A1BB590601 и обязании Таможенного поста (со статусом юридического лица) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи Обществу паспорта транспортного средства на седельный тягач "VOLVO" FH 460 VIN YV2AG20A1BB590601 с отметкой об уплате утилизационного сбора.
Решением суда от 06.08.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Таможенный пост обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции от 06.08.2014 отменить, в удовлетворении требований Обществу отказать. Указывает, что уплаченная Обществом сумма утилизационного сбора в отношении седельного тягача марки "VOLVO" VIN YV2AG20A1BB590601 является недостаточной, а представленный Обществом расчет утилизационного сбора от 04.04.2014 не соответствует Постановлению Правительства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Таможенного поста поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 03.04.2014, с целью таможенного декларирования в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления транспортного средства - седельный тягач "VOLVO" FH 460 VIN YV2AG20A1BB590601, Общество подало в Калининградский акцизный таможенный пост ДТ N 10009200/030414/0002074.
04.04.2014 Обществом подано заявление о принятии утилизационного сбора в размере 220 500 руб. на указанный выше автомобиль с приложением платежного поручения N 56 от 04.04.2014; расчета суммы утилизационного сбора по состоянию на 04.04.2014; CMR от 02.04.2014; технического паспорта VR916862 от 15.04.2011; экспертного заключения N 7353 от 03.04.2014 ЛСМ "Трансконсалтинг"; свидетельства о безопасности конструкции ТС N А-SE.AB93.A.14129 от 03.04.2014; справки N 2035 от 27.03.2014 ЗАО "Вольво-Восток"; паспорта гражданина РФ; решения N 01/14 от 04.04.2014.
Уведомлением от 03.04.2014 N 47-05-27/1087 Таможенный пост известил Общество о приостановлении выпуска товара сроком на 10 календарных дней в связи с тем, что товар ввозится неуполномоченным импортером, документы от правообладателя, подтверждающие передачу прав на интеллектуальную собственность по товарному знаку "Volvo Trademark Holding AB c/o AB Volvo" Обществом не представлены.
В ответ на заявление Общества о принятии утилизационного сбора таможенный пост письмом от 07.04.2014 N 47-05-27/1127 уведомил Общество, что возможность взимания и проверки правильности исчисления таможенным органом утилизационного сбора в отношении транспортного средства до его помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, т.е. до выпуска товара не предусмотрена действующим законодательством РФ. Таможенный пост посчитал, что утилизационный сбор уплачивается и взимается исключительно после совершения таможенных операций, если такие операции необходимы, и его уплату или неуплату нельзя ставить в зависимость от необходимости совершения или завершения соответствующих таможенных операций или действий в рамках законодательства о таможенном деле. По факту уплаты утилизационного сбора таможенный орган выдает плательщику утилизационного сбора таможенный приходный ордер, дата которого не может быть ранее даты выпуска товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
10.04.2014 Общество обратилось в Межрегиональное операционное управление УФК с заявление о предоставлении подтверждения оплаты утилизационного сбора по платежному поручению N 56 от 04.04.2014.
Письмом от 14.04.2014 N 95-01-12/149 Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства подтвердило поступление денежных средств и их зачисление на лицевой счет ФТС по коду классификации доходов бюджетной классификации РФ 153 1 12 08000 01 1000 120 "Утилизационный сбор (сумма сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию, кроме колесных транспортных средств (шасси), ввозимых с территории Республики Беларусь)".
Товар по ДТ 10009200/030414/0002074 был выпущен 14.04.2014, однако паспорт транспортного средства таможенным органом не выдан до настоящего времени.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции указал на ошибочность выводов Таможенного поста о том, что поскольку на момент выпуска товара (14.04.2014) с даты выпуска транспортного средства (08.04.2011) прошло более 3 лет, то для расчета утилизационного сбора должен применяться коэффициент расчета, соответствующий транспортным средствам, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, в связи с чем представленный Обществом расчет утилизационного сбора от 04.04.2014 не соответствует Правилам, а сумма денежных средств, уплаченных обществом по платежному поручению от 04.04.2014 N 56, является недостаточной.
Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 24.1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа (часть 1). Плательщиками утилизационного сбора признаются, в том числе, лица, осуществляющие ввоз транспортных средств (шасси) в Российскую Федерацию (часть 3). Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (часть 4). Паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств оформляются и выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 7).
В статье 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) даны определения следующим терминам:
3) ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом до их выпуска таможенными органами;
5) выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры;
26) таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами;
27) таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;
29) таможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.
В силу статьи 331 ТК ТС если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр, который ведется таможенным органом государства - члена таможенного союза, или в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 (десять) рабочих дней (часть 1). По истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется и производится в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (часть 3).
Учитывая изложенное, приостановление выпуска товаров возможно после ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза, но до их выпуска таможенными органами.
Правила взимания исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (далее - Правила).
В рассматриваемом случае взимание утилизационного сбора осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291.
Согласно пункту 6 Правил уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства.
При этом пунктом 7 Правил определено, что на бланке паспорта транспортного средства, или паспорта шасси транспортного средства, или паспорта самоходной машины и других видов техники (далее - паспорт), оформляемых на выпускаемые в обращение транспортное средство или шасси, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте (дубликате), выданном на транспортное средство или шасси, в отношении которых взимается утилизационный сбор, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
В силу подпункта "а" пункта 8 Правил отметка об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора проставляется на бланке паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) или паспорте транспортного средства (паспорте шасси транспортного средства) либо его дубликате в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной налоговой службой.
В пункте 11 Правил определен перечень документов, представляемых в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортных средств в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, в подтверждение правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае Таможенным постом не предъявлялось претензий к документам, представленным Обществом с заявлением от 04.04.2014.
В соответствии с пунктом 12 Правил после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора.
При этом в пункте 4 примечаний к Перечню видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, указано, что под датой уплаты утилизационного сбора понимается дата, указанная в платежном документе, подтверждающем уплату утилизационного сбора.
Иных требований к дате уплаты утилизационного сбора Правила не содержат.
Согласно пункту 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом Министерства внутренних дела РФ N 496, Министерства промышленности и энергетики РФ N 192, Министерства экономического развития и торговли РФ N 134 от 23.06.2005, паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.
В силу пункта 52 Положения предусмотрено, что в разделе паспорта "Особые отметки" таможенными органами, при уплате утилизационного сбора, делается запись: "Утилизационный сбор уплачен. ТПО N _" (с указанием справочного номера таможенного приходного ордера, в котором отражено исчисление утилизационного сбора). Указанные сведения и записи заверяются подписью должностного лица и печатью организации и (или) предпринимателя или личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, выдавшего паспорт или произведшего запись в паспорте, выданном организацией и (или) предпринимателем, соответственно.
Согласно пункту 57 Положения паспорта выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления.
Выдача паспортов, а также проставление отметки об уплате утилизационного сбора в паспортах, выданных организациями или предпринимателями в отношении изготовленных ими транспортных средств в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, осуществляется таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет (пункт 59 Положения).
Кроме того, пунктами 57 и 59 Положения установлен порядок выдачи паспорта транспортного средства, а не срок уплаты утилизационного сбора, указывается, что паспорта выдаются после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет и помещения транспортных средств под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления.
Как правильно установил суд первой инстанции, письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27.03.2014 N 20-828 на которое ссылается Таможенный пост, не является нормативным правовым актом, подлежащим обязательному применению.
Кроме того, положение пункта 8 названного письма, согласно которому для целей исчисления и уплаты утилизационного сбора учитывается дата выдачи паспорта транспортного средства, поскольку оформление этого документа определяет выпуск в обращение транспортного средства, противоречит пункту 11 Положения, согласно которому в разделе "Особые отметки" паспорта транспортного средства таможенными органами при уплате утилизационного сбора делается запись "Утилизационный сбор уплачен ТПО N _" (с указанием справочного номера таможенного приходного ордера, в котором отражено исчисление утилизационного сбора), а также пункту 59 Положения, согласно выдача паспортов осуществляется таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Таможенного поста о том, что поскольку на момент выпуска товара (14.04.2014) с даты выпуска транспортного средства (08.04.2011) прошло более 3 лет, то для расчета утилизационного сбора в соответствии с Перечнем должен применяться коэффициент расчета, соответствующий транспортным средствам, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, в связи с чем представленный обществом расчет утилизационного сбора от 04.04.2014 не соответствует Правилам, а сумма денежных средств, уплаченных обществом по платежному поручению от 04.04.2014 N 56, является недостаточной, в связи с чем, учитывая положения части 1 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления, пункта 3 статьи 4 ТК ТС, пункта 11 Правил, пункта 4 примечаний к Перечню видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, оспариваемое бездействие таможенного поста, выразившееся в невыдаче Обществу паспорта транспортного средства на седельный тягач правомерно признал незаконными, нарушающими права собственника заявителя и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
Апелляционная жалоба не содержит доводов способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.08.2014 по делу N А21-5157/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградского акцизного таможенного поста - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5157/2014
Истец: ООО "Транс-ресурс"
Ответчик: Калининградский акцизный таможенный пост (со статусом юридического лица)
Третье лицо: Центральная акцизная таможня