город Воронеж |
|
25 ноября 2014 г. |
Дело N А14-9083/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Е.В.,
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: Шлеева О.А., представитель по доверенности N НБ-12/7671 от 30.12.2013, удостоверение;
от закрытого акционерного общества "ГеоЕвразияСистем": Маслова Т.Н., представитель по доверенности от 01.11.2013, удостоверение;
от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия": Дементьева И.И., представитель по доверенности N 6 от 10.01.2014, удостоверение;
от Министерства образования и науки Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.03.2014 по делу N А14-9083/2011 (судья Попова Л.В.) по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" (ОГРН 1033600041584 ИНН 3666012325), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН 1093668037220 ИНН 3664099440), о признании недействительным распоряжения, третьи лица: закрытое акционерное общество "ГеоЕвразияСистем", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство образования и науки Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" (далее - Академия) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - Управление Росимущества, ТУФА УГИ) от 29.03.2011 N 77-р о разделе земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:6, находящегося в федеральной собственности, на три земельных участка.
Определением суда от 11.01.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "ГеоЕвразияСистем" (ЗАО "ГеоЕвразияСистем").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.02.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 04.09.2012 решение от 20.02.2012 и постановление от 22.05.2012 отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал на то, что материалами дела опровергается мнение Управления Росимущества, с которым согласился суд, о том, что земельный участок или его часть не входит в земельный участок, предоставленный заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования. Признал неверным вывод суда о том, что в отношении находящегося в федеральной собственности земельных участков, расположенных на территории Воронежской области, полномочия по управлению распоряжению этими участками принадлежат только Управлению Росимущества.
Указал на необходимость применения пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.1992 N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования" не допускается изъятие или изменение служебного назначения зданий и сооружений, используемых учреждениями, предприятиями и организациями системы образования, предоставленных им земельных участков, без согласования с Министерством образования Российской Федерации и Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Министерство образования и науки Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.03.2013, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013, в удовлетворении требования Академии отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 19.08.2013 решение от 18.03.2013 и постановление от 24.05.2013 отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции посчитал, что вывод о не нарушении прав Академии сделан при неполном установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Решением от 03.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Академия обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд не установил всех, имеющих значения для рассмотрения дела, обстоятельств. Считает, что оспариваемое распоряжение вынесено о разделе участка леса, имеющего адрес г. Воронеж, Левобережное лесничество, кв. 1, право постоянного (бессрочного) пользования которым зарегистрировано за Академией.
Указывает на наличие ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования на исходный участок, на размещение на нем спортивно-оздоровительного лагеря для студентов, преподавателей и сотрудников академии, на необходимость согласования раздела земельного участка с Министерством образования РФ.
Ссылается на то, что оспариваемое распоряжение повлекло передачу в аренду иному лицу территории, на которой размещены объекты лагеря, а также отказ Академии в постановке на кадастровый учет иного участка Левобережного Лесничества.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Академии поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Предоставил суду для приобщения к материалам дела копии свидетельств, заключений, схемы расположения объектов на земельном участке и инвентарных карточек на объекты недвижимости.
На рассмотрении ранее заявленного ходатайства о проведении судебной землеустроительной экспертизы не настаивал, полагая возможным разрешение спора по приобщенным в дело материалам.
Территориальное управление и ЗАО ГеоЕвразияСистем" считает не подтвержденным факт наложения земельного участка Академии и разделенного земельного участка.
Полагают, что права заявителя оспариваемым распоряжением не нарушены.
Представители Территориального управления и ЗАО 'ТеоЕвразияСистем" возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Управлением Росимущества 29.03.2011 издано распоряжение N 77-р о разделе земельного участка площадью 130 000 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0101001:6 на три самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами 36:34:0101001:16 площадью 70 968 кв.м, 36:34:0101001:17 площадью 53 687 кв.м и 36:34:0101001:18 площадью 5 345 кв.м (т.1, л.д.14).
Из кадастрового дела земельного участка N 36:34:0101001:6, представленного суду апелляционной инстанции усматривается, что данный участок был сформирован из земель Гослесфонда Левобережного лесничества.
Из документов-оснований для постановки на кадастровый учет исходного участка N 36:34:0101001:6, следует, что решением Воронежского горисполкома от 17.05.1988 N 192/8 предписано предоставить в бессрочное пользование ВЛТИ для размещения спортивно-оздоровительного лагеря земельный участок площадью 13 га в I квартале Левобережного лесничества без права вырубки лесонасаждений. 20.10.1988 институтом и учебно-опытным лесхозом подписан акт обследования участка площадью 13 га, испрашиваемого к отводу из состава государственного лесного фонда, в котором дано описание участка с приложением его плана (т. 2, л.д. 20 - 23).
На основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 27.02.1989 N 178-р земельный участок с кадастровым номером 36:34:0101001:6 площадью 13 га изъят в установленном порядке из земель учебно-опытного лесхоза Воронежского лесотехнического института и передан Воронежскому лесотехническому институту, в бессрочное пользование для строительства спортивно-оздоровительного лагеря.
Копии названных актов имеются в материалах кадастровых дел.
Земельный участок с кадастровым номером 36:34:0101001:6 имеет адресный ориентир : г. Воронеж, Левобережное лесничество, квартал 1.
(Такой ориентир, такое территориальное деление распространялось и распространяется в настоящее время согласно ЛК РФ только на земли лесов).
В ЕГРП 31.05.2010 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0101001:6, площадью 130 000 кв. м., расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, Левобережное лесничество, кв. 1, категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - строительство спортивно-оздоровительного лагеря (запись о регистрации N 36-36-01/160/2010-5, свидетельство от 31.05.2010 серии 36 АВ N 831320).
В Росимущество поступило обращение ЗАО "ГеоЕвразияСистем" от 22.11.2010 N 1/17 по вопросу предварительного согласования места размещения спортивно-оздоровительного лагеря (база отдыха), - т. 1 л.д. 116.
Федеральным агентством по управлению государственным имуществом поручено ТУФА УГИ рассмотреть указанное обращение и при условии соответствия представленных документов действующему законодательству и наличии оснований утвердить акт выбора земельного участка площадью 53 686 кв.м. для строительства спортивно-оздоровительного лагеря (база отдыха); согласовать ЗАО "ГеоЕвразияСистем" место размещения спортивно-оздоровительного лагеря (база отдыха); осуществить мероприятия по формированию земельного участка в указанной площади и границах в соответствии с вышеназванным актом; зарегистрировать право собственности Российской Федерации на данный земельный участок; принять решение о предоставлении данного земельного участка на праве аренды ЗАО "ГеоЕвразияСистем".
По обращению Общества были выполнены кадастровые работы.
ТУ ФАГИ 29.03.2011 издано распоряжение N 77-р о разделе земельного участка площадью 130 000 кв.м с кадастровым номером 36:34:0101001:6 на три самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами 36:34:0101001:16 площадью 70 968 кв.м, 36:34:0101001:17 площадью 53 687 кв.м и 36:34:0101001:18 площадью 5 345 кв.м (т.1, л.д.14).
Таким образом, видно, что изначально предполагалось последующее предоставление одного из образованных при разделе участков Обществу для строительства.
Однако, документов-оснований, на основании которых административный орган пришел к выводу о возможности раздела в указанных целях участка с кадастровым номером 36:34:0101001:6 и формирования в его границах новых, представлено не было.
В ЕГРП 21.04.2011 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на указанные три вновь образованных земельных участка (свидетельства о государственной регистрации прав серия 3 АГ N N 123605, 123607, 123606). В свидетельствах указаны следующие данные: категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - строительство спортивно-оздоровительного лагеря (т.2, л.д. 121-123).
При этом указания о наличии обременения в виде права постоянного (бессрочного) пользования Академии в свидетельствах отсутствуют.
Распоряжением от 27.04.2011 N 121-р Управление Росимущества постановило предоставить ЗАО "ГеоЕвразияСистем" на праве аренды на срок 5 лет земельный участок площадью 53 687 кв.м. с кадастровым номером 36:34:0101001:17 для строительства спортивно-оздоровительного лагеря (т.4, л.д.78).
Между Управлением Росимущества и ЗАО "ГеоЕвразияСистем" 27.04.2011 заключен договор аренды N 28-3-2011 на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0101001:17 площадью 53 687 кв.м. Цель использования участка - строительство спортивно-оздоровительного лагеря (т.2, л.д.83).
Договор аренды прошел государственную регистрацию.
Между тем, участок с кадастровым номером 36:34:0101001:6 является лесным, образован и использовался Академией в рекреационных целях, на нем находятся объекты оздоровительно-спортивного объекта "Летние зори".
Тот факт, что оздоровительно-спортивный комплекс "Летние зори" является и являлся на дату принятия оспариваемого акта действующим, подтверждается следующими документами: экспертным заключением N 909/24 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" от 23.05.2013 "О соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям условий для осуществления образовательной деятельности ФГБОУ ВПО "Воронежская государственная лесотехническая академия" - оздоровительно-спортивный комплекс "Летние зори" Воронежская область, г. Воронеж, Железнодорожный район, Левобережное лесничество кордон "Пески"; инвентарными карточками учета основных средств от 12.11.2014, 31.10.2014, государственным контрактом N 35 на приобретение продуктов питания (мясо и субпродукты) для нужд СОЛ "Летние зори" ВГЛТА от 15.06.2011; сметой доходов и расходов на организацию оздоровительной работы и отдыха студентов и аспирантов ВГЛТА в СОЛ "Летние зори"; финансовым отчетом о работе спортивно-оздоровительного лагеря "Летние зори" ВГЛТА за 2011 год; письмом руководителя Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.06.2011 "О возможности работы оздоровительного учреждения "Летние зори"; приказами ГОУ ВПО "Воронежская государственная лесотехническая академия" от 15.06.2011 N 41, от 19.04.2010 N 26 "О подготовке СОЛ "Летние зори" к проведению летнего отдыха студентов, сотрудников и членов и семей в летний период (2010) 2011 г."; приказом N 35 от 07.06.2011 ректора ВГЛТА; приказом N 24 от 19.04.2010; договором N 03-10 на проведение водолазных работ по обследованию и очистке дна акватории пляжа от 28.04.2010 между ООО "Глубина" и ВГЛТА, сметой на проведение водолазных работ по обследованию и очистке дна акватории пляжа б/о "Летние зори", актом о выполненных объемах водолазных работ по обследованию и очистке для акваторий пляжей и других мест массового отдыха населения на водоемах от 11.05.2010; сметой доходов и расходов на организацию оздоровительной работы и отдыха студентов и аспирантов ВГЛТА и СОЛ "Летние зори" в 2004 г.; государственным контрактом N 35 на приобретение продуктов питания (овощи) для нужд СОЛ "Летние зори" ВГЛТА от 15.06.2010; приказом от 16.10.2009 N 145-ст ректора Воронежской государственной лесотехнической академии; санитарно-эпидемиологическим заключением N 35 ВЦ 24 000 М 001224 09 08 от 03.09.2008; приложением к этому заключению; экспертным заключением N 2237/24 от 25.08.2008; положением о СОЛ "Летние зори" ВГЛТА, утвержденным ректором ВГЛТА 14.05.2009; приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР N 561 от 27.05.1981; приказом по Воронежскому лесотехническому институту N 114 от 02.07.1971 с 05.07.1971; Схемой расположения объектов на земельном участке по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, Левобережное лесничество, кв. 1 кадастровый номер 36:34:0101001:17; Схемой земельного участка СОЛ "Летние зори", актом от июля 1985 г.; актами освидетельствования скрытых работ (кровельное покрытие) в столовой СОЛ "Летние зори" 1981 г., монтажа перекрытий и покрытий столовой СОЛ "Летние зори" 1980 г., кирпичной кладки цоколя, стен, перегородок столовой СРОЛ "Летние зори" Кордон "Пески" декабрь 1977 г., на отрывку котлована под фундамент столовой июнь 1977 г., кровельного покрытия столовой СОЛ "Летние зори" кордон "Пески" март 1981 г.; техническим паспортом Воронежского спецуправления "Промбурвод" по пробуренной скважине N 48469 на кордоне Пески; справкой ВГЛТА СОЛ "Летние зори" от 20.05.2011 кордон "Пески" ФГУП "Профилактическая дезинфекция"; санитарно-эпидемиологическим заключением от 05.06.2013 N 36 ВЦ 24 000 м 009958 06 13, приложением к нему.
За Академией зарегистрировано право оперативного управления на объекты недвижимости, в том числе: здание санитарный блок, домики летнего типа N N 1-11, водонапорная башня Рожнова, артезианская скважина, здание-Баня, здание - радиоузел, служебное жилое здание, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права оперативного управления от 13.04.2009; от 01.11.2008 от 31.10.2008, от 13.04.2009, от 16.12.2009, от 19.11.2008, от 06.11.2008, от 21.04.2009, от 07.11.2008, от 31.10.2008, от 08.12.2008, от 19.11.2008, от 06.11.2008, от 02.06.2009.
Согласно Схеме земельного участка СОЛ "Летние зори", предоставленной ВГЛТА, на образованном земельном участке с кадастровым номером 36:34:0101001:17 расположены: пляж, навес, раздевалка, спортивная площадка, оборудованная для игры в пляжный волейбол, баскетбол, мини-футбол и силовых упражнений, незавершенное строительством здание для обслуживающего персонала, туалеты, детская площадка, умывальники.
Следовательно, перечисленные объекты до раздела находились в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:6.
Доказательств, свидетельствующих о принадлежности этих объектов Обществу, не представлено.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Общество не осуществляло строительство на переданном ему в аренду участке.
Не согласившись с распоряжением ТУФА УГИ N 77 от 29.03.2011, считая его несоответствующим закону и нарушающим ее права, Академия обратилась в суд с указанным заявлением.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, апелляционная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 101. ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным Кодексом и лесным законодательством.
В Лесном кодексе определено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. N 12 от 29.10.2010) (далее - ЛК РФ), если иное не предусмотрено в нем, то право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
В силу статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 данной статьи.
Согласно статье 11.3 названного кодекса по общему правилу образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В указанных в пункте 1 данной статьи решениях об образовании земельных участков должны быть указаны:
1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов);
2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).
В решениях об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдача исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 данного Кодекса, правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.
В соответствии со статьей 11.4. ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В силу статьи 11.8 возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 - 11.7 данного Кодекса.
У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки.
В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется.
Согласно статье 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В силу пунктов 1, 5, 5.35 (3) постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 81 ЛК РФ установление порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 таким органом определено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласовывает структуру уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия.
Согласно статье 82 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон.
Согласно частям 1.1, 2 статьи 84 ЛК РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу статьи 83 ЛК РФ Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы следующие полномочия в области лесных отношений:
разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) организует деятельность по осуществлению субъектом Российской Федерации переданных ему полномочий в соответствии с федеральными законами и предусмотренными частью 8 данной статьи нормативными правовыми актами.
Переданные в соответствии с частью 1 данной статьи полномочия могут быть изъяты Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае ненадлежащего осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий.
Согласно статье 1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 N 118-ОЗ "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Воронежской области" (ред. от 30.06.2010) данный Закон Воронежской области регулирует отдельные лесные отношения, возникающие в связи с использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов на территории Воронежской области.
Согласно статье 6 названного закона уполномоченный орган в пределах своих полномочий за счет субвенций из федерального бюджета осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений, переданные органам государственной власти Воронежской области:
1) разработку лесного плана Воронежской области, разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
Уполномоченный орган в целях реализации полномочий, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, издает приказы, в том числе являющиеся нормативными правовыми актами.
Согласно статье 7 названного закона в связи с передачей отдельных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений органам государственной власти Воронежской области губернатор Воронежской области в соответствии с действующим законодательством, в том числе:
организует деятельность по осуществлению Воронежской областью переданных ей полномочий в сфере лесных отношений, утверждает лесной план Воронежской области.
В соответствии с пунктом 5.4.24 постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, оно в том числе, осуществляет принятие решений об образовании земельных (лесных) участков из земельных (лесных) участков, находящихся в государственной собственности и расположенных на территории лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и (или) в случаях, когда указанные полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из данной нормы следует, что полномочие по принятию решения об образовании лесного участка в рассматриваемый по делу период было передано субъектам, и в Воронежской области соответствующим органом являлось Управление лесного хозяйства Воронежской области, которое было зарегистрировано в ЕГРЮЛ 09.01.2007 года.
Соответственно, по общему правилу, такие решения вправе был принимать уполномоченный в области лесных отношений орган субъекта, а не территориальные органы ФАУГИ.
В соответствии с этой нормой в настоящее время прямо закреплено право принимать такие решения за Управлением лесного хозяйства Воронежской области в п 2.1 статьи 6 Закона Воронежской области от 20.11.2007 года N 118-ОЗ "О регулировании отдельных лесных отношений_", постановлении Правительства Воронежской области от 12.05.2009 года N 379.
Управление исполняет следующие государственные функции: разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Воронежской области; осуществление государственного лесного контроля и надзора; разработка лесного плана Воронежской области; организация и обеспечение использования лесов на землях лесного фонда.
Управление предоставляет следующие государственные услуги: заключение договоров аренды лесных участков (расположенных в пределах земель лесного фонда), в том числе организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка; предоставление в установленном порядке в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование; а также обеспечение выбора участка земель лесного фонда и проведение процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ст. 6 ЛК РФ).
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса (статья 7 ЛК РФ).
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 ЛК РФ).
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (статья 10ЛК РФ).
Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
Лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 23 ЛК РФ).
Согласно статье 40 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями.
Для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям - в аренду.
Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства.
К отношениям, возникшим после введения в действие ЛК РФ применяется условие о том, что возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений на лесных участках допускается только, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности.
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других).
Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации.
Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов.
Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьей 25 ЛК РФ установлены виды использования лесов, в том числе: осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности.
Согласно статье 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе, для осуществления рекреационной деятельности.
Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации.
Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
Указом Губернатора Воронежской области от 15.08.2011 N 303-у утвержден Лесной план Воронежской области.
Лесной план подготовлен на основе материалов лесоустройства 2003 - 2004 годов; Государственного лесного реестра; - отчетных данных об использовании, охране, о защите и воспроизводстве лесов.
Данным документом на законодательном уровне установлено, что все Левобережное лесничество, входящее в состав Пригородного на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит заявителю.
Оно входит в состав лесов научного или исторического значения, категории защитных лесов. Относится к первому разряду такс. При таксации определяются также тип ландшафта, эстетическая оценка, биологическая устойчивость и проходимость участка..
Согласно разделу 1.4.1.6 Лесного плана "Осуществление научно-исследовательской, образовательной деятельности" данный вид лесопользования предусмотрен статьей 40 Лесного кодекса РФ и регламентирован "Правилами использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности", утвержденными Приказом Рослесхоза от 23.12.2011 N 548.
Использование лесов для научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), проектом освоения лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям или в аренду другим научным, образовательным организациям.
Сведения о лесных участках, предоставленных в пользование для осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности, приведены в таблице 1.4.1.6.1.
Информация об учебно-опытных объектах, в которых осуществляются научные исследования, указана в таблице 1.4.1.6.2.
В Сводную информацию об учебно-образовательных учреждениях и других организациях, использующих лесные участки из земель лесного фонда для осуществления образовательной и научно-исследовательской деятельности включена Воронежская государственная лесотехническая академия, владеющая ими на основании распоряжения СМ СССР от 10.09.1946 N 10925-р, Указа Президента РФ от 09.12.1992 N 1553.
В соответствии со статьей 41 ЛК РФ в зоне рекреации предусматривается возведение и эксплуатация целевых физкультурно-оздоровительных и спортивно-технических сооружений.
Осуществление рекреационной предпринимательской деятельности планируется в четырех категориях защитных лесов, правовой режим использования которых наиболее благоприятен для данного вида использования лесов: леса, расположенные в водоохранных зонах; защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей и автомобильных дорог; зеленые зоны; нерестоохранные полосы лесов.
Объемы использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности прогнозируются в размерах, существующих по состоянию на 01.01.2010.
Согласно разделу "Планируемые объемы использования лесов по видам использования" лесничество Пригородное - осуществление рекреационной деятельности, Левобережное - осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной площадь 4 855,0 39,9 га.
Согласно Ведомости приоритетных видов разрешенного использования лесов: лесничество Пригородное наименование приоритетных видов использования лесов: осуществление рекреационной деятельности по договорам аренды существующей 43,9; 0,4 га; по договорам аренды перспективной 40,9 га, 0,3 га; постоянного (бессрочного) пользования 13,1 ; 0,1 га.
Согласно пункту 6 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р, которым утвержден Перечень объектов, не связанных созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов:
в) в эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов (помимо объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта): комплекс открытых плоскостных спортивных сооружений; комплекс физкультурно-оздоровительный; комплекс физкультурных сооружений; корт теннисный; котельная; площадка спортивная; подстанция трансформаторная всех классов напряжения; поле футбольное; пристань; сооружение спортивное;
Согласно Переченю объектов лесной инфраструктуры для защиты лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 N 1283-р объекты лесной инфраструктуры для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов: лесная дорога; лесной проезд; квартальная просека; объекты обеспечения рекреационного использования, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях; водопроводная сеть; шлагбаум; лесная дорога; лесной проезд; лесохозяйственный, лесоустроительный знак, информационный щит, аншлаг.
В силу части 4 статьи 74 ЛК РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами.
В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом и распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно статье 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно пункту 5.5.1 Положения о Министерстве образования и науки РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 N 337, Министерство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 данного Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным Предприятиям, подведомственным Министерству.
Согласно Указу Президента РФ от 04.03.2010 N 271 (пункт 3) Министерство образования и науки Российской Федерации является правопреемником Федерального агентства по образованию.
В силу статьи 39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 02.02.2011 N 56) за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
Государственная и (или) муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий.
Кроме того, пунктом 11 статьи 33 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании" и пунктом 4 статьи 27 Федерального закона N 125-ФЗ от 22.08.1996 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" установлено, что образовательные учреждения вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.
Указанной нормой предусмотрено исключение из общего правила запрета на отчуждение либо иного распоряжения имуществом, установленного пунктом 1 статьи 298 ГК РФ.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации в определении от 07.07.2014 N ВАС-7995/14 при аналогичных обстоятельствах не усмотрел нарушений единообразия в применении и толковании правовых норм.
Согласно статье 18 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, являвшиеся государственными академиями наук, присоединяются к Российской академии наук со дня вступления в силу данного Федерального закона.
Организации, находившиеся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу данного Федерального закона, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями (далее также - федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный Правительством Российской Федерации).
Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, функции и полномочия учредителя указанных организаций.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.01.2005 N 64-р утвержден Перечень подведомственных Рособразованию федеральных государственных учреждений, среди которых Государственное образовательное учреждение г. Воронеж высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" (пункт 26).
С учетом анализа названных норм и материалов дела, в том числе, кадастрового дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что принадлежащий Академии земельный участок площадью 13 га является лесным, находится в государственной собственности.
В области лесных отношений приоритетное значение имеются правовые нормы лесного законодательства. Иные подлежат применению по вопросам им не урегулированным.
Органом, осуществляющим полномочия (в том числе выбор, образование лесных участков, лесоустройство) в сфере лесных правоотношений в Воронежской области является Управление лесного хозяйства.
Полномочия собственника в отношении имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, подведомственным Министерству образования и науки Российской Федерации осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Таким образом, и принимая во внимание вывод суда кассационной инстанции, распоряжение исходным участком вправе было осуществлять Управление Лесного хозяйства Воронежской области по согласованию с государственным органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества, переданного подведомственного ему федеральному государственному учреждению.
Академия является таким учреждением.
При этом, следует учесть, также, что распоряжение земельным участком не должно было осуществляться по заявлению Общества, которое не имело статуса лица, по заявлению которого закон допускает осуществление раздела (общество не являлось собственником, землепользователем, землевладельцем, арендатором исходного земельного участка).
Право постоянного (бессрочного) пользования Академии исходным участком не прекращалось.
Новые земельные участки формировались без проведения лесоустроительных работ, без таксации, границы определены без учета требований ЛК РФ.
Лесным кодексом Российской Федерации допускается предоставление участка лицам в различных, но совместимых целях (принцип многоцелевого использования).
Вместе с тем, земельный участок был разделен с целью предоставления его ЗАО "ГеоЕвразияСистем", по его заявлению, также в рекреационных целях.
Оспариваемое распоряжение принято на основании данного заявления.
Им произведен раздел, при котором сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (права Академии на осуществление рекреационной и научно-исследовательской деятельности) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием - рекреация, одновременно Учреждением и Обществом.
Ни нормативными актами РФ, ни нормативными актами субъекта не предусмотрено перспективное освоение левобережного лесничества в рекреационных целях. Как перспективное установлено лишь использование 13 га, при этом данная площадь учтена как находящаяся на праве постоянного (бессрочного) пользования у Академии.
Судом установлено, что на исходном участке размещены объекты лесной инфраструктуры и не относящиеся к ней объекты, предназначенные для использования в рекреационной деятельности Академии, имеющие единое назначение - спортивно-оздоровительный лагерь (база). Академия осуществляет их содержание, фактическое использует.
Оспариваемым распоряжением нарушено предоставленное ранее Академии право использовать земельный участок площадью 13 000 кв.м. по своему усмотрению, в целях, для которых он предоставлен, и в частности право осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Нарушено право создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое); возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство; возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на соответствующих лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности; пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
Объекты спортивно-оздоровительного лагеря оказались в границах различных земельных участков, во владении разных субъектов.
Между тем, только в совокупности, в комплексе они могут быть использованы как спортивно-оздоровительный лагерь (база).
Кроме того, в оспариваемом распоряжении не указаны следующие сведения, необходимые для решения об образовании земельных участков: реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов); сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки - сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании.
Отсутствуют и материалы, свидетельствующие о том, что эти вопросы при разделе выяснялись.
Таким образом, оспариваемый акт ни по форме (распоряжение а не приказ), ни по содержанию, не соответствует закону.
Лесничество является территориальной единицей управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а не категорией земель, в связи с чем не противоречит действующему законодательству и то, что земли лесов, лесного фонда находятся в границах населенного пункта.
Таким образом, оспариваемое распоряжение не соответствует закону и нарушает право постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного учреждения.
Оспариваемый ненормативно-правовой акт проверен на соответствие нормам ЗК РФ, ЛК РФ, нормативным актам Воронежской области.
Судом установлена совокупность оснований, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ для удовлетворения заявленного требования.
В связи с изложенным, заявленное требование подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.03.2014 по делу N А14-9083/2011 отменить.
Заявленное требование удовлетворить.
Признать недействительным Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области N 77-р от 29.03.2011 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 36:34:0101001:6, находящегося в федеральной собственности, на три земельных участка".
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9083/2011
Истец: ФГБОУ ВПО Воронежская государственная лесотехническая академия
Ответчик: ТУ ФАУГИ в Воронежской области
Третье лицо: ЗАО "ГеоЕвразияСистем"
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2663/12
25.11.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1666/12
03.03.2014 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-9083/11
19.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2663/12
24.05.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1666/12
18.03.2013 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-9083/11
19.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15558/12
08.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15558/12
04.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2663/12
22.05.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1666/12
20.02.2012 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-9083/11