г. Воронеж |
|
5 декабря 2014 г. |
Дело N А35-3967/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 декабря 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Яковлева А.С., |
судей |
Афониной Н.П., |
|
Колянчиковой Л.М., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черенковой Е.С.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Курские электрические сети": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго": Масленников П.В., представитель по доверенности 46 АА 0576807 от 21.05.2014;
от открытого акционерного общества "Курскэнергосбыт": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от открытого акционерного общества "Курскрегионэнергосбыт": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курские электрические сети" (ОГРН 1064632038987, ИНН 4632064246) на решение Арбитражного суда Курской области от 13.08.2014 по делу N А35-3967/2014 (судья Побережная Н.В.) по иску открытого акционерного общества "Курские электрические сети" (ОГРН 1064632038987, ИНН 4632064246) к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498) о взыскании задолженности, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: открытого акционерного общества "Курскэнергосбыт", открытого акционерного общества "Курскрегионэнергосбыт".
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Курские электрические сети" (далее - ОАО "Курские электрические сети", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковыми требованиями к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" -"Курскэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра", ответчик) о взыскании задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии в размере 1 071 руб. 32 коп. за август 2013 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены открытое акционерное общество "Курскэнергосбыт", открытое акционерное общество "Курскрегионэнергосбыт".
Решением Арбитражного суда Курской области от 13 августа 2014 года в удовлетворении исковых требований ОАО "Курские электрические сети" отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Курские электрические сети" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, судом сделан необоснованный вывод об отсутствии документов, подтверждающих соблюдение истцом порядка установки и допуска прибора учета в эксплуатацию, поскольку в материалах дела имеются надлежащим образом оформленные акты допуска прибора учета в эксплуатацию. Также суд необоснованно не принял в качестве доказательств объема отпущенной электрической энергии акты снятия показаний.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ОАО "МРСК Центра" возражал против доводов апелляционной жалобы, считал решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 21.11.2014 по 28.11.2014.
ОАО "Курские электрические сети", ОАО "Курскэнергосбыт", ОАО "Курскрегионэнергосбыт" явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей вышеназванных лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21 декабря 2012 года между открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" (заказчик) и открытым акционерным обществом "Курские электрические сети" (исполнитель) был заключен договор N 4600/10901/12 оказания услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с которым исполнитель обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
Указанный договор подписан сторонами с учетом протоколов урегулирования разногласий от 02 апреля 2013 года, от 30 апреля 2013 года.
В соответствии с пунктом 6.2 договора сроки и размеры платежей по оплате услуг, а также порядок определения стоимости услуг по настоящему договору определены сторонами в приложении N 1 к договору.
Как следует из приложения N 1 к договору, окончательный расчет производится заказчиком в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании фактических объемов оказанных услуг за расчетный месяц и принятых платежей в счет услуг, оказанных в расчетном месяце.
В приложении N 7 к договору сторонами определен порядок расчета объемов оказанных услуг по передаче электроэнергии и потерь электроэнергии. Пунктом 2.1 приложения N 7 к договору определено, что фактический объем услуги по передаче электрической энергии по сети исполнителя определяется путем сложения фактического объема электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами потребителей и покупателей, присоединенными к сети исполнителя, и фактического объема электрической энергии, переданного в сети других сетевых организаций.
31 августа 2013 года открытым акционерным обществом "Курские электрические сети" составлен акт оказания услуг по передаче электроэнергии N 1428, в соответствии с которым количество переданной исполнителем электрической энергии в августе 2013 года по Курской области составило 73 975 715 кВт/ч.
Указанный акт подписан заказчиком с протоколом разногласий.
Из протокола разногласий следует, что по данным открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" количество переданной в указанный период электроэнергии составило 73 974 692 кВт/ч, что на 1 023 кВт/ч меньше, чем указано в акте исполнителя.
Согласно сводной ведомости по полезному отпуску электроэнергии через сети открытого акционерного общества "Курские электрические сети" за август 2013 года и протоколу разногласий к данной ведомости, представленному открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго", разногласия по объему отпущенной потребителям через сети исполнителя электроэнергии в спорный период связаны с разными сведениями о количестве отпущенной электроэнергии на территории города Суджа Курской области.
Так, по сведениям истца филиалом открытого акционерного общества "Курские электрические сети" в г. Суджа в августе 2013 года отпущено 1 082 591 кВт/ч, по сведения ответчика - 1 081 568 кВт/ч.
По пояснениям истца, 25 июля 2013 года им проведена процедура допуска в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии по адресу: г. Суджа, пер. Заводской, д. 1А, ул. Заводская, 25А, ул. Энгельса 19А, составлены акты допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию.
Согласно актам снятия показаний с общедомовых приборов коммерческого учета электроэнергии жилых домов N 1А по пер. Заводской, N 25А по ул. Заводской, N 19А по ул. Энгельса от 31 августа 2013 года по указанным точкам было поставлено электроэнергии 3 440 кВт/ч, 3 160 кВт/ч и 3 765 кВт/ч соответственно, в общей сумме 10 365 кВт/ч.
В тоже время из реестров выставленных счетов за август 2013 года объем потребленной электроэнергии, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных у непосредственных потребителей, составил 9 282 кВт/ч: по жилому дому N 1А по пер. Заводскому - 3 094 кВт/ч, по жилому дому N 25А по ул. Заводской - 2 788 кВт/ч, по жилому дому N 19А по ул. Энгельса - 3 400 кВт/ч.
Открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" услуги по передаче электрической энергии, оказанные открытым акционерным обществом "Курские электрические сети" в августе 2013 года, оплачены, исходя из объемов потребленной электроэнергии, указанных в реестрах выставленных счетов.
Ссылаясь на то, что ответчиком услуги по передаче электрической энергии в августе 2013 года оплачены не в полном объеме, истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Законом об электроэнергетике. Из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. По общему правилу оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Порядок заключения и исполнения таких договоров (в том числе между смежными сетевыми организациями) устанавливается в Правилах N 861, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004. Из этих правил следует, что в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (смежными сетевыми организациями), в соответствии с разделом III Правил N 861.
По договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации (пункт 34 Правил N 861).
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с разделом III Правил N 861 договору осуществляются по индивидуальному тарифу на услуги по передаче электроэнергии (пункт 42 Правил N 861).
Факт оказания в спорный период истцом ответчику услуг по передаче электрической энергии в рамках исполнения своих обязательств по заключенному между ними договору от 21.12.2012 N 4600/10901/12 подтвержден сторонами.
Пунктом 2.1 приложения N 7 к договору определено, что фактический объем услуги по передаче электрической энергии по сети исполнителя определяется путем сложения фактического объема электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами потребителей и покупателей, присоединенными к сети исполнителя, и фактического объема электрической энергии, переданного в сети других сетевых организаций.
Между сторонами возник спор по поводу объема потребленной электроэнергии в жилых домах N 1А по пер. Заводской, N 25А по ул. Заводской, N 19А по ул. Энгельса. Истец полагает необходимым при расчетах руководствоваться показаниями общедомовых приборов коммерческого учета, а ответчик исходит из показаний индивидуальных приборов учета, установленных у непосредственных потребителей.
В качестве доказательств оказания истцом в августе 2013 года услуг по передаче электрической энергии по указанным выше жилым домам в г. Судже Курской области в общем объеме 10 365 кВт/ч ОАО "Курские электрические сети" представлены акты снятия показаний с общедомовых приборов коммерческого учета электроэнергии.
Оценивая представленные документы, суд обосновано не принял их в качестве надлежащих доказательств в связи со следующим.
В соответствии с абзацем 1 пункта 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 (далее - Основные положения N 442) обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Пунктом 136 Основных положений N 442 установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета) (пункт 137 Основных положений N 442).
Согласно пункту 144 Основных положений N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 150 Основных положений N 442 в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Как следует из пункта 152 Основных положений N 442, установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли- продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;
лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
собственника прибора учета;
собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
В соответствии с пунктом 154 Основных положений N 442 в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию;
фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре;
лица, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие;
характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска;
решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа. В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию;
наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество, а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию;
лица, отказавшиеся от подписания акта допуска прибора учета в эксплуатацию либо несогласные с указанными в акте результатами процедуры допуска, и причины такого отказа либо несогласия;
результаты проведения измерений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию (при наличии);
дата следующей поверки.
Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах пятом, седьмом - девятом пункта 152 настоящего документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что истец не приглашал ответчика для допуска приборов учета в эксплуатацию.
Учитывая, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение определенного указанными выше нормами порядка установки и допуска прибора учета в эксплуатацию, суд правомерно не принял во внимание акты снятия показаний с общедомовых приборов коммерческого учета в качестве доказательств объема отпущенной электроэнергии.
Доводы истца о том, что он приглашал ответчика для осмотра приборов учета, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно абзацу 3 пункта 145 Основных положений N 442 обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
В силу абзаца 2 пункта 146 Основных положений N 442 под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки.
В соответствии с абзацами 4, 5 пункта 145 Основных положений N 442 под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Из смысла абзацев 1, 3, 4, 5 пункта 145 Основных положений N 442 следует, что процедура осмотра прибора учета является одной из составляющих эксплуатации прибора учета. То есть прибор учета должен быть сначала установлен, затем установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию, а затем прибор учета эксплуатируется в соответствии с требованиями нормативно технической документации.
Таким образом, пока прибор учета не допущен в эксплуатацию, он не может применяться для коммерческих расчетов между субъектами розничного рынка электроэнергии.
Как установлено судом, дома по пер. Заводской, д. 1А, ул. Заводская, 25А, ул. Энгельса 19А в г. Суджа подключены к электрическим сетям ОАО "Курские электрические сети", что подтверждается копиями актов балансовой принадлежности от 01.07.2013 и копиями актов эксплуатационной ответственности от 01.07.2013.
27.06.2013 письмом N УРЭ 446 истец обратился к ответчику с просьбой направить представителей 01.07.2013 к 10-00 для принятия участия в проведении пломбировки приборов учета и совместного подписания акта осмотра системы учета, актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Из содержания указанного письма следует, что истец просил ответчика принять участие в осмотре приборов учета, не допущенных в эксплуатацию. Присутствие представителей ответчика при совершении действий по эксплуатации приборов учета, не допущенных в эксплуатацию, не предусмотрено действующим законодательством.
Понятие "осмотр приборов учета" не тождествен "вводу приборов учета в эксплуатацию".
Представленные в суд апелляционной инстанции акты осмотра системы учета электроустановки составлены истцом в одностороннем порядке и подписаны физическими лицами. Сведения о том, что лица, подписавшие названные выше акты осмотра системы учета электроустановки, являются собственниками спорных жилых помещений или же были уполномочены на совершение соответствующих действий собственниками спорных жилых помещений, истцом в материалы дела не представлены. Кроме того, в материалах дела отсутствуют технические паспорта на установленные истцом приборы учета, данные о поверке приборов учета. Таким образом, суд лишен возможности установить, что приборы учета, установленные истцом, пригодны для коммерческого учета, следовательно, применение в расчетах показаний общедомовых приборов учета не правомерно.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Из материалов дела следует, что в спорных многоквартирных жилых домах избран непосредственный способ управления.
В силу пункта 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (пункт 42 Правил N 354).
Из расчета ответчика усматривается, что при подсчете размера платы за электрическую энергию он исходил из показаний индивидуальных приборов учета. Расходы на общедомовые нужды при этом не учитывались.
Определением суд от 24.10.2014 предлагал ОАО "Курские электрические сети" и ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" представить расчет потребленной электрической энергии в спорных многоквартирных домах за август 2013 года, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" N 354 от 06.05.2011.
По пояснениям ответчика расходы на ОДН им не учитывались, поскольку в спорный период сведения о количестве лиц, проживавших в жилых домах N 1А по пер. Заводской, N 25А по ул. Заводской, N 19А по ул. Энгельса, у него отсутствовали.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания в настоящем случае относится на истца. Истцом также не представлены сведения необходимые для расчета расходов на ОДН.
Таким образом, рассчитать размер расходов, понесенных на ОДН, в настоящем случае не представляется возможным.
Услуги по передаче электрической энергии, оказанные открытым акционерным обществом "Курские электрические сети" в августе 2013 года, в объемах, определенных на основании сведений о потребленной электроэнергии, содержащихся в реестрах выставленных счетов за август 2013 года согласно показаниям индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных у непосредственных потребителей, ответчиком оплачены.
На основании изложенного суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у ответчика задолженности перед истцом по оплате услуг по передаче электроэнергии в августе 2013 года.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Курской области от 13.08.2014 по делу N А35-3967/2014 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курские электрические сети" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 13.08.2014 по делу N А35-3967/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курские электрические сети" (ОГРН 1064632038987, ИНН 4632064246) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.С. Яковлев |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3967/2014
Истец: ОАО "Курские электрические сети"
Ответчик: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра"
Третье лицо: ОАО "Курскрегионэнергосбыт", ОАО "Курскэнергосбыт"