г. Вологда |
|
15 декабря 2014 г. |
Дело N А05-7712/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Смирнова В.И. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от истца Пошлякова И.Е. по доверенности от 08.09.2014, от Министерства Артюгина С.В. по доверенности от 30.12.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 сентября 2014 года по делу N А05-7712/2014 (судья Филипьева А.Б.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания" (место нахождения: 164224, Архангельская область, Няндомский район, деревня Макаровская, улица Набережная, дом 6; ОГРН 1022901415899; ИНН 2918005895; далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; далее - ответчик, Министерство) о взыскании 842 690 руб. излишне внесенной в областной бюджет арендной платы по срокам уплаты с 15.07.2011 по 15.06.2014 по договору аренды лесного участка от 20.03.2008 N 167.
Решением суда от 12 сентября 2014 года с Архангельской области за счет казны Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания" взыскано 842 690 руб. неосновательного обогащения.
С Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания" взыскано 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что по соглашению сторон размер арендной платы может быть установлен выше минимальных ставок, что и было предусмотрено в договоре от 20.03.2008 N 167.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в жалобе, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Департаментом лесного комплекса Архангельской области, правопреемником которого является Министерство, и Обществом заключен договор аренды лесного участка от 20.03.2008 N 167 (далее - договор аренды, договор N 167).
По настоящему договору арендодатель, действующий в соответствии со статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", на основании заявления Общества о приведении заключенного ранее договора аренды участка лесного фонда от 22.12.2004 N 23, распоряжения главы администрации Архангельской области от 22.11.2004 N 1268р, распоряжения Департамента лесного комплекса Архангельской области от 13.03.2008 N 95, обязался предоставить арендатору в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, определенный в пункте 1.2, сроком по 31.12.2029.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды годовой размер арендной платы определен в сумме 679 180 руб., в том числе в части минимального размера платы - 399 475 руб. и в части, превышающей минимальный размер - 279 705 руб.
Согласно пункту 2.2 названного договора годовой размер арендной платы за пользование лесным участком с изъятием лесных ресурсов устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определенного в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Сторонами определено, что конкретный годовой размер арендной платы устанавливается с учетом коэффициента превышений над минимальным размером арендной платы в размере 1,7 (пункт 2.3 договора N 167).
В соответствии с пунктом 2.5 указанного договора годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 договора аренды и фиксируется в Протоколе согласования размера арендной платы, подписываемом обеими сторонами.
Сроки внесения арендной платы также установлены указанным пунктом договора в течение года частями в процентном отношении от годового размера.
Пунктом 2.6 договора аренды предусмотрено, что при изменении ставок платы за единицы объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 3.4.2 названного договора истец обязался вносить арендную плату в размере и сроки, установленные ежегодно подписанным 2-мя сторонами протоколом согласования арендной платы.
Согласно подписанным сторонами протоколам согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2011 - 2014, арендная плата в части, превышающей минимальный размер, определена в сумме 278 733 руб. за каждый год, в том числе: 27 873 руб. 30 коп. по сроку уплаты до 15.07.2011, по 41 809 руб. 95 коп. по срокам уплаты с 15.09.2011 по 15.12.2011, по 27 873 руб. 30 коп. по срокам уплаты с 15.02.2012 по 15.06.2014.
Руководствуясь указанными протоколами Общество внесло в бюджет Архангельской области арендную плату в части превышений над минимальными ставками в общей сумме 850 135 руб. 65 коп. по срокам уплаты с 15.07.2011 по 15.06.2014, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 22.01.2011 N 254, от 15.09.2011 N 325, от 14.11.2011 N 401, от 22.12.2011 N 459, от 13.02.2012 N 51, от 11.03.2012 N 99, от 09.04.2012 N 148, от 05.05.2012 N 190, от 28.06.2012 N 240, от 16.07.2012 N 263, от 14.08.2012 N 285, от 14.06.2012 N 326, от 15.10.2012 N 361, от 29.11.2012 N 426, от 14.02.2013 N 36, от 15.03.2013 N 57, от 12.04.2013 N 93, от 13.05.2013 N 123, от 18.06.2013 N 164, от 18.07.2013 N 205, от 21.08.2013 N 237, от 17.09.2013 N 268, от 22.10.2013 N 302, от 18.11.2013 N 333, от 25.02.2014 N 52, от 26.03.2014 N 78, от 15.04.2014 N 103, от 16.05.2014 N 133, от 04.06.2014 N 167.
Министерством факт внесения указанных арендных платежей в спорный период также не оспаривается.
В дальнейшем Общество, посчитав, что расчет размера арендной платы по договору N 167 за 2011-2014 годы неправомерно произведен ответчиком с применением повышающего коэффициента 1,7 и, соответственно, оно излишне уплатило в бюджет Архангельской области арендную плату в размере 842 690 руб., обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции полагая, что размер арендной платы, превышающий минимальный размер арендной платы, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и является незаконным, удовлетворил заявленные Обществом требования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 168 указанного Кодекса предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иным правовым актам, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу статьи 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 167 этого же Кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что ставки платы за аренду лесов, находящихся в федеральной собственности, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно федеральным законам о бюджете на 2011 - 2014 годы, а именно Федеральным законам от 13.12.2010 N 357-ФЗ, от 30.11.2011 N 371-ФЗ, от 03.12.2012 N 216-ФЗ, от 02.12.2013 N 349-ФЗ ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, а также ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяются в 2011 - 2014 годах с коэффициентом 1,30.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 ЛК РФ), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Пункт 18 Постановления N 73 также определяет, что судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
В данном случае договор N 167 заключен в порядке приведения ранее заключенного договора от 22.12.2004 N 23 аренды участка лесного фонда в соответствии с ЛК РФ. При этом указанные договоры не были заключены в связи с проведением торгов.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 11 названного Порядка предусмотрено, что при переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется согласно статье 73 ЛК РФ, ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденным Постановлением N 310.
Поскольку договор N 167 заключен во исполнение вышеприведенного законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что размер арендной платы, превышающий минимальный размер арендной платы, установленный Постановлением N 310, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, договор N 167 в указанной части не соответствует положениям статьи 424 ГК РФ и статьи 73 ЛК РФ и, как следствие, ничтожен в части размера арендной платы, превышающего минимальный размер арендной платы, установленный Постановлением N 310.
К требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке на основании положения подпункта 1 статьи 1103 ГК РФ применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60 этого Кодекса), если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Поскольку Обществом в бюджет Архангельской области излишне уплачена арендная плата в размере 842 690 руб. 80 коп., суд первой инстанции правомерно взыскал ее в пользу истца за счет казны Архангельской области.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Министерства о том, что коэффициент превышения над минимальными ставками предусмотрен в ранее заключенном договоре аренды от 22.12.2004 N 23 и перенесен в договор N 167, поскольку при определении размера арендной платы по договору N 167 в силу регулируемости арендной платы по этому договору стороны были обязаны руководствоваться порядком определения размера арендной платы, установленным статьей 73 ЛК РФ и Постановления N 310.
Также правомерно отклонен судом первой инстанции довод Министерства о том, что истец добровольно принял на себя дополнительные обязательства по увеличению размера арендной платы, подписав договор N 167, поскольку по данному договору размер арендной платы является регулируемым и может быть изменен только уполномоченным федеральным органом.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 сентября 2014 года по делу N А05-7712/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7712/2014
Истец: ООО "АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области