г. Пермь |
|
10 декабря 2014 г. |
Дело N А60-29706/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Варакса Н. В., Муравьевой Е. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т. В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Универсам Звездный" (ОГРН 1046605196956, ИНН 6674136810): Бобарыкина М. Е., паспорт, доверенность от 09.07.2014;
от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103): не явились;
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "ТД Алтайская крупа": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 сентября 2014 года
по делу N А60-29706/2014,
принятое судьей Водолазской С. Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Универсам Звездный"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ТД Алтайская крупа"
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Универсам Звездный" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнений требований, принятых судом) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, управление, антимонопольный орган) N 5 от 24.06.2014 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 2 000 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.09.2014 (резолютивная часть решения объявлена 02.09.2014) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее подателем приведены доводы о доказанности в действиях (бездействии) общества состава вмененного ему административного правонарушения.
ООО "Универсам Звездный" по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы отзыва поддержал.
Третье лицо письменного отзыва на жалобу не представило.
Заинтересованное лицо, а также третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, участие своих представителей в судебном заседании апелляционного суда не обеспечили, что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением антимонопольного органа от 25.03.2014 по делу N 39, возбужденному по заявлению ООО "ТД Алтайская крупа", установлен факт нарушения ООО "Универсам Звездный" п.п. "а" п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле), выразившего в создании обществом дискриминационных условий ООО "ТД Алтайская крупа" путем непредоставления на письменный запрос (исх. N 2643 от 07.10.2013) ООО "ТД Алтайская крупа" информации об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки продукции под торговой маркой "Гудвилл" в магазины торговой сети "Звездный" и о существенных условиях такого договора в установленный Законом о торговле срок, обязанность по предоставлению которой предусмотрена ч. 1 ст. 9 Закона о торговле, что создает препятствия для доступа ООО "ТД Алтайская крупа" на рынок реализации продовольственных товаров (бакалейной продукции) Свердловской области.
По данному факту в отношении ООО "Универсам Звездный" составлен протокол об административном правонарушении N 5 от 15.05.2014.
Постановлением N 5 от 24.06.2014 ООО "Универсам Звездный" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.40 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2 000 000 руб.
Не согласившись с данными постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях заявителя события вмененного ему административного правонарушения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, заслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание апелляционного суда, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу требований ч. 1 ст. 14.40 КоАП РФ создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий, в том числе создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двух миллионов до пяти миллионов рублей.
Объектом правонарушений по данной статье являются общественные отношения, связанные с защитой конкуренции при продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети. Данные нарушения посягают на установленные государством в ст. 13 Закона о торговле антимонопольные правила при осуществлении указанной выше торговой деятельности.
Объективная сторона правонарушения по ч. 1 ст. 14.40 КоАП РФ заключается в создании запрещенных п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле дискриминационных условий, в том числе, препятствий для доступа на товарный рынок.
Субъектами административной ответственности являются юридические лица, а также должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом о торговле, который определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации в целях обеспечения единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развития торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В силу ч. 2 ст. 16 Закона о торговле государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных Законом о торговле, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных ст. ст. 13-15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ч. 3 ст. 16 Закона о торговле).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле запрещается хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, создавать дискриминационные условия, в том числе, создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
Из анализа содержания приведенной нормы следует, что приведенный в ней перечень действий, рассматриваемых как создание дискриминационных условий, не является закрытым.
Поскольку Закон о торговле устанавливает антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, для их регулирования следует руководствоваться основными понятиями, используемыми в ст. 4 Закона о защите конкуренции, которые отсутствуют в Законе о торговле.
Пунктом 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции понятие "дискриминационные условия" определено как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление в действиях ООО "Универсам Звездный" нарушения требований Закона о торговле, одновременно отвечающее понятию дискриминационные условия, как это определено Законом о конкуренции.
В целях антимонопольного регулирования и создания равного доступа на рынок п. 1 ст. 9 Закона о торговле установлено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет" или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.
Данное требование Закона о торговле направлено на создание недискриминационного доступа поставщиков, путем одинаковых для них условий вхождения на товарный рынок.
Неопределенность такой информации приравнивается к ее отсутствию, поскольку исключается сама возможность воспользоваться такой информацией поставщиками в целях заключения договоров поставки, следовательно, не соблюдается и цель обеспечения поставщиков такой информацией.
При этом, любой и каждый поставщик в силу ч. 1 ст. 9 Закона о торговле имеет право на доступ к указанной информации в целях осуществления входа на соответствующий товарный рынок, а, следовательно, непредоставление владельцем торговой сети такой информации поставщику, правомерно рассчитывающему на ее получение, будет являться созданием дискриминационных условий по отношению к такому поставщику.
Судом первой инстанции установлено, из материалов дела следует, что ООО "ТД Алтайская крупа" является поставщиком бакалейной продукции (крупы, мука, хлопья) под торговой маркой "Гудвилл".
07.10.2013 ООО "ТД Алтайская крупа" в адрес руководителя Торговой сети "Звездный" был направлен запрос N 2643 о предоставлении информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора. Запрос был вручен адресату 14.10.2013. Вместе с тем, по истечении установленного законом срока ответа на запрос не последовало.
В связи с непредставлением запрашиваемой информации 11.11.2013 ООО "ТД Алтайская крупа" обратилось в управление с заявлением о привлечении Торговой сети "Звездный" к административной ответственности за непредоставление информации, предусмотренной ч. 1 ст. 9 Закона о торговле и о проверке деятельности Торговой сети "Звездный" на наличие фактов, создающих условия для препятствия на товарный рынок бакалейной продукции, и в случае их подтверждения о привлечении Торговой сети "Звездный" к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 14.40 КоАП РФ.
Антимонопольным органом установлен факт непредоставления в установленный срок ООО "Универсам Звездный" информации на письменный запрос ООО "ТД Алтайская крупа" об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки и о существенных условиях такого договора, то есть неисполнение обществом, возложенной на него ч. 1 ст. 9 Закона о торговле, обязанности (соответствующий ответ на запрос был представлен с нарушением установленного срока на 74 календарных дня). При этом, указанный факт квалифицирован антимонопольным органом как создание препятствий для доступа ООО "ТД Алтайская крупа" на товарный рынок Свердловской области.
Вместе с тем, судом первой инстанции из пояснений заявителя, материалов дела установлено, что ООО "Универсам Звездный" торгует продукцией ООО "ТД Алтайская крупа" под торговой маркой "Гудвилл" с 2013 года, которая поставляется в магазины через действующего официального дистрибьютера ООО "ТД Алтайская крупа" - ООО "ТК "Сфера-9" (договор поставки между ООО "Универсам Звездный" и ООО "ТК "Сфера-9" заключен 01 января 2013 года). Договор поставки является типовым договором. Инициатором поставок продукции через официального дистрибьютера выступило ООО "ТД Алтайская крупа", которым был разработан порядок ввода продукции торговой марки "Гудвилл" на рынок бакалейной продукции в магазины ООО "Универсам Звездный".
Условия поставки продукции под торговой маркой "Гудвилл" в магазины ООО "Универсам Звездный" были согласованы ООО "ТК "Сфера-9" непосредственно с ООО "ТД Алтайская крупа", о чем свидетельствуют заявки на проведение акции в торговой сети, ценовое предложение на продовольственные товары, а так же пояснения ООО "ТК "Сфера-9" в адрес антимонопольного органа, что свидетельствует о наличии у ООО "ТД Алтайская крупа" доступа ко всей необходимой информации.
Таким образом, обоснованными являются выводы суда о том, что ООО "ТД Алтайская крупа" условия отбора для заключения договоров поставки продовольственных товаров и о существенных условиях таких договоров с ООО "Универсам Звездный" известны из фактически существующих договорных взаимоотношений между ООО "Универсам Звездный" и официальным дистрибьютером ООО "ТД Алтайская крупа".
Принимая во внимание, что продукция ООО "ТД Алтайская крупа" присутствует в торговой сети ООО Универсам Звездный" под торговой маркой "Гудвилл", поставлялась в магазины ООО "Универсам Звездный" в согласованном ассортименте, оснований полагать, что в отношении ООО "ТД Алтайская крупа" созданы препятствия для доступа на товарный рынок, в частности, в торговую сеть ООО "Универсам Звездный" у судов не имеется.
Доводы заинтересованного лица о том, что в данном случае ООО "ТД Алтайская крупа" имело намерение самостоятельно заключить договор поставки с заявителем, судом первой инстанции исследован и обоснованно им отклонен.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, получив ответ на запрос об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки и о существенных условиях такого договора, ООО "ТД Алтайская крупа" письмом от 10.01.2014 предложило заявителю расширить ассортиментный перечень поставляемой продукции путем введения в матрицу дополнительно к двум ранее заведенным позициям: крупа гречневая ядрица 0,800 кг и риса круглого 0,800 кг торговой марки "Гудвилл" еще семь позиций хлопьев, не требующих варки.
Однако, при отсутствии заключенного с ООО "Универсам Звездный" договора поставки продукции, ООО "ТД Алтайская крупа" говорит в письме о расширении ассортиментного перечня поставляемой продукции путем введения в матрицу дополнительно к двум ранее заведенным позициям, что свидетельствует об осведомленности ООО "ТД Алтайская крупа" о поставке продукции в ООО "Универсам Звездный".
Кроме того, ООО "ТД Алтайская крупа" предложило ООО "Универсам Звездный" продолжить в 2014 году приобретать продукцию у дистрибьютера ООО "ТК Сфера-9", о чем также было уведомлено управление (дополнительные пояснения N 2 от 09.01.2014).
Таким образом, из анализа представленных в материалы дела следует, что ООО "ТД Алтайская крупа" информация об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки и о существенных условиях такого договора была известна; намерение заключать договор поставки с ООО "Универсам Звездный" не имело.
Данные выводы подтверждаются также и тем, что с января 2014 года ООО "ТД Алтайская крупа" осуществляет поставки продукции торговой марки "Гудвилл" в торговую сеть "Звездный" через дистрибьютора ООО "ТК Сфера": 01.01.2014 ООО "Универсам Звездный" заключен договор поставки N 2014/289 с ООО "ТК Сфера-9", расширен перечень продукции ООО "ТД Алтайская крупа", поставляемый в магазины заявителя.
При установленных обстоятельствах и правовом регулировании событие административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.40 КоАП РФ в действиях (бездействии) ООО "Универсам Звездный" не находит своего подтверждения материалами дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе о доказанности события правонарушения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В соответствии с пунктами 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что антимонопольным органом при вынесении постановления не был рассмотрен вопрос о возможности освободить общество от административной ответственности в силу ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью правонарушения.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ (п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Доказательств причинения какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству, антимонопольным органом не представлено.
Таким образом, при рассмотрении дела административное производство в случае доказанности состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.40 КоАП РФ могло быть прекращено в связи с признанием его малозначительным.
Каких-либо оснований, безусловно влекущих отмену судебного акта, апелляционная жалоба заинтересованного лица не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба антимонопольного органа удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 сентября 2014 года по делу N А60-29706/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29706/2014
Истец: ООО "УНИВЕРСАМ ЗВЕЗДНЫЙ"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Свердловской области
Третье лицо: ООО "ТД Алтайская крупа"