г. Санкт-Петербург |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А42-4200/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Кривоносовой О.Г.
при участии:
от заявителя: Радочиной О.В. по доверенности от 18.08.2014 N юр7-161
от ответчика: Наговициной Н.В. по доверенности от 19.02.2014 N 02-09/00778
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24579/2014) Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.08.2014 по делу N А42-4200/2014 (судья Муратшаев Д.В.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Мурманское морское пароходство"
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области
о признании недействительным решения от 06.03.2014 N 3
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство", место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 15, ОГРН 1025100864150 (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 06.03.2014 N 3.
Решением суда от 20.08.2014 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд пришел к неверному выводу о том, что товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза, приравниваются к находящимся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела судом не учтены положения статей 38 и 39 НК РФ в их взаимосвязи со статьей 147 НК РФ. Налоговый орган считает, что поскольку спорное судно стало товаром, в смысле, придаваемом положениями Налогового кодекса РФ в момент заключения Меморандума о соглашении, уже находясь за пределами территории РФ, то данная операция - по реализации морского судна не подпадает под объект налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Общества, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе представленной Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2013 года, согласно которой доход от реализации судна "Михаил Стрекаловский" отражен в Разделе 4 код 1010401 "Реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной экономической зоны" в размере 91 295 620 руб. (налоговая база), сумма налоговых вычетов по данной операции отражена в размере 196 821 руб.
По результатам проверки инспекцией составлен Акт N 26 от 14.01.2014.
Рассмотрев материалы проверки и представленные Обществом возражения, Инспекция 06.03.2014 вынесла решение N 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 39 364,20 руб. Указанным решением Обществу также доначислена сумма НДС - 196 281 руб. и пени в сумме 9 989,84 руб.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом налоговой ставки НДС в размере 0% в отношении реализации на сумму 91 295 620 руб., и соответственно, налоговых вычетов в размере 196 281 руб., что повлекло занижение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за 2 квартал 2013 года в размере 196 821 руб. По мнению налогового органа, реализация судна "Михаил Стрекаловский" в силу статьи 147 НК РФ не является объектом налогообложения НДС, поскольку в момент начала отгрузки (передачи) товар (судно) находилось вне территории РФ, следовательно, место реализации указанного товара не признается территория РФ.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 16.05.2014 N 158 решение инспекции оставлено без изменения, жалоба Общества - без удовлетворения.
Считая решение Инспекции недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции с учетом положений Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) пришел к выводу, что поскольку налогоплательщиком подтвержден факт соблюдения условий, определенных главой 21 НК РФ, предусматривающей возможность применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов в отношении товаров, предназначенных для реализации и вывезенных с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме временного вывоза с последующим изменением этого таможенного режима на таможенный режим экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, то у инспекции отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, считает, что жалоба налогового органа подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.03.2013 судно "Михаил Стрекаловский", принадлежащее Обществу на праве собственности, покинуло порт Санкт-Петербурга с оформлением таможенного режима "временный вывоз", что подтверждается таможенной декларацией на транспортное средство N 10216050/180113/100000319. При этом отход судна связан с перевозкой стали из порта г. Санкт-Петербурга в порт Izmit Bay (Турция).
03.04.2013 между Обществом и иностранной компанией Рут Интерпрайзис Инк. подписан Меморандум о соглашении, согласно которому Общество согласилось продать, а иностранная компания Рут Интерпрайзис Инк. согласилась принять судно "Михаил Стркаловский"; место передачи судна у порта северной части Китая, включая порт Шанхай, предполагаемое время сдачи: с 15.04.2013 по 30.04.2013.
Согласно пункту 11 Меморандума право собственности переходит и Судно считается переданным в момент полной уплаты покупной цены и подписания уполномоченными представителями сторон Акта приема-передачи.
17.04.2013 Общество выставило счет-фактуру (инвойс) N 13/70159 на сумму 2 909 505,28 долларов США и оформило паспорт внешнеэкономической сделки N 13040002/1481/1939/1/1.
22.04.2013 сторонами подписан Протокол приема-передачи судна в порту Жоушан (Китай). Временный вывоз был изменен на таможенную процедуру экспорта с оформлением таможенной декларации на товары N 10207050/240413/0001054.
09.05.2013 Обществу выдано Свидетельство серии МР-VIII N 0000522 об исключении судна "Михаил Стрекаловский" из Российского международного реестра судов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Товаром Налоговый кодекс Российской Федерации признает любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (пункт 3 статьи 38 НК РФ). Понятие "реализация товаров" определено пунктом 1 статьи 39 НК РФ. Так, реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары.
На основании пункта 3 статьи 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Согласно пункту 2 статьи 38 НК РФ под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
В соответствии со статьей 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Согласно статье 130 ГК РФ, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты относятся к недвижимым вещам.
В силу пункта 2 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания РФ регистрации подлежат право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него. Регистрация сделок с морскими судами данной нормой права и иными нормами гражданского законодательства не предусмотрена.
Согласно пункту 2 статьи 39 НК РФ место и момент реализации товаров определяются в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 147 НК РФ территория Российской Федерации считается местом реализации товаров в случае, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальные воды, воздушное пространство над ними.
В силу пункта 1 статьи 458 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент: вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара; предоставлении товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.
В данном случае имеет место факт продажи морского судна.
Следовательно, для решения вопроса о наличии или отсутствии объекта налогообложения НДС при реализации судна "Михаил Стрекаловский" в качестве товара основное значение имеет не факт наличия документов, необходимых для подтверждения ставки НДС 0%, а определение момента начала отгрузки морского судна в качестве товара, т.к. именно в случае нахождения товара на территории РФ в момент начала отгрузки или транспортировки возникает обязанность по применению НДС.
Материалами дела установлено, что 18.01.2013 судно фактически покинуло территорию таможенной зоны РФ. Целью выхода судна за пределы РФ согласно представленным документам являлась доставка рулонной стали от поставщика (Северсталь) к покупателю (Турция), портом выгрузки поставляемой стали обозначен Мумбай. После осуществления доставки товара судно в территориальные воды РФ не возвращалось. Данные обстоятельства подтверждаются, полученными инспекцией от Балтийской таможни документами и информацией.
Таким образом, выход судна 18.01.2013 из порта г. Санкт-Петербурга был связан с международной перевозкой грузов, через таможенную границу РФ, при этом при выходе из порта г. Санкт-Петербурга судно как товар не перемещалось.
Согласно статье 203 ТК ТС товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом и законодательством государств - членов таможенного союза. Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с настоящим Кодексом.
Порядок перемещения транспортных средств международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа урегулирован положениями главы 48 ТК ТС, которые согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 340 этого Кодекса применяются также в отношении водных судов.
Согласно части 1 статьи 347 ТК ТС с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке.
Транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 350 ТК ТС без помещения под таможенные процедуры (часть 4 статьи 341).
Согласно статье 350 ТК ТС в качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика.
Из материалов дела следует, что при убытии судна "Михаил Стрекаловский" при выходе из порта г. Санкт-Петербурга был оформлен временный вывоз транспортного средства международной перевозки, зарегистрированный Балтийской таможней по таможенной декларации на транспортное средство N 10216050/180113/100000319 без помещения под таможенную процедуру.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о помещении спорного судна как товара под таможенный режим "временный вывоз" со ссылками на положения статьи 285 ТК ТС, являются ошибочными и противоречащими представленным в материалы дела доказательствам.
В силу пункта 1 статьи 348 ТК ТС временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершается их ввозом на таможенную территорию таможенного союза или помещением транспортных средств международной перевозки, под таможенную процедуру экспорта либо переработки вне таможенной территории, а транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 4 статьи 345 настоящего Кодекса, под таможенную процедуру реэкспорта.
В случае передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенное транспортное средство международной перевозки лицо, которое вывезло такое транспортное средство международной перевозки, обязано поместить транспортное средство международной перевозки, под таможенную процедуру экспорта, а транспортное средство международной перевозки, указанное в пункте 4 статьи 345 настоящего Кодекса, под таможенную процедуру реэкспорта, в течение 30 (тридцати) дней со дня передачи права собственности вывезенного транспортного средства международной перевозки (абзац 2 пункта 1 статьи 348 ТК ТС).
Таможенное декларирование таких товаров допускается без их фактического представления таможенному органу.
Из приведенного выше следует, что таможенное законодательство предусматривает возможность помещения фактически вывезенного транспортного средства под конкретную таможенную процедуру без фактического ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, временно вывезенное без помещения под таможенную процедуру транспортное средство (судно "Михаил Стрекаловский") и фактически реализованное иностранному контрагенту за пределами Российской Федерации, впоследствии помещено налогоплательщиком под таможенный режим экспорта, что подтверждается ТД 10207050/240413/0001054.
Однако помещение временно вывезенного транспортного средства под таможенный режим экспорта в соответствии с требованиями ТК ТС не является основанием для признания Российской Федерации местом реализации товара, поскольку в целях налогообложения НДС место реализации определяется на основании положений статьи 147 НК РФ, а не на основании положений Таможенного кодекса Таможенного Союза.
В соответствии со статьей 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
- товар находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.
Как следует из материалов дела, условиями договора предусмотрена передача судна покупателю в иностранном порту, в связи с чем, первое условие статьи 147 НК РФ в рассматриваемом случае не соблюдено.
Поскольку положения статьи 348 ТК ТС не содержат обязательного условия для ввоза транспортного средства на таможенную территорию РФ для помещения под конкретный таможенный режим, в связи с чем, начало транспортировки транспортного средства в качестве товара должно определяться по правилам налогового законодательства.
Материалами настоящего дела подтверждено, что помещение транспортного средства под таможенный режим экспорта имело место после передачи судна иностранному покупателю за пределами таможенной территории Российской Федерации, в связи с чем, судно в момент начала отгрузки или транспортировки не находилось на территории Российской Федерации.
Обстоятельства, предусмотренные статьей 147 НК РФ, с наличием которых реализация товара считается совершенной на территории Российской Федерации, отсутствуют, и при реализации судна не возникает объекта налогообложения НДС.
Следовательно, осуществленные Обществом операции по реализации судна "Михаил Стрекаловский", в силу положений главу 21 НК РФ не являются объектом обложения НДС.
При таких обстоятельствах инспекция обоснованно признала неправомерным применение Обществом ставки 0 % и произвела доначисление НДС в сумме 196 821 руб., начисление соответствующих сумм пени и санкций, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания решения налогового органа недействительным
В силу изложенного выше решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба инспекции - удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.08.2014 по делу N А42-4200/2014 отменить.
В удовлетворении заявления ОАО "Мурманское морское пароходство" -отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4200/2014
Истец: ОАО "Мурманское морское пароходство"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области