г. Владимир |
|
04 декабря 2014 г. |
Дело N А43-8501/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2014.
В полном объеме постановление изготовлено 04.12.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.08.2014 по делу N А43-8501/2014, принятое судьей Верховодовым Е.В., по заявлению государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление социальной защиты населения города Дзержинска" (ОГРН 1115249007466, ИНН 5249114559, Нижегородская область, г. Дзержинск) о признании недействительным решения государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.03.2014 N 7/ПДС.
В судебном заседании до объявления перерыва приняли участие представители государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Батракова О.И. по доверенности от 28.07.2014 N 198, государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление социальной защиты населения города Дзержинска" - Агрикова Н.Н. по доверенности от 05.11.2014 N 405-19-5600/1, Мижерицкая И.А. по доверенности от 21.04.2014 N 405-19-1808а.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.11.2014 объявлялся перерыв до 27.11.2014 в 15 час. 45 мин.
После перерыва в судебном заседании приняли участие представители государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление социальной защиты населения города Дзержинска" - Мижерицкая И.А. по доверенности от 21.04.2014 N 405-19-1808а, Клюжева Н.А. по доверенности от 27.03.2014 N 405-19-1370.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение, Фонд, страховщик, заявитель) проведена выездная проверка полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов государственным казенным учреждением Нижегородской области "Управление социальной защиты населения города Дзержинска" (далее - Учреждение, страхователь).
В ходе проверки установлено, что страхователь представил Отделению недостоверные сведения о размере среднего заработка и количестве календарных дней в расчетном периоде для исчисления страхового обеспечения работникам Учреждения в 2011-2012 годах, в связи с чем заявителем понесены излишние расходы при назначении и выплате застрахованным лицам пособий по беременности и родам в сумме 72 101 руб. 64 коп., ежемесячных пособий по уходу за ребенком в сумме 145 699 руб. 39 коп.
По результатам проверки составлен акт от 24.02.2014 N 52/пдс.
Рассмотрев материалы проверки и возражения страхователя, Отделение приняло решение N 7/ПДС от 24.03.2014, которым Учреждению предложено в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные страховщиком в сумме 217 801 руб. 03 коп.
Не согласившись с вынесенным решением, страхователь обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 06.08.2014 удовлетворил заявленное требование.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что переплата произошла по причине представления страхователем недостоверных сведений о размере среднего заработка и количестве дней за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления страховых случаев за время работы застрахованных лиц не только в Управлении, но и на предыдущем месте работы - территориальном органе Министерства социальной политики Нижегородской области (далее - территориальный орган).
Отделение считает, что при расчете размера среднего заработка и количестве дней за последние 12 календарных месяцев не должны учитываться соответственно дни и средний заработок, полученный застрахованными лицами в территориальном органе, в связи с его ликвидацией.
Отделение обращает внимание суда на то, что застрахованным работникам территориального органа в связи с ликвидацией были выплачены все предусмотренные законом компенсации, предусмотренные законодательством; с 28.06.2011 в Фонде зарегистрирован иной страхователь - Учреждение, которому присвоен иной ОГРН, ИНН и регистрационный номер.
Заявитель считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что фактически имела место реорганизация территориального органа путем преобразования его в Учреждение.
В судебном заседании представитель страховщика поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Учреждение, представив возражения на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению, решение суда - законным и обоснованным.
В судебном заседании представители страхователя поддержали доводы, изложенные в возражениях.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ), в связи с чем страховщик обязан своевременно выплатить страховое возмещение (статья 11 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьями 7, 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.
Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
В пункте 1 статьи 11 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" внесены изменения в Федеральный закон N 343-ФЗ, согласно которым пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 343-ФЗ, то есть в редакции, действовавшей в 2010 году).
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (часть 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
Таким образом, если отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком наступает в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно), то застрахованное лицо вправе выбрать, по нормам какого законодательства ему будут исчислять указанные пособия: по действовавшим в 2010 году (исходя из среднего заработка за 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления страхового случая) либо по действующим в текущем 2011 году (исходя из заработка за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая).
Как следует из решения Отделения, работнику застрахованного лица Алексеевой Н.А. выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам за период 02.08.2011 по 19.12.2011, средний дневной заработок рассчитан Учреждением исходя из заработка за 2009 и 2010 годы и составил 1103 руб.38 коп. На основании представленного 15.09.2011 Алексеевой Н.А. заявления о расчете пособия за 12 месяцев страхователем произведен перерасчет, в результате которого средний дневной заработок составил 1216 руб.03 коп.
Указанный расчет принят Фондом.
Поскольку согласно записи в трудовой книжке Алексеева Н.А. принята на работу в Учреждение 18.07.2011, страховщик определил, что пособие по беременности и родам на основании заявления работника от 15.09.2011 следовало предоставить за период с 18.07.2011 по 31.07.2011 (в сумме 6 7489 руб. и числе календарных дней -10 дней), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком на основании того же заявления - за период с 18.07.2011 по 31.12.2011 (в сумме 7799 руб.92 коп. и числе календарных дней -11 дней).
Также согласно записи в трудовой книжке Тверскова Е.О. принята на работу в учреждение 02.09.2011, с 05.09.2011 ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 05.09.2011.
Страхователем в Управление представлены два расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком - за 1 год (с 01.09.2010 по 31.08.2011), при котором средний дневной заработок составил 657 руб.12 коп., и за 2 года - 2009, 2010 годы, при котором средний дневной заработок составил 568 руб.16 коп.
Расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком за 1 год принят страховщиком.
Заявитель посчитал, что в соответствии с заявлением Тверсковой Е.О. об исчислении пособия по материнству в соответствии с законодательством, действовавшим в 2010 году, страхователю следовало предоставить сведения о среднем заработке, полученном в месяце наступления отпуска по уходу за ребенком за период с 02.09.2011-04.09.2011 (в сумме 462 руб.27 коп. и числе календарных дней - 3 дня).
Из решения Отделения также следует, что Шадриной О.В., принятой на работу страхователем 10.10.2011, с 11.10.2011 предоставлен отпуск по уходу за ребенком.
Страхователем в Управление представлены два расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком - за 1 год (с 01.10.2010 по 30.09.2011), при котором средний дневной заработок составил 493 руб.61 коп., и за 2 года - (2009, 2010), при котором средний дневной заработок составил 309 руб.19 коп.
Расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком за 1 год принят страховщиком.
Как следует из решения страховщика, страхователь должен был предоставить сведения о среднем заработке Шадриной О.В., полученном в месяце наступления отпуска (10.10.2011) в сумме 386 руб. 55 коп. и числе календарных дней - 1 день.
Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены Положением "Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение).
В случае если застрахованное лицо не имело заработка в течение последних 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком (пункт 10 Положения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 120 пункт 10 признан утратившим силу. Указанное изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" с 01.01.2011 установлено новое правовое регулирование порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Нормы части 2 статьи 3 Закона N 343-ФЗ предписывают по заявлению застрахованного лица рассчитывать пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в 2011 - 2012 годах, по нормам Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011).
При этом, как следует из решения Отделения, страховщиком приняты расчеты, представленные страхователем, в которых средний заработок застрахованных лиц определен исходя из последних 12 календарных месяцев работы, как и определено частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ.
Иного порядка расчета среднего заработка законодательством не предусмотрено.
Однако, поскольку Учреждение является страхователем с 20.06.2011, заявитель посчитал, что застрахованные лица не имели заработка у данного страхователя в течение последних 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности.
При указанных обстоятельствах заявитель посчитал, что страхователь представил недостоверные сведения в отношении размера среднего заработка застрахованных лиц, исключив из расчета суммы оплаты за время их работы в территориальном органе.
В соответствии с распоряжением губернатора Нижегородской области от 08.12.2010 N 1771-р и распоряжением Правительства Нижегородской области от 28.04.2011 N 647-р территориальный орган ликвидирован. Согласно распоряжению Правительства Нижегородской области от 02.06.2011 N 970-р создано Учреждение, Устав которого утвержден приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 03.06.2011 N 225.
Учреждением представлены в Отделение для назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения расчеты средней заработной платы за 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая, как наиболее выгодные для застрахованных лиц, на основании их заявлений.
Суд первой инстанции при рассмотрении данного спора исходил из того, что рассматриваемом случае территориальный орган не ликвидирован, а произошла его реорганизация в форме преобразования в Учреждение.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда первой инстанции не имеющим правового значения для рассмотрения данного спора.
Территориальный орган и Учреждение Нижегородской области были зарегистрированы в качестве страхователей в Отделении, перечисляли страховые взносы за своих работников.
Наличие трудовых отношений с Алексеевой Н.А., Тверсковой Е.О., Шадриной О.В., как у территориального органа до его ликвидации, так и у Учреждения, а также факт наступления у застрахованных лиц страхового случая в 2011 году, заявителем не оспаривается.
Поэтому суд апелляционной инстанции считает, что изменение у страхователя ИНН, ОГРН и регистрационного номера в органе страховщика не может изменять порядка определения размера среднего заработка у застрахованных лиц, установленных законодательством, тем более, в сторону ухудшения их положения.
Для застрахованных лиц в связи с ликвидацией территориального органа и созданием с 20.06.2011 Учреждения (согласно сведениям из ЕГРЮЛ) никаких изменений не произошло.
Поэтому Учреждение правомерно представило сведения о размере среднего заработка застрахованных лиц за 12 календарных месяцев, предшествующих наступлению страхового случая, включив в расчет выплаты, произведенные территориальным органом за время их работы у данного страхователя.
Права застрахованных лиц (матерей) при этом нарушены не были.
Доказательств обратного Фондом не было представлено.
Иных правовых оснований для принятия оспариваемого решения о возмещении Учреждением расходов в сумме 217 801 руб.03 коп. решение страховщика не содержит.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отделением в данном случае не доказано, что страхователем представлены недостоверные сведения о размере среднего заработка и количестве календарных дней в расчетном периоде для исчисления, назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством застрахованным лицам в 2011-2012 годах.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленное страхователем требование.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
Арбитражным судом Нижегородской области нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Апелляционная жалоба Отделения не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как заявитель в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.08.2014 по делу N А43-8501/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-8501/2014
Истец: ГКУ Нижегородской области Управление социальной защиты населения г. Дзержинска
Ответчик: Государственное учреждение-Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N9 г. Дзержинск
Третье лицо: ГУ - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6533/14