г. Хабаровск |
|
09 декабря 2014 г. |
А73-9402/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Закрытого акционерного общества "Дальтрансуголь": представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Ребус Л.В., представитель по доверенности от 09.12.2013 N 7/9417; Оттева В.Г., представитель по доверенности от 24.04.2014 N 7/3285;
от Закрытого акционерного общества "Восток Сервис-Амур": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Дальтрансуголь"
на решение от 08.10.2014
по делу N А73-9402/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Чаковой Т.И.
по заявлению Закрытого акционерного общества "Дальтрансуголь"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании недействительными пунктов 2, 3 решения от 24.04.2014 N 47 и предписания от 24.04.2014 N 28
третье лицо: Закрытое акционерное общество "Восток Сервис-Амур"
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Дальтрансуголь" (далее - ЗАО "Дальтрансуголь", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительными пунктов 2, 3 решения от 24.04.2014 N 47 и предписания от 24.04.2014 N 28, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган).
Решением суда первой инстанции от 08.10.2014 в удовлетворении требований, заявленных ЗАО "Дальтрансуголь", отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ЗАО "Дальтрансуголь" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, незаконностью и необоснованностью, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ЗАО "Дальтрансуголь", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции, заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя общества, которое на основании положений статьи 159 АПК РФ судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В заседании суда апелляционной инстанции представители УФАС по Хабаровскому краю отклонили доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Закрытое акционерное общество "Восток Сервис-Амур", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции, каких-либо ходатайств не заявляло.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей антимонопольного органа, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что на официальном сайте в сети интернет ЗАО "Дальтрансуголь" 27.03.2014 разместило извещение о проведении запроса предложений на поставку летней спецодежды и средств индивидуальной защиты.
Из извещения о проведении запроса предложений следует, что по лотам 1-5 (спецодежда, спецобувь, средства защиты рук, средств индивидуальной защиты, средства индивидуальной защиты для ГО и ЧС) в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений используются цены без учета НДС.
В извещении отражено, что основными критериями отбора коммерческих предложений по товарам являются общая стоимость, срок поставки, статус.
ЗАО "Дальтрансуголь" в извещении также определено, что при оценке заявок применяются критерии: общая стоимость - 70%, срок поставки 20%, статус - 10%.
Антимонопольный орган, рассмотрев жалобу ЗАО "Восток-Сервис-Амур", принял 24.04.2014 решение N 47, в соответствии с которым решил признать:
1) признать жалобу ЗАО "Восток-Сервис-Амур" на действия ЗАО "Дальтрансуголь" при проведении запроса предложений на поставку летней спецодежды и средств индивидуальной защиты необоснованной;
2) действия ЗАО "Дальтрансуголь", выразившиеся в установлении в извещении указанного запроса предложений порядка сравнения ценовых предложений участников, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, без учета НДС нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
3) выдать ЗАО "Дальтрансуголь" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупок.
24.04.2014 УФАС по Хабаровскому краю в адрес ЗАО "Дальтрансуголь" выдано предписание N 28, согласно которому ЗАО "Дальтрансуголь" в срок до 12.05.2014 предписано совершить действия, направленные на устранение нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", допущенного при проведении запроса предложений на поставку летней спецодежды и средств индивидуальной защиты (извещение N 31401014185), с целью чего при проведении закупок исключить случаи сравнения ценовых предложений участников, являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, без учета НДС.
Не согласившись с пунктами 2, 3 решения от 24.04.2014 N 47 и предписанием от 24.04.2014 N 28, ЗАО "Дальтрансуголь" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, заявленных ЗАО "Дальтрансуголь", суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 сттьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг устанавливает Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 данной статьи названного Федерального закона положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Федеральный закон N 223-ФЗ также установил, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 названного Федерального закона).
В силу части 6 статьи 3 названного Федерального закона не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как установлено судом первой инстанции, на официальном сайте в сети интернет ЗАО "Дальтрансуголь" 27.03.2014 разместило извещение о проведении запроса предложений на поставку летней спецодежды и средств индивидуальной защиты.
Из извещения о проведении запроса предложений следует, что по лотам 1-5 (спецодежда, спецобувь, средства защиты рук, средств индивидуальной защиты, средства индивидуальной защиты для ГО и ЧС) в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений используются цены без учета НДС.
В извещении отражено, что основными критериями отбора коммерческих предложений по товарам являются общая стоимость, срок поставки, статус.
ЗАО "Дальтрансуголь" в извещении также определено, что при оценке заявок применяются критерии: общая стоимость - 70%, срок поставки 20%, статус - 10%.
Следовательно, ЗАО "Дальтрансуголь" допущено нарушение положений части 6 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ о том, что требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора, поскольку извещение о проведении запроса предложений на поставку летней спецодежды и средств индивидуальной защиты содержит положение о том, что в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений используются цены без учета НДС.
В Федеральном законе N 223-ФЗ, как следует из его содержания, отсутствуют положения, допускающие предоставление хозяйствующим субъектам, являющимся плательщиками НДС либо не являющимся таковыми, преимущества при участии в закупках.
Следовательно, как правильно определил суд, установленный обществом порядок закупки допускает уменьшение ценового предложения участника закупки, являющегося плательщиком НДС, на сумму учтенного в нем НДС, ценовые предложения участников, применяющих упрощенную систему налогообложения, остаются неизменными, что создает неравные условия участникам закупки.
Данное обстоятельство является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", согласно положениям которой, при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции, поскольку заключение с применяющим УСН налогоплательщиком договора обеспечит такому участнику за счет отсутствия обязанности перечислять НДС в бюджет преимущественные условия по сравнению с другими участниками.
По обоснованному выводу суда, антимонопольный орган правомерно сделал вывод о нарушении ЗАО "Дальтрансуголь" положений Федерального закона N 223-ФЗ.
Поскольку для признания ненормативного правового акта недействительным требуется соблюдение двух условий: несоответствие закону и нарушение таким актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд правильно не усмотрел нарушений антимонопольным органом прав и законных интересов ЗАО "Дальтрансуголь".
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал законными пункты 2, 3 решения от 24.04.2014 N 47 и предписание от 24.04.2014 N 28, вынесенные антимонопольным органом, отказав в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.10.2014 по делу N А73-9402/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Дальтрансуголь" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 17.10.2014 N 6281, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9402/2014
Истец: ЗАО "Дальтрансуголь"
Ответчик: Управление ФАС России по Хабаровскому краю, Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: ЗАО "Восток Сервис-Амур"