г. Москва |
|
12 декабря 2014 г. |
Дело N А40-105951/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Марковой Т.Т., Румянцева П.В., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУП г. Москвы РЭУ - 31 р-на "Нагатино-Садовники"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.09.2014 по делу N А40-105951/14 принятое судьей Корогодовым И.В. (шифр судьи: 139-917)
по заявлению ГУП г. Москвы РЭУ - 31 р-на "Нагатино-Садовники" (ОГРН 1027739898031, 115533, Москва, Нагатинская наб., д. 14, к. 4)
к МИФНС России N 46 по г. Москве (125373, Москва, Походный проезд, влд. 3, корп. 1)
третье лицо: ИФНС России N 25 по г. Москве (115193, Москве, ул. 5-я Кожуховская, д. 1/11)
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Юдкин А.Н. на основании распоряжения; Дикий И.Н. по доверенности от 08.12.2014; |
от ответчика: |
Клюевский Г.В. по доверенности 08.09.2014; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ГУП города Москвы РЭУ - 31 района "Нагатино - Садовники" с заявлением, в котором просит признать незаконным решение МИ ФНС России N 46 по г. Москве от 15.04.2014 г. об отказе Государственного унитарного предприятия города Москвы Ремонтно - эксплуатационное управление N 31 района "Нагатино - Садовники" в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией; обязать МИФНС России N 46 по г. Москве осуществить в установленном законом порядке необходимые регистрационные действия, связанные с государственной регистрацией прекращения деятельности Государственного унитарного предприятия города Москвы Ремонтно - эксплуатационное управление N 31 района "Нагатино - Садовники" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) на основании представленных 08.04.2014 г. документов, вх. N 121830А.
В качестве третьего лица привлечена ИФНС России N 25 по г. Москве.
Решением суда от 22.09.2014 в удовлетворении требований отказано. При этом суд исходил из того, что заявитель не представил надлежащих доказательств представления в регистрирующий орган всех необходимых документов, предусмотренных Законом N 129-ФЗ и содержащих достоверные сведения.
С решением суда не согласился заявитель - ГУП города Москвы РЭУ - 31 района "Нагатино - Садовники" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и признать незаконным оспариваемое решение. В обоснование своих требований заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства г. Москвы от 19.12.2006 г. N 990-ПП было принято решение о ликвидации Государственного унитарного предприятия города Москвы Ремонтно - эксплуатационное управление N 31 района "Нагатино - Садовники", сокращенное наименование - ГУП города Москвы РЭУ - 31 района "Нагатино - Садовники", ОГРН 1027739898031, юридический адрес: 115533, г. Москва, Нагатинская набережная, д. 14, корп. 4.
Распоряжением Департамента имущества г. Москвы N 576-р от 02.03.2007 г. "О ликвидации государственных унитарных (государственных и муниципальных) предприятий города Москвы" назначена ликвидационная комиссия ГУП города Москвы РЭУ - 31 района "Нагатино - Садовники" и назначен председатель ликвидационной комиссии.
Ликвидационной комиссией 16.05.2007 г. была произведена публикация сообщения в журнале "Вестник государственной регистрации" N 19 (121) на стр. 36 о ликвидации и о сроках предъявления требований кредиторами - в течение 2-х месяцев с даты публикации, уведомлена о ликвидации должника ИФНС России N 25 по г. Москве. Со стороны кредиторов, в установленные законом сроки, никаких требований не поступало.
15.08.2007 г. была внесена запись в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, а 02.11.2007 г. внесена запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса, что подтверждается Свидетельствами о внесении записи в ЕГРЮЛ, выданными МИФНС России N 46 по г. Москве.
В целях формирования промежуточного ликвидационного баланса, в порядке ст. ст. 62, 63 ГК РФ, ликвидационной комиссией были направлены запросы в ИФНС России N 25 по г. Москве, ДИгМ, МОТОТРЭР для выявления имущества юридического лица, в том числе, находящегося у него на праве хозяйственного ведения, аренды, кредиторской задолженности предприятия, в том числе по налогам и сборам, счетов в кредитных учреждениях, наличия автотранспортных средств в собственности (отечественного и/или иностранного производства).
Из ответа ДИГМ N 5692 от 12.10.2008 г. следует, что ГУП города Москвы РЭУ - 31 района "Нагатино - Садовники" не имеет недвижимого имущества, закрепленного за ним в настоящее время на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и аренды.
У Заявителя, согласно информационному письму ИФНС России N 25 по г. Москве было открыто два счета в кредитных учреждениях. Согласно ответу N 1143/08 от 14.12.2008 г. АКБ "Банк Москвы" (ОАО) остаток денежных средств на расчетном счете N 40602810400320000017 составляет 00-00 рублей. Заявление о закрытии расчетного счета N 142/09 было направлено в АКБ "Банк Москвы" (ОАО) 12.02.2009 г. В соответствии с информационным письмом ИФНС России N 25 по г. Москве счет N 40602810000200000016 был закрыт 08.01.2002 г.
По сведениям компьютерной базы данных автотранспортные средства за ГУП города Москвы РЭУ - 31 района "Нагатино - Садовники" не зарегистрированы (ответ Отдела ГИБДД УВД ЮАО N 1575 от 04.05.2007 г.).
В связи с тем, что требований кредиторами заявлено не было, а также имущество предприятия не было выявлено, ликвидационной комиссией составлен, и утвержден Департаментом имущества города Москвы промежуточный ликвидационный баланс предприятия, после чего, в соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ, ликвидационной комиссией был составлен ликвидационный баланс на 15.01.2011 г, который также был утвержден Департаментом имущества города Москвы.
08.04.2014 г. в МИ ФНС России N 46 по г. Москве заявителем было направлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (вх. N 121830А) с приложением документов, перечень которых установлен ст. 21 ФЗ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
15.04.2014 г. МИ ФНС России N 46 по г. Москве принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Статьей 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу части 4 статьи 9 указанного Закона является исчерпывающим.
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами, в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
В силу с пп. "л" п.1 ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о лицах, обладающих правом действовать без доверенности в интересах юридических лиц, подлежат отражению в ЕГРЮЛ.
Таким образом, сведения о ликвидационной комиссии (ликвидаторе) должны быть указаны в разделе Единого государственного реестра юридических лиц, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Обязанность уведомить регистрирующий орган о принятом решении о ликвидации юридического лица и о составе ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора возложена на участников юридического лица в целях соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации.
В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, публикация о ликвидации ГУП г. Москвы РЭУ - 31 района "Нагатино - Садовники" была размещена в журнале "Вестник государственной регистрации" ч.1 N 19 (121) 2007, вышедшем 16.05.2007. Запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора ГУП г. Москвы РЭУ - 31 района "Нагатино - Садовники" внесена в ЕГРЮЛ 15.08.2007, т.е. после размещения публикации о ликвидации юридического лица.
Таким образом, на момент публикации ликвидатором в журнале "Вестник государственной регистрации" сведений о ликвидации ГУП г.Москвы РЭУ - 31 района "Нагатино - Садовники" в ЕГРЮЛ отсутствовали сведения о принятом решении о ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии (ликвидаторе) ГУП г.Москвы РЭУ - 31 района "Нагатино - Садовники".
В сообщении о ликвидации ГУП г.Москвы РЭУ - 31 района "Нагатино - Садовники", опубликованном в журнале "Вестник государственной регистрации" 16.05.2007, был указан следующий адрес (место нахождения) ГУП г.Москвы РЭУ - 31 района "Нагатино -Садовники": 115533, г.Москва, ул.Высокая, д.5, корп.1. Между тем, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, адресом (местом нахождения) ГУП г.Москвы РЭУ - 31 района "Нагатино - Садовники" является: 115533, г. Москва, Нагатинская набережная, дом 14, корп. 4.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка ликвидации, установленного ст.ст. 62, 63 ГК РФ, ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу п. 6 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Пунктом 3 ст. 22 Закона Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что документы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона, представляются в регистрирующий орган по окончании процесса ликвидации.
Из представленной в материалы справки ИФНС России N 25 по г.Москве о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 9334 от 11.04.2014, следует, что у ГУП г.Москвы РЭУ - 31 района "Нагатино - Садовники" имеется неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций.
Таким образом, заявителем представлен ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения об отсутствии задолженности перед бюджетом, что является основанием для отказа в государственной регистрации в силу ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение регистрирующего органа от 15.04.2014 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае не представления необходимых для государственной регистрации документов, соответствует положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
В соответствии со ст. ст.110,112 АПК РФ с ГУП г. Москвы РЭУ - 31 р-на "Нагатино - Садовники" подлежит взысканию в доход Федерального бюджета государственная пошлина по апелляционной жалобы в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.09.2014 по делу N А40-105951/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ГУП г. Москвы РЭУ - 31 р-на "Нагатино-Садовники" (ОГРН 1027739898031) в доход Федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобы в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-105951/2014
Истец: ГУП г. Москвы РЭУ - 31 р-на "Нагатино-Садовники", ГУП города Москвы РЭУ-31 района Нагатино-Садовники
Ответчик: МИФНС России N46 по г. Москве
Третье лицо: ИФНС России N25 по г. Москве, ИФНСN25 по г. Москве