г. Саратов |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А12-23508/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2014.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дергачевой М.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ГУ Волгоградского регионального учреждения Фонда социального страхования РФ,
ОАО "Волжский трубный завод", (ИНН 3435900186 ОГРН 1023401997101),
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "01" октября 2014 года по делу N А12-23508/2014, судья И.В. Кулик,
по заявлению ОАО "Волжский трубный завод", (ИНН 3435900186 ОГРН 1023401997101),
к ГУ Волгоградского регионального учреждения Фонда социального страхования РФ, (ОГРН 1023403435637),
о признании недействительным решений,
третье лицо: Филиал N 8 ГУ Волгоградского регионального учреждения Фонда социального страхования РФ,
при участии в судебном заседании представителей:
от Фонда социального страхования РФ - Апариева Е.А.
от ОАО "Волжский трубный завод" - Бытюк О.В., Зырянов А.В.,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Волжский трубный завод" к Государственному учреждению - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о признании недействительными решений, принятых филиалом N 8 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах N 139 от 04.04.2014 г.; о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 139 от 04.04.2014 г.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 01 октября 2014 года заявленные требования общества удовлетворены в части, а именно признано недействительным Решение Филиала N 8 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах N 139 от 04.04.2014 г. в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: на выплаты в пользу работников, имеющим детей-инвалидов, за 2011 -2012 г. в сумме 67803,13 руб., привлечения к ответственности в виде штрафа в соответствующей части в размере 13560,63 руб., признано недействительным Решение Филиала N 8 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 139 от 04.04.2014 г. в части доначисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2011-2012 г. в сумме 29505,55 руб., привлечения к ответственности в виде штрафа в соответствующей части в размере 5901,11 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Полагая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, ГУ Волгоградского регионального учреждения Фонда социального страхования РФ, ОАО "Волжский трубный завод" обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в них.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Как установлено материалами по делу, что филиалом N 8 ГУ - ВРО ФСС РФ была проведена выездная проверка общества по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, полноты и своевременности уплаты и перечисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования.
В ходе проверки Фондом установлено, что общество не включило в базу для исчисления страховых взносов за 2011 -2012 гг. некоторые виды выплат, произведенных в пользу работников, в частности: выплаты работникам в размере среднего заработка за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха, выплаты работникам сумм среднего заработка начисленных работникам в период прохождения работниками военных сборов; выплаты работникам сумм среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми - инвалидами; на суммы пособия, превышающие законодательно установленный размер, что, по утверждению Фонда, не соответствует требованиям действующего законодательства.
По результатам проверки Фондом составлены акт выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 139 от 25.02.2014 г., а также акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 139 н/с от 25.02.2014 г.
Решением Фонда N 139 от 04.04.2014 г. Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 70873,00 рублей, также обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 354365,47 рублей и пени в размере 4165,98 руб.
Решением Фонда N 139 от 04.04.2014 г. о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, общество привлечено к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 19 ФЗ-125 в виде штрафа в размере 30203,25 рублей, также обществу предложено уплатить недоимку в размере 151016 руб. 23 коп.
Основанием для принятия оспариваемых решений является вывод Фонда о том, что в нарушение требований статей 7, 9 ФЗ-212, статей 20.1, 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, общество не включало в базу для начисления страховых взносов вышеуказанные выплаты.
Не согласившись с решениями Фонда, общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлениями о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции указал на то, что выводы управления не соответствуют нормам закона регулирующие данные правоотношения.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы положениями Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого решения явился вывод УПФР в г. Волжском Волгоградской области о том, что Общество в базу для исчисления страховых взносов не включило выплаты, производимые обществом своим работникам в размере среднего заработка за дни сдачи крови, выплаты работникам сумм среднего заработка, начисленных работникам в период прохождения военных сборов, выплаты сумм среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, а также невключение обществом в базу для начисления страховых взносов непринятых к зачету расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В силу положений статьи 5 Закона N 212-ФЗ Общество является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В силу положений статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Из положений Закона N 212-ФЗ следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом Российской Федерации. Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
На основании пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, что соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, в той части, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Спорные выплаты не являются стимулирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда, и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 26.08.2014 по делу N 309-ЭС14-386.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами для их плательщиков не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Признавая решение управления в части законным суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие у Общества правовых оснований для не включения выплат работникам-донорам за дни сдачи крови и выплат работникам в период прохождения ими военных сборов в облагаемую базу по страховым взносам, в силу следующих обстоятельств.
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен статьей 9 Закона N 212-ФЗ.
Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Согласно статье 186 Трудового кодекса Российской Федерации работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Данные выплаты не подпадают под те виды выплат, на которые в соответствии с Перечнем не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Названный вывод не противоречит правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 13.09.2011 N 4922/11.
Основанием для доначисления обществу недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафа так же явился вывод УПФР о неправомерном не включении обществом в базу для исчисления страховых взносов сумм выплаченного среднего заработка, сохраняемого за работником на время нахождения работающего гражданина на военных сборах.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
В силу пункта 3 Правил компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в определенном статьей 9 Закона N 212-ФЗ перечне выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, не поименован.
Поскольку в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
Учитывая, что выплаты в размере среднего заработка работникам - донорам за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи этим дни отдыха, а также выплаты в период нахождения физического лица на военных сборах, произведены обществом работникам, находящимся в трудовых отношениях с работодателем, не предусмотрены перечнем выплат, на которые страховые взносы не начисляются, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у Общества оснований для не включения в облагаемую базу по страховым взносам названных выплат, и отказал в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.
Доводы, изложенные, в апелляционных жалобах, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонены.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от "01" октября 2014 года по делу N А12-23508/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-23508/2014
Истец: ОАО "Волжский трубный завод"
Ответчик: Государственное учреждение-Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N8, ГУ ВРО ФСС по Волгоградской области
Третье лицо: ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 8, Филиал N 8 Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации