г. Красноярск |
|
12 декабря 2014 г. |
Дело N А33-9917/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" декабря 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (Администрации Ачинского района Красноярского края): Ключеня О.Н., представитель по доверенности N 08-147 от 20.01.2014, (до и после перерыва),
от ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Егорова А.А., представителя по доверенности от N 57 от 18.08.2014 (до перерыва),
от третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис"): Колпакова В.В., директора на основании приказа N 11-п от 20.02.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ачинского района Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" сентября 2014 года по делу N А33-9917/2014, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
Администрация Ачинского района Красноярского края (далее - администрация, заявитель, ИНН 2402002403, ОГРН 1022401156447) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган, ответчик, ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965) о признании недействительными решения и предписания от 27.02.2014 N 489-16-13.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное казенное учреждение "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства", общество с ограниченной ответственностью "Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 сентября 2014 года заявление Администрации Ачинского района Красноярского края удовлетворено частично, признан недействительным пункт 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 февраля 2014 года N 489-16-13 в следующей части: "выдать Администрации Ачинского района обязательное для исполнения предписание, в соответствии с которым Администрации Ачинского района надлежит в срок до 01.06.2014 отменить постановление N 512-П от 27.06.2013, принять исчерпывающие меры, направленные на истребование недвижимого имущества муниципальной собственности у ООО "Ачинский РЖКС", переданного по договору аренды муниципального имущества N 157/13 от 22.08.2013, в казну муниципального образования Ачинский район; признано недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 февраля 2014 года N 489-16-13 в части предписания Администрации Ачинского района в срок до 01.06.2014 отменить постановление N 512-П от 27.06.2013, принять исчерпывающие меры, направленные на истребование недвижимого имущества муниципальной собственности у ООО "Ачинский РЖКС", переданного по договору аренды муниципального имущества N 157/13 от 22.08.2013, в казну муниципального образования Ачинский район. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласна, считает, что при заключении договора аренды муниципального имущества от 22.08.2013 N 157/13 нормы Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не нарушены, так как система теплоснабжения поселка Малиновка Ачинского района, состоящая из сооружения - центральный тепловой узел, сооружений - тепловые сети, сеть горячего водоснабжения, здания котельной, является сетью инженерно-технического обеспечения.
Общество с ограниченной ответственностью "Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис" представило отзыв на апелляционную жалобу, указывает на то, что при заключении договора от 22.08.2013 N 157/13 не нарушены нормы закона; котельная, тепловой узел и тепловые сети поселка Малиновка функционально и технологически связаны и являются в совокупности системой теплоснабжения поселка Малиновка Ачинского района и сетью инженерно-технического обеспечения населенного пункта.
Антимонопольный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Определением от 24.10.2014 апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 03.12.2014.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика с апелляционной жалобой не согласился, по доводам, изложенным в отзыве на нее, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 03.12.2014 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 05.12.2014. Об объявленном перерыве судом сделано публичное извещение путем размещения информации на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации www.kad.arbitr.ru). По окончании перерыва рассмотрение дела продолжено с участием представителей заявителя и третьего лица.
Ответчик, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской (распечатка интернет страницы с официального сайта арбитражного суда о публикации судебного акта), в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
В антимонопольный орган поступили материалы доследственной проверки (от 22.11.2013 исх. N 165508; от 06.12.2013 вх. N 23.11.2013) Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ачинский" (далее - МО МВД России "Ачинский") по заявлению директора ООО "Жилкомфорт" Сазонова А.Л. по факту нарушения Администрацией Ачинского района Красноярского края Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в передаче муниципального имущества без проведения торгов и без согласия антимонопольного органа.
Антимонопольным органом приказом от 26.12.2014 N 978 возбуждено антимонопольное дело N489-16-13, при рассмотрении которого установлены следующие обстоятельства.
В июне 2013 года после расторжения концессионного соглашения с ООО "Гаран-Энерго", осуществлявшего до этого времени эксплуатацию котельной, расположенной по адресу: Ачинский район, п. Малиновка, Северо-восточная зона N 1, квартал 6, N 26, без проведения соответствующего аукциона, между Администрацией и ООО "Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис" (далее - ООО "Ачинский РЖКС") заключен договор аренды сроком на 1 месяц.
9 июля 2013 года в сети Интернет на сайте www.torgi.gov.ru опубликованы извещение и документация открытого аукциона "На право заключения договора аренды объекта недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности -нежилого одноэтажного здания котельной, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п.Малиновка, Северо-Восточная зона N 1, квартал 6, N 26" (далее - Аукцион N 1).
1 августа 2013 года проведен вышеуказанный открытый аукцион. На участие в открытом аукционе подано 2 заявки: 1. ООО "Жилкомфорт" в лице директора Сазонова А.Л.; 2. ООО "Ачинский РЖКС" в лице директора Колпакова В.В.
В соответствии с протоколом проведения открытого аукциона от 01.08.2013 N 2 победителем аукциона признан участник под номером 1 - ООО "Жилкомфорт", с последним предложением о цене в размере 458 900 тысяч рублей.
6 августа 2013 года постановлением администрации Ачинского района N 638-п Аукцион N1 признан несостоявшимся.
13 августа 2013 года на основании постановления администрации Ачинского района Красноярского края от 27.06.2013 N 512-п право оперативного управления котельной в п. Малиновка Ачинского района зарегистрировано за муниципальным учреждением "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" Ачинского района (далее - МКУ "УС и ЖКХ" Ачинского района).
22 августа 2013 года между ООО "Ачинский РЖКС" и МКУ "УС и ЖКХ" Ачинского района заключен договор аренды N 157/13 котельной в п. Малиновка сроком на 1 месяц - до 22.09.2013. По истечении срока действия указанного договора Арендатор в течение 10 рабочих дней обязан передать Арендодателю объект по акту приема-передачи.
23.09.2013 МКУ "УС и ЖКХ" Ачинского района на официальном сайте www.torgi.gov.ru опубликовало извещение о проведении открытого аукциона "На право заключения договора аренды муниципального объекта недвижимости коммунальной инфраструктуры, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Малиновка, Северо-восточная зона N 1, квартал 6, N 26" (далее - Аукцион N2).
10.10.2013 ООО "ЖилКомфорт" направило заявку в МКУ "УС и ЖКХ" Ачинского района для участия в Аукционе N 2.
10.10.2013 МКУ "УС и ЖКХ" Ачинского района отказалось от проведения Аукциона N 2 по основанию несоответствия действующему законодательству информации в извещении о проведении аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества - объекта недвижимости коммунальной инфраструктуры.
В настоящее время котельная в п. Малиновка Ачинского района находится в эксплуатации ООО "Ачинский" РЖКС, срок действия договора аренды у которого истек.
Согласно решению Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27.02.2014 по делу N 489-16-13:
1.Администрация Ачинского района Красноярского края, Муниципальное казенное учреждение "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" Ачинского района и общество с ограниченной ответственностью "Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис" признаны нарушившими пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части заключения антиконкурентного соглашения путем заключения договора аренды от 22.08.2013 N157/13 без проведения процедуры торгов и без согласия антимонопольного органа, что позволило ООО "Ачинский РЖКС" приобрести в аренду объект недвижимости коммунальной инфраструктуры (котельная, расположенная по адресу Красноярский край, Ачинский район, п. Малиновка, Северовосточная зона N1, квартал 6, N26), в целях добычи, производства, транспортировки и реализации коммунальных ресурсов установленного качества, что поставило в преимущественное положение последнего и может привести к ограничению и устранению конкуренции.
2. Администрации Ачинского района решено выдать обязательное для исполнения предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство, о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в соответствии с которым Администрации Ачинского района надлежит в срок до 01.06.2014 отменить постановление от 27.06.2013 N 512-П; направить действия на расторжение договора аренды муниципального имущества от 22.08.2013 N 157/13; принять исчерпывающие меры, направленные на истребование недвижимого имущества муниципальной собственности у ООО "Ачинский РЖКС", переданного по договору аренды муниципального имущества от 22.08.2013 N 157/13 в казну муниципального образования Ачинский район; при проведении конкурсов на право заключения договора аренды объектов муниципального имущества системы коммунальной инфраструктуры не допускать включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества.
3. Выдать МКУ "УС и ЖКХ" Ачинского района обязательное для исполнения предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в соответствии с которым МКУ "УС и ЖКХ" Ачинского района надлежит в срок до 01.06.2014 направить действия на расторжение договора аренды муниципального имущества от 22.08.2013 N 157/13; при проведении конкурсов на право заключения договора аренды объектов муниципального имущества системы коммунальной инфраструктуры не допускать включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества.
4. Выдать ООО "Ачинский РЖКС" обязательное для исполнения предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в соответствии с которым ООО "Ачинский РЖКС" надлежит в срок до 01.06.2014 направить действия на расторжение договора аренды муниципального имущества от 22.08.2013 N 157/13.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновных должностных лиц Администрации Ачинского района Красноярского края, МКУ "УС и ЖКХ" Ачинского района, ООО "Ачинский РЖКС" дел об административных правонарушениях по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Администрации Ачинского района выдано предписание от 27.02.2014 N 489-16-13, в соответствии с которым администрации предписано в срок до 01.06.2014 отменить постановление от 27.06.2013 N 512-П; направить действия на расторжение договора аренды муниципального имущества N 157/13 от 22.08.2013; принять исчерпывающие меры, направленные на истребование недвижимого имущества муниципальной собственности у ООО "Ачинсий РЖКС", переданного по договору аренды муниципального имущества N157/13 от 22.08.2013 в казну муниципального образования Ачинский район; при проведении конкурсов на право заключения договора аренды объектов муниципального имущества системы коммунальной инфраструктуры не допускать включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества.
Полагая, что указанные решение и предписание противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, администрация обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемые решение и предписание вынесены антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий.
Согласно пункту 1 оспариваемого решения антимонопольного органа от 27.02.2014 по делу N 489-16-13 администрация Ачинского района Красноярского края, Муниципальное казенное учреждение "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" Ачинского района и общество с ограниченной ответственностью "Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис" признаны нарушившими пункт 4 части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции в части заключения антиконкурентного соглашения путем заключения договора аренды от 22.08.2013 N157/13 без проведения процедуры торгов и без согласия антимонопольного органа, что позволило ООО "Ачинский РЖКС" приобрести в аренду объект недвижимости коммунальной инфраструктуры (котельная, расположенная по адресу Красноярский край, Ачинский район, п. Малиновка, Северовосточная зона N1, квартал 6, N26, далее - котельная), в целях добычи, производства, транспортировки и реализации коммунальных ресурсов установленного качества и поставило последнего в преимущественное положение перед другими субъектами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок.
В силу пункта 18 статьи 4 Закона о конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В силу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Пунктом 2 статьи 1 ГК РФ установлено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, является Закон о защите конкуренции.
Статья 17.1 Закона о защите конкуренции регулирует особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества и устанавливает возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении такого имущества, только по результатам проведения конкурсов и аукционов.
Пунктом 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.
В силу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, предусмотренными данной нормой.
Согласно части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 утверждены прилагаемые Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (Приложение 1) и Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (Приложение 2).
В соответствии с указанным Перечнем (Приложение 2 приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67) по решению собственника или уполномоченного собственником обладателя имущественного права заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса исключительно в отношении следующих видов имущества, в том числе объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.
Как следует из материалов дела, с согласия администрации между МКУ "УС и ЖКХ" Ачинского района (далее - арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Ачинский РЖКС" (далее - арендатор) заключен договор аренды муниципального объекта недвижимости коммунальной инфраструктуры на территории Малиновского сельсовета от 22.08.2013 N 157/13, в соответствии с которым арендатору передана в аренду котельная в поселке Малиновка сроком на 1 месяц - до 22.09.2013. По истечении срока действия указанного договора Арендатор в течение 10 рабочих дней обязан передать арендодателю объект по акту приема-передачи.
Антимонопольным органом установлено, что фактическое пользование котельной на момент вынесения решения не прекращено, муниципальное имущество - котельная в поселке Малиновка, находится в пользовании общества с ограниченной ответственностью "Ачинский РЖКС" в течение 5 месяцев. Следовательно, рассматриваемый случай не подпадает под исключение, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым заключение договора аренды муниципального имущества без проведения торгов возможно в случае предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
Муниципальное имущество - котельная в поселке Малиновка, по указанному соглашению передано администрацией в пользование общества с ограниченной ответственностью "Ачинский РЖКС" без проведения торгов, что является нарушением части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и создает преимущественные условия получения указанного имущества во временное владение и пользование для общества с ограниченной ответственностью "Ачинский РЖКС", является препятствием для доступа к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести права в отношении данного имущества.
Доводы администрации и общества с ограниченной ответственностью "Ачинский РЖКС" со ссылкой на пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции о том, что при заключении договора аренды муниципального имущества от 22.08.2013 N 157/13 нормы Закона о защите конкуренции не нарушены, так как система теплоснабжения поселка Малиновка Ачинского района, состоящая из сооружения - центральный тепловой узел, сооружений - тепловые сети, сеть горячего водоснабжения, здания котельной, является сетью инженерно-технического обеспечения, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Следовательно, без проведения торгов разрешается заключать договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования, в отношения объекта, являющегося частью сети инженерно-технического обеспечения.
В соответствии пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями образуют систему теплоснабжения. Аналогичное понятие системы коммунального теплоснабжения содержится в Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем Российской Федерации 12.08.2003 (МДК 4-05.2004). Так согласно МДК 4-05.2004 система коммунального теплоснабжения определена как совокупность объединенных общим производственным процессом источников теплоснабжения и (или) тепловых сетей города (района, квартала), другого населенного пункта, эксплуатируемых теплоэнергетической организацией жилищно-коммунального комплекса.
Исходя из пункта 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сеть инженерно-технического обеспечения, входящая в систему коммунальной инфраструктуры, представляет собой совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, сети инженерно-технического обеспечения определены как совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Следовательно, к сетям инженерно-технического обеспечения относятся имущественные объекты, в том числе сооружения, предназначенные для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, используемые для выполнения функций снабжения энергией. В рассматриваемом случае к сетям инженерно-технического обеспечения относятся тепловые сети, непосредственно используемые для снабжения потребителей тепловой энергией.
Котельная как источник тепловой энергии не предназначена для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, соответственно не может быть отнесена к сооружениям, входящим в состав сети инженерно-технического обеспечения в смысле, придаваемом пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Учитывая изложенные нормы права и представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что котельная, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, п. Малиновка, Северо-Восточная зона N 1, квартал 6, N 26, не являются частью соответствующей сети теплоснабжения, которая находится во владении и пользовании ООО "Ачинский РЖКС".
Таким образом, заключение с согласия администрации договора муниципального имущества от 22.08.2013 N 157-13, в соответствии с которым обществу с ограниченной ответственностью "Ачинский РЖКС" предоставлена в пользование котельная, не являющаяся частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, без проведения публичных процедур (торгов), противоречит положениям частей 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и правомерно квалифицировано антимонопольным органом в качестве антиконкурентного соглашения, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции путем создания преимущественных условий для общества с ограниченной ответственностью "Ачинский РЖКС" при получении муниципального имущества и устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности получения в аренду спорного муниципального имущества.
В силу изложенного пункт 1 оспариваемого решения антимонопольного органа, в соответствии с которым администрация признана нарушившей пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, является правомерным, в связи с чем решение суда первой инстанции об отказе администрации в удовлетворении требований в данной части является законным и обоснованным.
Пункты 1 оспариваемого решения антимонопольного органа в части признания муниципального казенного учреждения "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" Ачинского района и общества с ограниченной ответственностью "Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис" нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции прав и законных интересов администрации не нарушает, в связи с чем в удовлетворении требований администрации в данной части правомерно отказано судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 оспариваемого решения антимонопольного органа администрации решено выдать обязательное для исполнения предписание об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство, о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в соответствии с которым Администрации Ачинского района надлежит в срок до 01.06.2014 отменить постановление от 27.06.2013 N 512-П; направить действия на расторжение договора аренды муниципального имущества от 22.08.2013 N 157/13; принять исчерпывающие меры, направленные на истребование недвижимого имущества муниципальной собственности у ООО "Ачинский РЖКС", переданного по договору аренды муниципального имущества от 22.08.2013 N 157/13 в казну муниципального образования Ачинский район; при проведении конкурсов на право заключения договора аренды объектов муниципального имущества системы коммунальной инфраструктуры не допускать включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества.
Согласно постановлению Администрации Ачинского района Красноярского края от 27.06.2013 N 512-П муниципальное имущество, нежилое здание и здание трансформаторной подстанции - 3, расположенное по адресу: пункт Малиновка Ачинского района, Северо-Восточная зона N1, квартал 6,N 26 и N26а, передано в оперативное управление МКУ "Управление строительства и ЖКХ".
Законность указанного постановления от 27.06.2013 N 512-П "О передаче в оперативное управление МКУ "Управление строительства и ЖКХ" Ачинского района муниципального имущества" в рамках антимонопольного дела не исследовалось, в оспариваемом решении отсутствуют выводы о законности или незаконности указанного постановления. Вопрос о законности передачи спорного имущества МКУ "Управление строительства и ЖКХ" антимонопольным органом также не исследовался.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование антимонопольного органа об отмене постановления от 27.06.2013 N 512-П, а также принятии мер, направленных на истребование недвижимого имущества муниципальной собственности у ООО "Ачинский РЖКС", переданного по договору аренды муниципального имущества N 157/13 от 22.08.2013, в казну муниципального образования Ачинский район, являются незаконными, в связи с чем правомерно признал недействительным пункт 2 оспариваемого решения антимонопольного органа в указанной части.
В пункте 2 оспариваемого решения антимонопольного органа также содержится решение выдать администрации предписание следующего содержания: при проведении конкурсов на право заключения договора аренды объектов муниципального имущества системы коммунальной инфраструктуры не допускать включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества.
Решение антимонопольного органа в указанной части не оценено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает решение антимонопольного органа в указанной части неправомерным в силу следующего.
Фактически, решение антимонопольного органа выдать предписание в данном виде возлагает на администрацию обязанность при проведении любых конкурсов на право заключения договора аренды любых объектов муниципального имущества системы коммунальной инфраструктуры не допускать включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества. При этом, конкретный конкурс и имущество в решении и оспариваемом предписании не уточнено, что создает неопределенность при его исполнении.
Кроме того, решение антимонопольного органа о выдаче такого предписания и соответственно выданное предписание не позволяют определить критерии, по которым надлежит оценивать его надлежащее исполнение, и период, в течение которого оно должно быть исполнено - поскольку требование к администрации не допускать включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества при проведении любых конкурсов на право заключения договора аренды любых объектов муниципального имущества системы коммунальной инфраструктуры не имеет ограничения по времени.
Таким образом, лица, которым выдано предписание, не могут сообщить органу об исполнении такого предписания и не смогут определить меры, которые бы входили в круг обязанностей, подлежащих исполнению.
К числу неправомерных последствий выдачи такого предписания следует отнести так же то, что в случае нарушения требований предписания нарушивший ее субъект помимо ответственности, предусмотренной законом, будут нести ответственность так же за неисполнение предписания антимонопольного органа (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), что приведет к необоснованному увеличению числа негативных последствий.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что антимонопольный орган не доказал правомерность пункта 2 оспариваемого решения в части выдать администрации предписание следующего содержания: при проведении конкурсов на право заключения договора аренды объектов муниципального имущества системы коммунальной инфраструктуры не допускать включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества, в связи с чем решение антимонопольного органа в указанной части следует признать недействительным, а решение суда первой инстанции отменить.
Пунктом 3 оспариваемого решения антимонопольным органом решено выдать МКУ "УС и ЖКХ" Ачинского района обязательное для исполнения предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в соответствии с которым МКУ "УС и ЖКХ" Ачинского района надлежит в срок до 01.06.2014 направить действия на расторжение договора аренды муниципального имущества от 22.08.2013 N 157/13; при проведении конкурсов на право заключения договора аренды объектов муниципального имущества системы коммунальной инфраструктуры не допускать включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества.
Пунктом 4 оспариваемого решения антимонопольным органом решено выдать обществу с ограниченной ответственностью "Ачинский РЖКС" обязательное для исполнения предписание о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в соответствии с которым ООО "Ачинский РЖКС" надлежит в срок до 01.06.2014 направить действия на расторжение договора аренды муниципального имущества от 22.08.2013 N 157/13.
Указанные пункты 3 и 4 оспариваемого решения прав и законных интересов администрации не нарушают, в связи с чем в удовлетворении требований администрации в данной части правомерно отказано судом первой инстанции.
Согласно пункту 5 оспариваемого решения антимонопольным органом принято решение передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении виновных должностных лиц Администрации Ачинского района Красноярского края, МКУ "УС и ЖКХ" Ачинского района, ООО "Ачинский РЖКС" дел об административных правонарушениях по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
На основании изложенных норм права пункт 5 решения антимонопольного органа соответствует требованиям Закона о защите конкуренции.
Антимонопольным органом администрации выдано предписание от 27.02.2014 N 489-16-13, в соответствии с которым администрации предписано в срок до 01.06.2014 отменить постановление от 27.06.2013 N 512-П; направить действия на расторжение договора аренды муниципального имущества N 157/13 от 22.08.2013; принять исчерпывающие меры, направленные на истребование недвижимого имущества муниципальной собственности у ООО "Ачинский РЖКС", переданного по договору аренды муниципального имущества N157/13 от 22.08.2013 в казну муниципального образования Ачинский район; при проведении конкурсов на право заключения договора аренды объектов муниципального имущества системы коммунальной инфраструктуры не допускать включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества.
Учитывая, что решение антимонопольного органа в части выдать указанное предписание (пункт 2) признано судом незаконным частично, то и предписание от 27.02.2014 N 489-16-13 также является недействительным в указанной части.
Суд первой инстанции правомерно признал недействительным предписание антимонопольного органа от 27.02.2014 N 489-16-13 в части предписания Администрации Ачинского района в срок до 01.06.2014 отменить постановление от 27.06.2013 N 512-П, принять исчерпывающие меры, направленные на истребование недвижимого имущества муниципальной собственности у ООО "Ачинский РЖКС", переданного по договору аренды муниципального имущества N 157/13 от 22.08.2013, в казну муниципального образования Ачинский район.
Учитывая изложенное следует также признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27.02.2014 N 489-16-13 в части предписания администрации Ачинского района при проведении конкурсов на право заключения договора аренды объектов муниципального имущества системы коммунальной инфраструктуры не допускать включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества, что является основанием для изменения решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в данной части в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" сентября 2014 года по делу N А33-9917/2014 отменить в части отказа администрации Ачинского района Красноярского края в признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 февраля 2014 года N 489-16-13 и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 февраля 2014 года N 489-16-13 в части предписания администрации Ачинского района Красноярского края при проведении конкурсов на право заключения договора аренды объектов муниципального имущества системы коммунальной инфраструктуры не допускать включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества. В этой части принять новый судебный акт.
Признать недействительным пункт 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 февраля 2014 года N 489-16-13 в следующей части: при проведении конкурсов на право заключения договора аренды объектов муниципального имущества системы коммунальной инфраструктуры не допускать включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества.
Признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 февраля 2014 года N 489-16-13 в части предписания администрации Ачинского района при проведении конкурсов на право заключения договора аренды объектов муниципального имущества системы коммунальной инфраструктуры не допускать включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного муниципального имущества.
В остальной части указанный судебный акт оставить без изменения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-9917/2014
Истец: Администрация Ачинского района Красноярского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: МКУ Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства, ООО Ачинский районный жилищно-коммунальный сервис "