г. Санкт-Петербург |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А26-2549/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зайцевой Е.К.
судей Глазкова Е.Г., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Чигаревой Е.Н.
при участии:
от истца: представителя Бокша Е.М. (доверенность от 22.02.2013)
от ответчика: представитель не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23045/2014) ООО "Техмонтаж"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.07.2014 по делу N А26-2549/2014 (судья Денисова И.Б. ), принятое
по иску Государственного учреждения - Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
к ООО "Техмонтаж"
об обязании включить в промежуточный ликвидационный баланс капитализированные платежи в сумме 3 086 237 руб. 63 коп. и обязании перечислить капитализированные платежи в счет Государственного учреждения - Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
установил:
Государственное учреждение - Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Учреждение, истец, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, 49, ОГРН: 1021000521244, ИНН: 1001021816) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Техмонтаж" (далее - Общество, ответчик, место нахождения: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Загородная, 26, ОГРН: 1021000535016, ИНН: 1001000975) об обязании ликвидатора включить в промежуточный ликвидационный баланс капитализированные платежи в сумме 3 086 237 руб. 63 коп. и обязании перечислить капитализированные платежи на счет Государственного учреждения - Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия.
Решением суда от 29.07.2014 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ООО "Техмонтаж" включить в промежуточный ликвидационный баланс капитализированные платежи в сумме 2 433 114 руб. 98 коп. и взыскал с ООО "Техмонтаж" в пользу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия 2 433 114 руб. 98 коп. капитализированные платежи, в остальной сумме иска отказал.
На указанное определение ООО "Техмонтаж" подана апелляционная жалоба, в которой ее податель просит решение суда в части взыскания с ООО "Техмонтаж" в пользу истца 2 433 114 руб. 98 руб. капитализированных платежей.
По мнению ответчика, при вынесении решения имело место неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Податель полагает, что взыскание в пользу истца денежных средств в исковом производстве с последующим принудительным исполнении судебного решения на стадии, когда, во-первых, измененный промежуточный ликвидационный баланс не утвержден в установленном законом порядке органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, и во-вторых, когда выводы о достаточности (или недостаточности) имущества для полного расчета с кредиторами сделать невозможно (т.к. процесс реализации не завершен), нарушает права как самого Общества, так и его кредиторов и может повлечь нарушение иных норм законодательства, в частности ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку в случае установления недостаточности имущества для полного удовлетворения всех требований кредиторов, требования истца будут относиться к требованиям, подлежащим включению в реестр.
Кроме того, ответчик указывает, что в настоящее время Общество не лишено права прекратить процедуру добровольной ликвидации и продолжить свою деятельность. В таком случае взыскание в пользу истца денежных средств в установленном судом размере противоречит природе ежемесячных страховых выплат, производимых страхователем в процессе своей обычной хозяйственной деятельности.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указывает, что расчет размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации страхователя составлен отделением Фонда в соответствии с федеральным законодательством.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства истец своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Техмонтаж" в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), зарегистрировано в качестве страхователя в Государственным учреждением Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия регистрационный номер 1000151437.
На внеочередном собрании участников ООО "Техмонтаж" (протокол N 27т 30.07.2013) участниками принято решение о ликвидации юридического лица, ликвидатором назначен Малашкин А.В.
ООО "Техмонтаж" имеет обязательства перед гражданином Петронио О.М., которому был причинен вред здоровью вследствие несчастного случая на производстве, происшедшего в период его работы в ООО "Техмонтаж".
В связи с производственной травмой отделением Фонда был издан приказ от 14.09.2005 N 5362-В о назначении Петренко О.М. ежемесячных страховых выплат.
Так же, в соответствии с программами реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от 10.10.2006 и от 14.05.2013 Петренко О.М. назначены следующие виды обеспечения по страхованию: приобретение лекарств, протезирование и протезно-ортопедическая обувь, обеспечение приспособлениями, санаторно-курортное лечение (с представлением проезда к месту лечения), дополнительная медицинская помощь, дополнительное питание.
Заявитель просил взыскать с ответчика капитализированные платежи в размере 3 086 237 руб. 63 коп. в связи с ликвидацией юридического лица - страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ответчик с требованием истца в части расчета размера капитализированных платежей по статье "протезирование" не согласился, поскольку расчет Учреждением произведен с учетом ежегодных выплат, что не соответствует требованиям законодательства. Представленный ответчиком расчет капитализированных платежей с учетом нормативов и Методики, с периодичностью выплаты 1 раз в 2 года по статье "протезирование" составил 2 433 115 руб. 04 коп.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет Фонда капитализированных платежей произведен заявителем без учета нормативов формирования средств на протезирование, в связи с чем суд признал обоснованным требование истца в сумме 2 433 114 руб. 98 коп. В остальной части требования истцу отказано.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы и считает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховщик обязан аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.
Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что при ликвидации страхователь - юридическое лицо обязано внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, первичной для целей проведения ликвидационных процедур ООО "Техмонтаж" являлась обязанность общества по внесению страховщику капитализированных платежей. Однако, ответчиком не исполнялись обязанности, предусмотренные нормами публичного права.
Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка уведомление о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляется страховщику по месту регистрации страхователя ликвидационной комиссией или конкурсным управляющим в 10-дневный срок с даты их назначения.
Согласно пункту 3 Порядка страховщик в 2-недельный срок с даты получения уведомления о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляет ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) для расчета размера капитализируемых платежей список указанных в пункте 1 настоящего Порядка лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием размера выплат по каждому виду обеспечения по страхованию.
Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству (пункт 4 Порядка).
Пунктом 5 Порядка установлено, что рассчитанный размер капитализируемых платежей согласовывается ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) со страховщиком в 2-недельный срок с даты закрытия реестра требований кредиторов к ликвидируемому страхователю.
В соответствии с пунктом 7 Порядка разногласия, возникшие между страховщиком и ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по вопросам размеров и сроков внесения капитализированных платежей, рассматриваются согласительной комиссией, создаваемой из представителей сторон. При недостижении согласия спор передается на рассмотрение арбитражного суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, истиц обратился в ликвидационную комиссию Общества с требованием от 10.10.2013 N 05-16/5-38082 о согласовании и установлении размера требования по капитализированным платежам, а также о перечислении суммы платежей в размере 2 819 768 руб. 14 коп. 09.12.2013 письмом N 05-15/5-48142 Фонд направил в адрес ликвидатора измененный расчет на сумму 3 086 237 руб. 63 коп.
ООО "Техмонтаж" оспаривало расчет Фонда в части размера капитализируемых платежей по статье "протезирование", поскольку в соответствии с Нормативами формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, дополнительная помощь в виде выплат на протезирование нижних конечностей, исходя из характера травмы пострадавшего производится 1 раз в 2 год, однако, расчет Фонда произведен с учетом ежегодных выплат.
Расчет размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве), осуществлен Фондом на основании статьи 8 Федерального закона от 27.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с "Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей", утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Копии подтверждающих право лица на выплаты документов предоставлены в дело, содержат данные о формах и объемах реабилитации пострадавшего.
Обеспечение по страхованию включает в себя в том числе и дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию, данные выплаты носят периодический характер, соответственно, являются повременными платежами.
Нормативы формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию разрабатываются каждым отделением Фонда самостоятельно и ежегодно уточняются с учетом изменения уровня потребительских цен, что соответствует разъяснениям, изложенным в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.11.2001 N 02-18/07-7809.
Нормативы формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, утвержденные управляющим отделением Фонда 11.02.2013, произведены на основании данных отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2012 год (по отделению Фонда) (форма -6-ФСС), исходя из отношения общей суммы расходов по каждому виду реабилитации к общему количеству выплат за год.
К полученному результату применятся индекс потребительских цен - 105,5% в 2013 году.
Проверив представленный в материалы дела расчет Фонда капитализированных платежей на протезирование, суд первой инстанции признал правомерными возражения ответчика в части необоснованности указанного расчета, включающего выплаты на протезирование нижних конечностей, произведенные Фондом с нарушением положений пункта 5 Нормативов от 11.02.2013 (а именно, Фондом учтены ежегодные платежи, тогда когда следовало учитывать указанные платежи 1 раз в 2 года).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца только в сумме 2 433 114 руб. 98 коп. Оснований для удовлетворения остальной части иска у суда первой инстанции не имелось.
Суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении данного дела фактические обстоятельства судом первой инстанций установлены правильно, проверены доводы и возражения сторон, полно и всесторонне исследованы представленные доказательства.
Доводы ответчика, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
В случае отказа юридического лица от ликвидации и продолжения его хозяйственной деятельности, принятый судебный акт о выплате капитализированных платежей может быть пересмотрен.
При изложенных выше обстоятельствах оспариваемое решение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены или изменения.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы, то есть, на ООО "Техмонтаж".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 пунктом 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.07.2014 по делу N А26-2549/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.К. Зайцева |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2549/2014
Истец: ГУ - РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Ответчик: ООО "ТЕХМОНТАЖ"
Третье лицо: Инспекция федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску, Малашкин А. В, ООО "Техмонтаж" Малашкин А. В