г. Челябинск |
|
15 декабря 2014 г. |
Дело N А47-26/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Толкунова В.М., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Шильдинский элеватор" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06 октября 2014 года по делу N А47-26/2014 (судья Сердюк Т.В.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Шильдинский элеватор" Шанкин В.А. (доверенность от 01.09.2014 N 177-юр).
Открытое акционерное общество "Шильдинский элеватор" (далее - заявитель, ОАО "Шильдинский элеватор", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Оренбургской области, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным решения от 27.09.2013 по делу N 07-16-11/2013 (с учетом уточнения заявленных требований).
Определением от 11.02.2014 заявление ОАО "Шильдинский элеватор" было принято к производству Арбитражного суда Оренбургской области, с присвоением делу номера А47-26/2014.
Открытое акционерное общество "Шильдинский элеватор" также обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по делу N 07-19-17/2013 (далее - постановление о наложении административного штрафа, постановление от 28.02.2014 N 07-19/2013).
Определением от 28.03.2014 заявление ОАО "Шильдинский элеватор" было принято к производству Арбитражного суда Оренбургской области, с присвоением делу номера А47-2567/2014.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.04.2014 дела N А47-26/2014 и А47-2567/2014 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера А47-26/2014.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.10.2014 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований открытому акционерному обществу "Шильдинский элеватор" отказано, однако, размер административного штрафа изменен с 562 500 руб., на 100 000 руб., исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П.
В апелляционной жалобе общество проси отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, податель апелляционной жалобы указывает на следующее: 1) арбитражный суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения не дал оценку доводам заявителя о том, что антимонопольный орган не доказал соответствие цены на отгрузку и отправку зерна государственного интервенционного фонда, обоим критериям монопольной цены товара, содержащимся в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции); 2) арбитражным судом первой инстанции не принята во внимание норма, содержащаяся в ч. 4 ст. 6 Закона о защите конкуренции, так как в рассматриваемой ситуации, отсутствие критерия сопоставимого рынка привело к тому, что монопольно высокая цена определялась на основании затратного метода, т.е. сопоставления себестоимости товара (услуги) и цены, - что не означает определение справедливой цены антимонопольным органом, по своему усмотрению. В данном случае арбитражный суд первой инстанции счел правомерным использование только одного критерия монопольно высокой цены и на основании этого пришел к выводу о законности решения антимонопольного органа; 3) арбитражным судом первой инстанции не принято во внимание то, что ОАО "Шильдинский элеватор", в качестве грузоотправителя и экспедитора зерна инвентаризационного фонда, привлекало иное юридическое лицо, - что является прямым подтверждением того, что рынок услуг по отправке зерна государственного интервенционного фонда с ОАО "Шильдинский элеватор" не является монополизированным, и на данный рынок открыт доступ других хозяйствующих субъектов. Таким образом, вывод УФАС России по Оренбургской области о монополизации рынка оказания услуг по отправке зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда, и в отсутствие сопоставимого рынка и конкурентной среды, с которой можно было бы сравнить цены ОАО "Шильдинский элеватор", является неверным и не соответствует закону.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
УФАС России по Оренбургской области, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило.
С учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей антимонопольного органа.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из законности вынесенных антимонопольным органом решения и постановления.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области поступило обращение Управления Федеральной службы безопасности по Оренбургской области (далее - УФСБ России по Оренбургской области) от 18.12.2012 N 17758 (т. 1, л.д. 90), в котором сообщалось о необходимости проведения проверки соблюдения законодательства в области установления единственным исполнителем цен на отгрузку зерна - открытым акционерным обществом "Шильдинский элеватор", по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Антимонопольным органом 20.03.2013 издан приказ N 38 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (т. 1, л.д. 120), - которым возбуждено дело N 07-16-11/2013 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Шильдинский элеватор" п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг по хранению, приемке и отгрузке зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда в географических границах рынка на территории расположения ОАО "Шильдинский элеватор", путем установления монопольно высокой цены на услуги по отгрузке и отправке зерна.
Определением антимонопольного органа от 29.03.2013 (т. 1, л.д. 121 - 123) дело о нарушении антимонопольного законодательства N 07-16-11/2013 было назначено к рассмотрению; к участию в деле в качестве заявителя привлечено УФСБ России по Оренбургской области, в качестве ответчика - ОАО "Шильдинский элеватор", в качестве заинтересованного лица - открытое акционерное общество "Объединенная зерновая компания" (далее - ОАО "ОЗК").
В последующем, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области, поступило обращение открытого акционерного общества "Объединенная зерновая компания" от 09.04.2013 N 02-13/4041, в котором сообщалось о том, что данным юридическим лицом получена информация о возможных нарушениях со стороны ОАО "Шильдинский элеватор", действующего законодательства в сфере антимонопольного регулирования (п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции). Так, в обращении содержалась информация о том, что в ОАО "Шильдинский элеватор" на хранении находится 116 199 тонн интервенционного зерна открытого акционерного общества "Объединенная зерновая компания". В настоящее время государством принято решение о реализации данных объемов, в связи с чем. хранителю необходимо оплатить услуги по отгрузке и отправке зерна железнодорожным транспортом. Стоимость данных услуг установлена ОАО "Шильдинский элеватор" в размере 717 руб. 49 коп. за каждую отгруженную тонну. Вместе с тем, анализ цен в данной сфере деятельности, как в Оренбургской области, так и в соседних регионах показал, что средняя стоимость услуг по отгрузке зерна с элеватора, с учетом вида транспорта, составляет порядка 340 рублей за тонну, что в 2,1 раза меньше цены, обозначенной ОАО "Шильдинский элеватор". В результате необоснованного завышения цен хранитель получит дополнительный доход более 40 млн. рублей (т. 3, л.д. 2).
К указанному обращению прилагалась копия договора от 13.12.2012 N 726, заключенного между открытым акционерным обществом "Объединенная зерновая компания" (заказчиком) и открытым акционерным обществом "Шильдинский элеватор" (исполнителем), в соответствии с которым исполнитель принимал на себя обязанности по оказанию заказчику услуг по погрузке, сертификации и отправке зерна интервенционного фонда, а также принимал на себя обязанности по совершению по поручению и за счет заказчика, но от своего имени, предусмотренные настоящим договором действия, направленные на осуществление погрузки и отправки товара железнодорожным транспортом по заявкам заказчика в адрес грузополучателя; со своей стороны, заказчик принимал на себя обязательства оплатить услуги и действия исполнителя по цене и в порядке, предусмотренным настоящим договором (т. 3, л.д. 3 - 6).
Пунктом 3.2 данного договора определена стоимость услуг исполнителя в размере 717 руб. 49 коп. за каждую отгруженную тонну, с учетом 18 % налога на добавленную стоимость. В соответствующую стоимость услуг исполнителя при этом включались следующие расходы: по отправке товара до момента сдачи вагонов по железной дороге на станции отправления, включая стоимость ЗПУ; расходы по оплате обязательных сборов и платежей на железнодорожной станции отправления (подача-уборка вагонов, маневровые работы и другие расходы на станции отправления); транспортные расходы по доставке документов таможенному брокеру для оформления таможенных документов; стоимость услуг третьих лиц, привлекаемых исполнителем к выполнению работ по сертификации товара.
Письмом от 02.05.2013 N 4457 антимонопольный орган уведомил открытое акционерное общество "Объединенная зерновая компания" о том, что его обращение будет рассмотрено в рамках возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства (т. 3, л.д. 7, 8).
Определением антимонопольного органа от 11.04.2013 (т. 2, л.д. 9 - 12) из числа заявителей исключено УФСБ России по Оренбургской области.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области 27.09.2013 вынесено решение по делу N 07-16-11/2013 о нарушении антимонопольного законодательства (т. 4, л.д. 269 - 276), которым:
1. ОАО "Шильдинский элеватор" признано нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Решено выдать ОАО "Шильдинский элеватор" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего в срок до 30 ноября 2013 года:
2.1 пересчитать калькуляцию стоимости услуг по отгрузке и отправке зерна приобретенного из запасов интервенционного фонда, с учетом выявленных в настоящем решении нарушений;
2.2 установить экономически обоснованную цену на отгрузку 1 тонны зерна интервенционного фонда железнодорожным транспортом для включения в договоры хранения, возмездного оказания услуг со всеми заказчиками указанной услуги;
2.3 направить контрагентам предложения о заключении дополнительных соглашений к действующим договорам на услуги хранения, приемки и отгрузке зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда в части изменения стоимости услуг отгрузки и отправки зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда в сторону уменьшения по вновь установленной стоимости услуг;
3. Выдать ОАО "Шильдинский элеватор" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 871 300 руб.;
4. Передать материалы дела N 07-16-11/2013 уполномоченному должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Антимонопольным органом обществу 27.09.2013 выданы предписания, а именно:
- предписание от 27.09.2013 исх. N 10384 (т. 4, л.д. 278), которым заявителю предписано:
1. Прекратить злоупотребление доминирующим положением и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, для чего в срок до 30 ноября 2013 года:
1.1 пересчитать калькуляцию стоимости услуг по отгрузке и отправке приобретенного из запасов интервенционного фонда, с учетом выявленных в настоящем решении (от 27.09.2013 по делу N 07-16-11/2013) нарушений;
1.2 установить экономически обоснованную цену на отгрузку 1 тонны зерна интервенционного фонда железнодорожным транспортом для включения в договоры хранения, возмездного оказания услуг со всеми заказчиками указанной услуги;
1.3 направить контрагентам предложения о заключении дополнительных соглашений к действующим договорам на услуги хранения, приемки и отгрузки зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда в части изменения стоимости услуги и отправки зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда в сторону уменьшения по вновь установленной стоимости услуг;
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России не позднее семи дней со дня его выполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение;
- предписание от 27.09.2013 исх. N 10385 (т. 4, л.д. 277), которым заявителю предписано:
1. В срок до 30 ноября 2013 г. перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 871 300 руб.;
2. о выполнении настоящего предписания сообщить в Оренбургское УФАС России не позднее семи дней со дня его выполнения, представить документы, подтверждающие его исполнение.
Во исполнение пункта 4 решения УФАС России по Оренбургской области от 27.09.2013 по делу N 07-16-11/2013 о нарушении антимонопольного законодательства, уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа 25.12.2013 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 07-19-17/2013, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) и проведении административного расследования (т. 6, л.д. 97, 98). Данным определением законному представителю ОАО "Шильдинский элеватор" в числе прочего, предлагалось 17.01.2014 в 15.00 прибыть в УФАС России по Оренбургской области (г. Оренбург, ул. 9 Января, 64, ком. 911) для дачи объяснений по факту нарушения и составления протокола об административном правонарушении.
Указанное определение было получено ОАО "Шильдинский элеватор" 09.01.2014, о чем свидетельствует имеющееся в материалах настоящего дела почтовое уведомление (т. 6, л.д. 99).
В связи с неявкой законного представителя общества в антимонопольный орган 17.01.2014, УФАС России по Оренбургской области 17.01.2014 было вынесено определение о продлении срока рассмотрения и об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении N 07-19-17/2013 (т. 6, л.д. 64, 65), - которым срок административного расследования был продлен до 17.02.2014, законному представителю ОАО "Шильдинский элеватор" предлагалось 13.02.2014 в 15.00 прибыть в УФАС России по Оренбургской области (г. Оренбург, ул. 9 Января, 64, ком. 911) для дачи объяснений по факту нарушения, составления протокола об административном правонарушении, либо направить защитника, имеющего надлежащие полномочия, для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Указанное определение было получено заявителем 04.02.2014, о чем свидетельствует имеющееся в материалах настоящего дела почтовое уведомление (т. 6, л.д. 66).
УФАС России по Оренбургской области, в отсутствие законного представителя ОАО "Шильдинский элеватор" либо защитника общества, о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия извещенного надлежащим образом, 13.02.2014 составлен протокол N 1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ (т. 6, л.д. 54 - 63). В протоколе об административном правонарушении также указывалось на то, что рассмотрение материалов дела об административном правонарушении состоится 28.02.2014 в 15.00 по адресу: г. Оренбург, ул. 9 Января, 64, каб. 911 (т. 6, л.д. 62).
Протокол об административном правонарушении был направлен антимонопольным органом открытому акционерному обществу "Шильдинский элеватор" и получен последним 20.02.2014 о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела N А47-26/2014 Арбитражного суда Оренбургской области копия почтового уведомления (т. 6, л.д. 55, оборотная сторона).
ОАО "Шильдинский элеватор" 27.02.2014 направило в антимонопольный орган ходатайство исх. N 19-юр (т. 6, л.д. 48, 49) о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении, мотивированное оспариванием обществом решения УФАС России по Оренбургской области от 27.09.2013 по делу N 07-16-11/2013, в Арбитражном суде Оренбургской области, а также учитывая то, что предельным сроком вынесения постановления по делу об административном правонарушении, являлось в данном случае 27.09.2014. Указанное ходатайство было подписано представителем общества по доверенности Шарафутдиновым Р.Ш. Копия доверенности указанного лица имеется в материалах дела N А47-26/2014 Арбитражного суда Оренбургской области (т. 6, л.д. 53).
Антимонопольный орган не нашел правовых оснований для удовлетворения поступившего ходатайства и 28.02.2014 вынес постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 07-19-17/2013 (т. 6, л.д. 34 - 46), которым ОАО "Шильдинский элеватор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 562 500 руб.
В силу условий пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Открытое акционерное общество "Шильдинский элеватор" приказом УФАС России по Оренбургской области от 14.03.2013 N 34 (т. 1, л.д. 115) по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 "Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов", включено в соответствующий Реестр, согласно приложению (т. 1, л.д. 116), по товарному рынку "услуги по хранению, приемке и отгрузке зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда", в географических границах рынка - территория расположения ОАО "Шильдинский элеватор".
Указанный приказ антимонопольного органа не оспорен, а, следовательно, является действующим.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, УФАС России по Оренбургской области установлено, что между открытым акционерным обществом "Объединенная зерновая компания" (агентом) и открытым акционерным обществом "Шильдинский элеватор" (хранителем), во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.2001 N 580 "Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для государственного рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", 27.02.2014 был заключен договор N 124/14 хранения запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - договор от 27.02.2014 N 124/14), в соответствии с которым хранитель принял на себя обязательства в течение 2012 года осуществлять хранение принятых от агента запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, закупленных при проведении государственных закупочных интервенций в 2005 - 2006, 2008 - 2012 годах (далее - зерно) в любом объеме, но суммарно не более 230 106 тонн, обеспечить количественно-качественную сохранность зерна и возвратить зерно агенту в сохранности, а, агент принял на себя обязательства обеспечить оплату услуг по хранению зерна по цене, указанной в настоящем договоре (т. 1, л.д. 148 - 152).
Факт наличествовавшего у открытого акционерного общества "Шильдинский элеватор" на хранении, запасов интервенционного фонда (зерна) в рамках договора от 27.02.2014 N 124/14, в количестве 116 169 тонн, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Лицами, участвующими в деле, также не оспаривается тот факт, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.11.2012 N 2113-р ОАО "ОЗК", с Минсельхозом России, 11.12.2012 был заключен государственный контракт N 2491/12 на поставку гуманитарного груза - пшеницы продовольственной третьего класса российского происхождения из запасов федерального интервенционного фонда в Республику Киргизия, в объеме до 20 000 тонн.
Соответствующие правоотношения между ОАО "Шильдинский элеватор" и ОАО "ОЗК", в рамках выполнения последним условий вышеупомянутого государственного контракта, складывались исходя из условий договора от 13.12.2012 N 726, основные положения которого процитированы выше, в настоящем судебном акте.
В материалах дела N А47-26/2014 Арбитражного суда Оренбургской области, также имеется письмо-распоряжение ОАО "ОЗК" от 14.12.2012 N 04-10/8712 (т. 1, л.д. 204) на распоряжение зерном интервенционного фонда.
Также лицами, участвующими в деле не оспаривается факт установления антимонопольным органом обстоятельств того, что расчеты стоимости услуг по отгрузке зерна произведены, исходя из отгруженного в 2012 году зерна с ОАО "Шильдинский элеватор", в общем объеме 21 735 тонн.
Исходя из данных представленных обществом калькуляций установлено, что, такие затраты заявителя, как: электрическая энергия и отопление железнодорожного депо, электрическая энергия лаборатории; отопление, освещение цехов 1, 2, 3; ремонт освещения цехов 1, 2, 3; технически безопасные материалы цеха 3; техника безопасности цехов 1, 2; ремонт аспирации цехов 1, 2, 3; ремонт оборудования цехов 1, 3; ремонт башни цеха 2; ремонт оборудования цехов 2, 3; ремонт силосных корпусов цеха 3; ремонт кровли силосного корпуса; ремонт крыши цеха 3; ремонт РП цехов 1, 2, 3; ремонт самотеков цехов 1, 3; ремонт подшипников цеха 1; ремонт складов цехов 1, 2, 3; ремонт элеватора цеха 3; ремонт бункера ПОБ-3 цеха 2, - не связаны экономически и технологически с процессом отгрузки и отправки зерна железнодорожным транспортом, приобретенного из запасов интервенционного фонда, в 2012 году, данные затраты относятся к услуге по хранению зерна.
Проведя анализ предоставленных заявителем первичных бухгалтерских документов (акты выполненных работ, счета-фактуры, регистры бухгалтерского учета), УФАС России по Оренбургской области произведен расчет стоимости услуг по отгрузке и отправке зерна железнодорожным транспортом, приобретенного из запасов интервенционного фонда в 2012 году, - которая по итогам произведенного расчета, составила 543,23 руб. за 1 тонну; соответственно разница в ценах (717 руб. 49 коп. по договору от 13.12.2012 N 276 и 543 руб. 23 коп. по установленной антимонопольным органом цене) составила 174 руб. 26 коп.
Исходя из представленной калькуляции услуги ОАО "Шильдинский элеватор" по отгрузке зерна интервенционного фонда за 1 тонну в 2012 году, цена 717,49 руб. с учетом налога на добавленную стоимость, складывалась из следующих составляющих: отгрузка зерна железнодорожным транспортом - 286 руб.; взвешивание 1 вагона - 24 руб.; маневровые работы - 37,97 руб.; использование подъездных путей - 52,37 руб.; подача вагонов - 130 руб.; услуги агента - 100 руб.; 3ПУ - 23,44 руб.; фитосанитарный сертификат - 25 руб.; сертификат безопасности - 6 руб.; протокол испытаний по сертификации зерна через Центр оценки качества - 33,49 руб.
УФАС России по Оренбургской области, по результатам анализа представленных ОАО "Шильдинский элеватор" первичных бухгалтерских документов, произведен самостоятельный расчет, по итогам которого признаны необоснованными и исключены из цены услуги по отгрузке зерна инвентаризационного фонда, следующие расходы: на отгрузку зерна железнодорожным транспортом - 103,21 руб.; на взвешивание 1 вагона - 7,44 руб.; на маневровые работы - 21,08 руб.; на фитосанитарный сертификат -19,73 руб.; на протоколы испытаний для сертификации зерна через Центр оценки качества - 23,58 руб.
С учетом произведенного заинтересованным лицом расчета, стоимость услуг ОАО "Шильдинский элеватор" по отгрузке зерна интервенционного фонда за 1 тонну в 2012 год, фактически должна была составлять 543,23 руб. с учетом налога на добавленную стоимость, и складываться следующим образом: отгрузка зерна железнодорожным транспортом - 182,79 руб.; взвешивание 1 вагона - 16,56 руб.; маневровые работы - 16,89 руб.; использование подъездных путей - 52,37 руб.; подача вагонов - 130 руб.; услуги агента - 100 руб.; 3ПУ - 23,44 руб.; фитосанитарный сертификат - 5,27 руб.; сертификат безопасности - 6 руб.; протокол испытаний по сертификации зерна через Центр оценки качества - 9,91 руб.
Помимо данного, по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по отгрузке и отправке зерна приобретенного из запасов интервенционного фонда ОАО "Шильдинский элеватор", заинтересованным лицом установило, что на данный рынок ограничен доступ других хозяйствующих субъектов-продавцов, учитывая, что в соответствии с пунктом 8 Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2001 N 580, сельскохозяйственная продукция, закупленная для интервенционного фонда, размещается на хранение в отобранных на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства Российской Федерации организациях на основании договоров, заключенных с ними агентом.
С учетом данного, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что рынок оказания услуг по отгрузке и отправке зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда, монополизирован, цена на данном рынке установлена единственным продавцом-монополистом, а, не сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке.
В связи с этим, заинтересованным лицом сделан вывод об отсутствии сопоставимого рынка и конкурентной цены, с которым можно было бы сравнить цену на хранение, отгрузку и поставку зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда ОАО "Шильдинский элеватор".
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
В силу условий п. 8 Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2001 N 580, сельскохозяйственная продукция, закупленная для интервенционного фонда, размещается на хранение в отобранных на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства Российской Федерации организациях на основании договоров, заключенных с ними агентом.
Таким образом, проанализировав указанную норму, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на рынок оказания услуг по отгрузке и отправке зерна, приобретенного из запасов интервенционного фонда ОАО "Шильдинский элеватор", ограничен доступ других хозяйствующих субъектов, в связи с чем, указанный рынок монополизирован заявителем, а, соответствующая цена сформирована единственным продавцом-монополистом.
Антимонопольный орган при этом, по результатам анализа калькуляций соответствующих услуг, оказываемых заявителем, в совокупности с данными первичных бухгалтерских документов, пришел к выводу о необоснованном включении в себестоимость оказываемых услуг, расходов ОАО "Шильдинский элеватор", не связанных с отгрузкой зерна интервенционного фонда, а именно: учет заработной платы весовщика, машиниста тепловоза в расходах на заработную плату и в маневровых работах и взвешивании вагона; включение расходов на амортизацию и на государственную проверку, калибровка весов в указанных расходах и в расходах на отгрузку; включение расходов на электроэнергию (отопление, освещение депо), не относящихся к затратам на маневровые работы; включение затрат на текущий ремонт тепловоза в расчет по отгрузке зерна; включение расходов на аренду подъездных путей, поскольку данные расходы учтены в расчете стоимости взвешивания 1 вагона; несоответствие фактических затрат при расчете расходов на фитосанитарный сертификат исходя, из объема отгруженного зерна, а также несоответствие их, данным первичных документов бухгалтерского учета.
Наличие положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской не означает, что с заявителя снимается обязанность по доказыванию тех обстоятельств, на наличие которых он ссылается, как на основание своих требований.
В данном случае обществом правильность расчетов антимонопольного органа, не оспорена, равно как не приведено соответствующих доводов, в апелляционной жалобе.
Соответственно, УФАС России по Оренбургской области доказан факт увеличения стоимости услуг по отгрузке зерна за период с 01.01.2012 по 01.03.2013, на 6,2 %, и получение заявителем в 2012 году дополнительного дохода в сумме 871 300 руб., за счет завышения стоимости услуг по отгрузке и отправке зерна за одну тонну, на 174 руб. 26 коп. (5000 тонн отгруженного в 2012 году зерна интервенционного фонда х 174 руб. 26 коп.).
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылки ОАО "Шильдинский элеватор" на то, что в качестве грузоотправителя и экспедитора зерна инвентаризационного фонда, общество привлекало иное юридическое лицо (ООО "ТБИ-Ф"), в связи со следующим.
Правоотношения, складывающиеся между заявителем и иными субъектами предпринимательской деятельности в период с августа 2013 года и далее, не являлись предметом рассмотрения антимонопольным органом.
Действительно, заявителем при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, в материалы настоящего дела представлены письма ОАО "ОЗК" от 19.08.2013 N 02-10/8114 (т. 6, л.д. 17) и от 27.08.2013 N 02-10/8243 (т. 6, л.д. 18), на осуществление отгрузки зерна пшеницы 3 класса, урожая 2005 года, из государственного интервенционного фонда в количестве 31 530 тонн, в Республику Никарагуа. В последнем письме ОАО "ОЗК" также содержится информация о том, что грузоотправителем и экспедитором ОАО "ОЗК" по отгрузке зерна является ООО "ТБИ-Ф", - однако, данные обстоятельства не имеют какого-либо отношения к нарушениям антимонопольного законодательства, допущенным открытым акционерным обществом "Шильдинский элеватор" на момент обращения в антимонопольный орган УФСБ России по Оренбургской области и ОАО "ОЗК", и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Привлечение хозяйствующего субъекта к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ в этой связи является правомерным.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой признание незаконным и отмену постановления о назначении административного наказания, при рассмотрении материалов проверки, УФАС России по Оренбургской области не допущено, а, доводы, изложенные обществом в ходатайстве о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении, -мотивированные оспариванием обществом решения УФАС России по Оренбургской области от 27.09.2013 по делу N 07-16-11/2013, в Арбитражном суде Оренбургской области, а также тем, что предельным сроком вынесения постановления по делу об административном правонарушении, являлось в данном случае 27.09.2014, - не могли явиться основанием для удовлетворения указанного ходатайства, поскольку изложенные в нем обстоятельства не препятствовали заинтересованному лицу, разрешить вопрос о привлечении ОАО "Шильдинский элеватор" к административной ответственности.
Вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, заинтересованным лицом установлена.
У ОАО "Шильдинский элеватор" имелась возможность недопущения совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, однако, общество пренебрегло имеющейся у него возможностью.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06 октября 2014 года по делу N А47-26/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Шильдинский элеватор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-26/2014
Истец: ОАО "Шильдинский элеватор"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области