г. Самара |
|
08 декабря 2014 г. |
А65-15863/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кукморского поселкового исполнительного комитета
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2014 года по делу N А65-15863/2014 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению Кукморского поселкового исполнительного комитета (ОГРН 1061675000386), Республика Татарстан, п.Кукмор,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), Республика Татарстан, г.Казань,
третьи лица: 1) некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", Республика Татарстан, г.Казань,
2) общество с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис", Республика Татарстан, п.Кукмор,
о признании незаконными решения и предписания от 14.05.2014 по делу N 06-25/2014,
УСТАНОВИЛ:
Кукморский поселковый исполнительный комитет (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление, антимонопольный орган), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица - Некоммерческую организацию "Государственный жилищный фонд Президенте Республики Татарстан", о признании незаконными решения и предписания от 14.05.2014 по делу N 06-25/2014.
Кроме того, арбитражный суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ - ООО "Ремстройсервис".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2014 года по делу N А65-15863/2014 и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв антимонопольного органа на апелляционную жалобу Комитета, в котором Управление просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Кроме того, от Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Также, в материалы дела поступил отзыв третьего лица, некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд Президенте Республики Татарстан", на апелляционную жалобу, в которой третье лицо просит суд апелляционной инстанции отменить решение арбитражного суда первой инстанции, удовлетворив апелляционную жалобу Комитета. В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо просит суд апелляционной инстанции рассмотреть дело в отсутствие представителя Фонда.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 20.09.2013 N 01/469-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка соблюдения Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района Республики Татарстан (422110, РТЭ пгт.Кукмор, ул.Ленина, д.15) требования антимонопольного законодательства.
В ходе планового выездного контрольного мероприятия было установлено, что Исполнительным комитетом Кукморского муниципального района Республики Татарстан были выданы разрешения застройщику - некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан":
разрешения RU16523000-410 от 12.10.2011 г. на ввод в эксплуатацию 21-го квартирного жилого дома, расположенного по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д.1и;
разрешение RU16523000-412 от 13.10.2011 г. на ввод в эксплуатацию 12-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д.1з;
разрешение RU16523000-475 от 26.04.2012 г. на ввод в эксплуатацию 18-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д.1к;
разрешение RU16523000-506 от 23.11.2012 г. на ввод в эксплуатацию 21-го квартирного жилого дома, расположенного по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д.1п;
разрешение RU16523000-509 от ЗОЛ 1.2012 г. на ввод в эксплуатацию 18-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д.1л;
разрешение RU16523000-529 от 2.04.2013 г, на ввод в эксплуатацию 18-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д.1н.
10.07.2012 года между некоммерческой организацией "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", именуемое в договоре "Фонд", и ООО "Ремстройсервис", именуемое в договоре "Управляющая компания", был заключен договор по управлению многоквартирными жилыми домами N 732/ф от 10.07.2012 г., согласно которому были переданы следующие многоквартирные жилые дома:
21 квартирный жилой дом, расположенный по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д. 1и;
12-ти квартирный жилой дом, расположенный по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д. 1з;
18-ти квартирный жилой дом, расположенный по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д. 1к;.
По договору Управляющая компания принимает на себя обязательства самостоятельно совершать от своего имени все необходимые юридические и фактические действия, касающиеся управления, надлежащего содержания и обслуживания многоквартирного дома, обеспечения жилищно-коммунальными услугами будущих собственников и/или пользователей помещений многоквартирного дома.
Законом N 123-ФЗ, вступившим в законную силу 18.07.2011, статья 161 ЖК РФ дополнена частью 13 (в редакции от 05.04.2013), согласно которой в течение двадцати рабочих дней со дня разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.
Бездействие органа местного самоуправления по непроведению обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенными многоквартирными домами в срок, установленный частью 13 статьи 161 ЖК РФ, является, как посчитал антимонопольный орган, нарушением запрета, установленного частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, поскольку создает преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе выбранных застройщиками, и ведет к ограничению доступа потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению домами путем участия в публичных процедурах.
Приказом Татарстанского УФАС России от 28.01.2014 года N 01/15-к было возбуждено дело N 06-25/2014 по признакам нарушения Кукморским поселковым исполнительным комитетом статьи 15 Федерального закона от 06.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Оспариваемым Решением от 14.05.2014 по делу N 06-25/2014 заявитель признан нарушившим требования ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.06 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части бездействия органа местного самоуправления по проведению обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенными многоквартирными домами, введенными в эксплуатацию после 18.06.2011 года, в порядке установленном частью 13 статьи 161 ЖК РФ, что создало преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельного хозяйствующего субъекта, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения, заявителю выдано предписание от 14.05.2014.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, заявитель оспорил их в арбитражном суде.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа может быть признан судом недействительными при одновременном наличии двух групп оснований - не соответствие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
В соответствии с п.3 ст.201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 44 Устава муниципального образования поселка городского типа Кукмор Кукморского муниципального района Республики Татарстан Исполнительный комитет поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения.
Согласно пункту 3 статьи 46 Устава муниципального образования поселка городского типа Кукмор Кукморского муниципального района Республики Татарстан к полномочиям Исполнительного комитета поселения входит выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.
Согласно пункту 4 статьи 46 Устава муниципального образования поселка городского типа Кукмор Кукморского муниципального района Республики Татарстан Исполнительный комитет поселения организует строительства и содержание муниципального жилищного фонда, ведет его учет, обеспечивает создание условий для жилищного строительства на территории поселения и осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что Исполнительный комитет Кукморского муниципального района Республики Татарстан выдал некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан"
разрешения RU16523000-410 от 12.10.2011 г. на ввод в эксплуатацию 21-го квартирного жилого дома, расположенного по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д.1и;
разрешение RU16523000-412 от 13.10.2011 г. на ввод в эксплуатацию 12-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д.1з;
разрешение RU16523000-475 от 26.04.2012 г. на ввод в эксплуатацию 18-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: п.г.т.Кукмор, ул.Гафиятуллина, д.1к/
Однако открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данными домами заявителем, в нарушение положений части 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, не проведен.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что Кукморский поселковый Исполнительный комитет Кукморского муниципального района Республики Татарстан в сроки, установленные жилищным законодательством, конкурс не провел, управление данными домами осуществлялось ООО "Ремстройсервис" привлеченной к управлению многоквартирным домом без конкурсного отбора.
Рынок управления многоквартирными домами, является конкурентным.
Конкуренция призвана обеспечивать стабильное развитие экономических отношений в Российской Федерации, высокое качество реализуемых товаров, оказываемых услуг, повышению эффективности деятельности участников товарного рынка,
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из перечисленных в данной норме закона способов управления многоквартирным домом.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Законом N 123-ФЗ, вступившим в законную силу 18.07.2011, статья 161 ЖК РФ дополнена частью 13 (в редакции от 05.04.2013), согласно которой в течение двадцати рабочих дней со дня разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.
Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. Указанный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75, которым утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила N75).
В силу пункта 2 Правил N 75 под организатором конкурса понимается орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс.
Следовательно, обязанность проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления вновь введенным в эксплуатацию многоквартирным домом законодателем возложена на орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 75 конкурс проводится на основе следующих принципов:
1) создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей;
2) добросовестная конкуренция;
3) эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме;
4) доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
Согласно пункту 2 Правил N 75 в целях данных правил конкурс - форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс.
Частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ формулируются условия, при наличии которых орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации для целей управления многоквартирным домом.
При этом необходимость управления многоквартирным жилым домом возникает сразу же после введения объекта в эксплуатацию, поскольку согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным жилым домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Реализация положения части 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способствует развитию конкурентных отношений на рынке услуг по управлению многоквартирными домами путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия управления домом, что обеспечивает соблюдение интересов собственников помещений в многоквартирных домах, а также позволяет снизить количество злоупотреблений со стороны организаций-застройщиков в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, которые, пользуясь своим положением, единолично определяют управляющую компанию, обязывая будущих собственников заключать с ней договоры управления на невыгодных им условиях,
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Бездействие органа местного самоуправления по непроведению обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенными многоквартирными домами в срок, установленный частью 13 статьи 161 ЖК РФ, является нарушением запрета, установленного частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, поскольку создает преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе выбранных застройщиками, и ведет к ограничению доступа потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению домами путем участия в публичных процедурах.
С учетом вышеизложенного, неосуществление Кукморским поселковым исполнительным комитетом действий по проведению, предусмотренных частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, открытых конкурсов по отбору управляющей организации в отношении указанных многоквартирных домов, создало преимущественные условия для ООО "Ремстройсервис", с которой, в отсутствие конкурентных процедур, заключен договор управления многоквартирными жилыми домами N 732/ф от 10.07.2012 г., в ущерб интересам действующих на данном рынке хозяйствующих субъектов, что недопустимо в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Принимая во внимание вышеизложенное, судом сделан обоснованный вывод о доказанности антимонопольным органом наличия в бездействии заявителя нарушений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.10.2013 года делу N А12-3545/2013, постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 марта 2014 года по делу N А79-2306/2013.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2014 года по делу N А65-15863/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-15863/2014
Истец: Кукморский поселковый исполнительный комитет ", п. Кукмор
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", г. Казань, ООО "Ремстройсервис"
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4874/15
02.11.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13921/15
20.08.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-15863/14
26.02.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20925/13
08.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15960/14
10.09.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-15863/14