г. Хабаровск |
|
17 декабря 2014 г. |
А80-147/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Северное золото": Сергеева А.В. представителя по доверенности N 43/2014 от 31.01.2014 (сроком на 1 год);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу: Вуквукай Д.И. представителя по доверенности от 24.12.2013 N 02-36/11835; Лазаревой М.В. представителя по доверенности от 23.07.2014 N 02-36/05845;
от третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу: Бурова А.А. представителя по доверенности от 11.12.2013 N 04-07/08538
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северное золото"
на решение от 15.09.2014
по делу N А80-147/2014
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Приходько С.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северное золото" (ОГРН 1078706000460; ИНН 8706005044; место нахождения: 689000, ЧАО, г. Анадырь, ул. Рультытегина, д. 6)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606811; ИНН 8709008251; место нахождения: 689000, ЧАО, г. Анадырь, ул. Энергетиков, 14
о признании недействительными решений от 31.01.2014 N 50, от 03.03.2014 N 107, от 26.03.2014 N 155
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Северное золото" (далее - ООО "Северное золото"; общество; налогоплательщик; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением (с учетом объединения дел в одно производство) о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по ЧАО; межрайонная инспекция; налоговый орган) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.01.2014 N 50, от 03.03.2014 N 107, от 26.03.2014 N 155.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу (далее - УФНС России по ЧАО; Управление).
Решением суда от 15.09.2014 в удовлетворении требований общества отказано в полном объеме. Суд первой инстанции признал правильным вывод межрайонной инспекции о том, что общество, самостоятельно выбрав для себя способ добычи, оканчивающийся реализацией золотосодержащей руды, исключило для себя возможность уменьшить цену реализации химически чистого металла на расходы по его аффинажу, объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) для общества является руда, содержащая золото и серебро (договор от 24.06.2013 между заявителем и ЗАО "ЧГГК" на реализацию партии руды на 19568 тонн).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Северное золото" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Заявитель жалобы считает незаконным и необоснованным решение суда первой инстанции, поскольку: суд нарушил установленный пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) принцип экономической обоснованности налога при определении стоимости добытых драгметаллов, вменил заявителю фактически неполученный доход, что привело к необоснованному увеличению налоговой базы по НДПИ на 23%; в нарушение статьи 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд не исследовал обоснованность расчета налоговым органом стоимости 1 грамма химически чистого золота и серебра и не оценил доводы заявителя о необоснованном завышении этой стоимости по расчету межрайонной инспекции; вывод суда о том, что стоимость химически чистого золота и серебра должна определяться исходя из цен по утреннему Лондонскому фиксингу вместо применения фактической выручки от реализации руды, фактически нарушает положения пункта 2 статьи 340 НК РФ; рассчитанная налоговым органом цена стоимости руды, поддержанная судом, искусственно увеличена более чем на 12 % от стоимости партии руды по договору; налоговый орган безосновательно при расчете стоимости драгметаллов использует только отдельные части формулы расчета фактической цены партии руды, не учитывая коэффициент дисконта-маржи в размере 7,5 %, затраты покупателя на аффинаж драгметаллов, а также- при таком расчете налоговым органом не учтено, что объектом налогообложения по НДПИ является именно добытое, а не извлекаемое полезное ископаемое - цены драгметаллов по Лондонскому фиксингу не равны ценам золота и серебра, содержащихся в партии руды, а являются всего лишь элементом формулы расчета фактически конечной стоимости партии руды; суд необоснованно согласился с выводом налогового органа о том, что под стоимостью химически чистого золота и серебра необходимо понимать мировые цены на золото и серебро, а не реально сложившиеся у налогоплательщика цены реализации химически чистого металла (содержащегося в руде) с учетом положений Договора; судом ошибочно истолкованы положения Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ), как возлагающие обязанность по реализации драгметаллов не с учетом цен мирового рынка, а непосредственно по ценам мирового рынка; судом не учтено, что общество реализовывало не аффинированный металл, а золотосеребряную руду, то есть сырье, которое необходимо переработать и довести до стандартов, используемых в торговле драгметаллами, а именно, произвести аффинаж в соответствии с установленными стандартами, в том числе по доле содержания чистого металла; обязанность, возложенная на налогоплательщика по оценке добытых драгметаллов для целей исчисления НДПИ, исходя из цен мирового рынка, фактически исключает применение положений пункта 5 статьи 340 НК РФ.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу, Межрайонная ИФНС России N 1 по ЧАО просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу общества - без удовлетворения.
Заседание Шестого арбитражного апелляционного суда проводится в режиме видеоконференц-связи, обеспечивает которую Арбитражный суд Чукотского автономного округа.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дал по ним подробные пояснения, на вопрос суда сообщил о том, что представленные вместе с апелляционной жалобой документы, а именно: расчет стоимости единицы химически чистого металла и приложения N 24, N 25 "Расчет стоимости одного грамма золота и серебра (с учетом коэффициента дисконта/маржи и содержания химически чистого золота и серебра в Партии руды) за июль 2013 г.", "Расчет стоимости одного грамма золота и серебра (с учетом коэффициента дисконта/маржи и содержания химически чистого золота и серебра в Партии руды) за август 2013 г.", Расчет стоимости одного грамма золота и серебра (с учетом коэффициента дисконта/маржи и содержания химически чистого золота и серебра в Партии руды) за сентябрь 2013 г.", уже имеются в материалах дела, а эти экземпляры приложены к жалобе повторно.
Представители межрайонной инспекции не признали требования общества в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве на жалобу.
Представитель УФНС России по ЧАО полностью поддержал позицию межрайонной инспекции, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлен перерыв до 15 час. 20 мин. 10.12.2014.
08.12.2014 от ООО "Северное золото" в суд поступили письменные объяснения по делу.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии тех же представителей межрайонной инспекции и УФНС России по ЧАО.
После перерыва в судебном заседании позиция представителей налогового органа и Управления осталась прежней.
Арбитражный суд, проверив наличие в материалах дела представленных вместе с апелляционной жалобой документов, перечисленных выше, и не обнаружив их (в дела имеются только приложение N 24 "расчет стоимости одного грамма золота и серебра (с учетом коэффициента дисконта/маржи и содержания химически чистого золота и серебра в Партии руды")", приложения N 25 "расчет стоимости одного грамма золота и серебра (с учетом коэффициента дисконта/маржи и содержания химически чистого золота и серебра в Партии руды)", то есть без разбивки по месяцам и без указания года), считает необходимым возвратить такие документы заявителю в соответствии на основании части 2 статьи 268 АПК РФ.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО "Северное золото" согласно п. 1.16 Устава вправе осуществлять в том числе: добычу железных руд подземным и открытым способом, руд цветных металлов, руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы); добычу и обогащение медной, никелевой и кобальтовой руд, руд редких металлов (циркония, тантала, ниобия и др.) свинцово-цинковой, оловянной, вольфрамомолибденовой, сурьмяно-ртутных руд и руд прочих цветных металлов, титаномагниевого сырья, алюминий содержащего сырья подземным и открытым способом, горных пород, содержащих графит и прочие полезные ископаемые; переработку руд и песков с получением концентратов или сплава Доре, переработки концентратов; обогащение нефелин - апатитовых руд и т.д., для чего заявителем в установленном порядке получена лицензия на право пользования недрами серии АНД01141БЭ со сроком окончания 30.09.2013 с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча золота и серебра из коренного месторождения "Двойное" открытым и подземным способом. При этом разработана проектная документация (вызвана необходимостью отработки запасов рудной зоны 37 месторождения "Двойное", поставленных на государственный баланс в феврале 2010 года и подготовленных для промышленного освоения).
24.06.2013 между обществом и ЗАО "ЧГГК" заключен договор (учтен Гохраном России 23.07.2013 за N 2013-47(М), согласно которому заявитель продает, а ЗАО "ЧГГК" приобретает партию руды для ее последующей переработки на золотоизвлекательной фабрике "Купол" и использования для собственных целей. При этом для целей договора термин "руда" означает золотосеребряную руду, отбираемую (извлекаемую) на коренном месторождении золота и серебра "Двойное".
По акту приема-передачи партии руды от 05.07.2013 и договору от 24.06.2013 общество передало, а ЗАО "ЧГГК" приняло партию в количестве 19568 тонн сухой руды, с содержанием золота - 32,3 г/т, серебра - 44,5 г/т, запасом золота 632046,4 грамм, серебра - 870776,0 грамм; общая стоимость партии руды составила 811213282,70 руб., в т.ч. НДС (18%) - 123744399,05 руб.
Обществом ЗАО "ЧГГК" выставлен счет - фактура от 05.07.2013 N 00000025 на сумму 687468883,65 руб. (без НДС (с НДС - 811213282,70 руб.)
После проведения на фабрике "Купол" в период с 09.07.2013 по 14.07.2013 промышленных испытаний партии руды, на основании дополнительного соглашения от 20.09.2013 к договору от 24.06.2013, произведена корректировка общей стоимости партии руды, ранее переданной обществом ЗАО "ЧГГК" в соответствии с актом приема - передачи от 05.07.2013. Стороны согласовали уточненную общую стоимость партии руды (руда в количестве 19 568 сухих тонн составляет 763648475, 62 руб. (в том числе НДС 18% в размере 116488750, 22 руб. Заявителем ЗАО "ЧГГК" выставлен, вносящий исправление в счет - фактуру от 05.07.2013 N 00000025, корректировочный счет-фактура от 20.09.2013 N 00000031 на сумму 647159725,10 руб. без НДС (с НДС - 763648475. 62 руб.)
В соответствии с п. 4.1 учетной политики общества для целей налогообложения на 2013 год, для целей исчисления НДПИ, добытым полезным ископаемым является золотосеребряная руда, в отношении которой завершен процесс (прошедшей процесс) рудоподготовки; количество добытого полезного ископаемого и количество химически чистого металла, содержащегося в добытом полезном ископаемом, определяется на основании проведенных маркшейдерских и геологических замеров, и отражается в данных
обязательного учета при добыче драгметаллов; для целей определения налоговой базы и НДПИ за каждый налоговый период (календарный месяц) использовать данные о фактически добытом полезном ископаемом по данным обязательного учета при добыче драгметаллов, с учетом доли содержания химически чистого металла в добытом полезном ископаемом.
Согласно отчета о результатах промышленных испытаний руды месторождения "Двойное" в период с 13-30 9 июля до 11- 00 14 июля 2013 года и справки о расхождении результатов учета количества и качества руды между ГМУ рудник "Двойной" и ЗИФ рудника "Купол", обосновывающие корректировку стоимости реализованной партии добытых полезных ископаемых, в июле 2013 года общество в адрес ЗАО "ЧГГК" реализована партия добытых полезных ископаемых - партия золотосеребряной руды, ее конечная стоимость сформирована с учетом выявленных сторонами расхождений результатов учета количества и качества руды (вес, содержание драгоценных металлов).
Способы определения оценки стоимости добытых полезных ископаемых перечислены в пункте 1 статьи 340 НК РФ, которые установлены исходя: из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учёта субсидий; из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Пункт 5 статьи 340 НК РФ предусматривает, что оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии - в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации химически чистого металла без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя; при этом стоимость единицы указанного добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла.
Таким образом, для применения способа определения стоимости добытого полезного ископаемого, предусмотренного пп. 2 пункта 1, пункта 5 статьи 340 НК РФ, необходимо осуществление операций по реализации добытых полезных ископаемых в соответствующий либо в ближайший из предшествовавших ему налоговых периодов.
Общество представило в налоговый орган налоговые декларации по НДПИ за июль, август и сентябрь 2013 года, по результатам камеральных налоговых проверок которых межрайонной инспекцией составлены акты N 906 от 13.12.2013, N 2 от 13.01.2014, N54 от 05.02.2014, и приняты решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.01.2014 N 50, от 03.03.2014 N 107 и от 26.03.2014 N 155, где налоговый орган пришел к выводу о том, что реализация партии руды в июле 2013 года привела к формированию у общества новых цен на реализацию химически чистого золота и серебра; при этом, цена химически чистого металла определена налоговым органом исходя из цены реализации партии руды расчетным путем, а налоговая база общества по НДПИ за июль, август и сентябрь 2013 года пересчитана Межрайонной ИФНС России N 1 по ЧАО, исходя из определённой расчетным путем стоимости химически чистого золота и серебра, содержащегося в руде.
Вышеуказанными решениями налогового органа за июль, август, сентябрь 2013 г. заявителю предложено уплатить недоимку по НДПИ, а также соответствующие штрафы и пени, а именно:
- по решению N 50 от 31.01.2014 обществу предложено уплатить суммы неуплаченного НДПИ в размере 1579180 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 286 961,80 руб., пеней в размере 62343,45 руб.;
- по решению N 107 от 03.03.2014 обществу предложено уплатить суммы неуплаченного НДПИ в размере 2087595 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 388514, 40 руб., пеней в размере 38385,09 руб.;
- по решению N 155 от 26.03.2014 обществу предложено уплатить суммы неуплаченного НДПИ в размере 2144817 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 399958, 60 руб., пеней в размере 25219, 56 руб.
Решениями УФНС России по ЧАО от 28.03.2014 N 05-12/02135, от 24.04.2014 N 05-12/03035, от 14.05.2014 N 05-12/03444, решения межрайонной инспекции N 50 от 31.01.2014, N 107 от 03.03.2014, N 155 от 26.03.2014 оставлены без изменения.
Не согласившись с решениями межрайонной инспекции N 50 от 31.01.2014, N 107 от 03.03.2014, N 155 от 26.03.2014, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В представленных обществом налоговых декларациях по НДПИ за июль, август, сентябрь 2013 года, сумма налога к уплате по данным налогоплательщика составила, соответственно: 13415447,50 руб., 18016348 руб.; 18405682 руб., при этом заявитель при оценке стоимости единицы добытого полезного ископаемого применил цены реализации химически чистого металла (золота, серебра), сложившиеся в марте 2010 года.
Между тем, согласно договору от 24.06.2013 на приобретение руды и проведение опытно-промышленных испытаний руды цена руды устанавливается в Российских рублях за одну тонну в соответствии с расчетом цены, согласованной сторонами в приложении N 3 к договору, в котором приведен расчет цены золотосеребряной руды в расчете за 1 тонну и за партию целиком (уточненный расчет N 1), где стоимость партии руды без НДС составила: 647159725,10 руб. исходя из следующего расчета:((количество извлекаемого золота в партии руды) * (цена за 1 грамм золота)/ (коэффициент дисконта/маржи)) + ((количество извлекаемого серебра в партии руды) * (цена за 1 грамм серебра) / (коэффициент дисконта/маржи)) - (количество реализуемой руды) * (затраты на переработку руды, аффинаж и продажу) * (обменный курс доллара США к Российскому рублю на 05.07.2013).
Таким образом, 05.07.2013 обществом осуществлена реализация руды, содержащей драгоценные металлы; цена руды за тонну рассчитана с учетом цен на драгоценные металлы на утреннем лондонском фиксинге в долларах США за тройскую унцию в переводе на рубли за грамм химически чистого металла; цена партии руды определена сторонами по договору от 24.06.2013 исходя из цены за 1 грамм золота = 1314,28 руб., цены за 1 грамм серебра = 20,60 руб.; именно эти величины участвовали в расчете стоимости партии руды и, следовательно, обществом получена прибыль в размере 647159725,10 руб. исходя из цен реализации химически чистого металла.
Согласно решению N 50 от 31.01.2014 у общества сложилась цена реализации химически чистых драгоценных металлов, которая необходима для оценки стоимости добытых драгоценных металлов в конкретном налоговом периоде - июль 2013 года: по золоту = 1191,34 руб. по серебру = 18,67 руб.
Сумма налога к уплате по НДПИ за июль 2013 года, подлежащая уплате (доплате) в бюджет составила по данным налогового органа:
количество ПИ - 7574000 кг.;
доля химически чистого металла по золоту - 0,0269764985;
доля химически чистого металла по серебру - 0,0421362556;
Химически чистый металл: золото - 204320 грамм; серебро - 319140 грамм;
Стоимость реализации: золото - 1191,34 руб.; серебро -18,67 руб.
Сумма налога к уплате по золоту: стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 1191,34*0,0269764985=32,14 с учетом округления до 2-х знаков после запятой ПИ * стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка = 7574000 * 32,14 * 6% = 14605702 руб.
Сумма налога к уплате по серебру: стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 18,67*0,0421362556=0,79 руб. с учетом округления до 2-х знаков после запятой ПИ * стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка = 7574000* 0,79 * 6,5% = 388925 руб.
Сумма налога к уплате за июль 2013 года = 14605702 руб. + 388925 руб.
= 14994627 руб.
Сумма налога к уплате по НДПИ за август 2013 года, подлежащая уплате (доплате) в бюджет по данным налогового органа по решению N 107 от 03.03.2014 составляет: количество ПИ - 10085000 кг;
доля химически чистого металла по золоту - 0,0274100149;
доля химически чистого металла по серебру - 0,0285086763.
Химически чистый металл: золото - 276430 грамм; серебро - 287510 грамм.
Стоимость реализации: золото - 1191,34 руб.; серебро -18,67 руб.
Сумма налога к уплате по золоту за август 2013 года:
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 1191,34 *0,0274100149=32,65 с учетом округления до 2-х знаков после запятой
ПИ * стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка = 10085000 * 32,65 * 6% = 19756515 руб.
Сумма налога к уплате по серебру:
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 18,67*0,0285086763=0,53 рублей с учетом округления до 2-х знаков после запятой ПИ * стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка =
10085000 * 0,53 * 6,5% = 347428 руб. Сумма налога к уплате за август 2013 год =19756515 руб. + 347428 руб. = 20103943 руб.
Сумма налога к уплате по НДПИ за сентябрь 2013 года, подлежащая уплате (доплате) в бюджет по данным налогового органа по решению от 26.03.2014 N 155 составляет: количество ПИ - 12459000 кг;
доля химически чистого металла по золоту - 0,0226334377;
доля химически чистого металла по серебру - 0,0264957590.
Химически чистый металл: золото - 281990 грамм; серебро - 330110,661 грамм.
Стоимость реализации: золото -1191,34 руб.; серебро -18,67 руб.
Сумма налога к уплате по золоту:
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 1191,34 *0,0226334377 =26,96 с учетом округления до 2-х знаков после запятой
ПИ * стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка = 12459000 * 26,96 * 6% = 20153678 руб.
Сумма налога к уплате по серебру:
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = цена реализации химически чистого металла * доля химически чистого металла = 18,67*0,0264957590=0,49 руб. с учетом округления до 2-х знаков после запятой
ПИ * стоимость единицы добытого полезного ископаемого * ставка =
12459000 * 0,49 * 6,5% = 396819 руб.
Сумма налога к уплате за сентябрь 2013 год составила по расчетам налогового органа = 20153678+ 396819=20550497 руб.
ООО "Северное золото" является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых согласно положений статей 19 и 334 НК РФ.
По пункту 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 337 НК РФ установлено, что полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия). Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом пределе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Согласно статье 1 Федерального закона N 41-ФЗ добычей драгоценных металлов признается извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
По ГОСТу Р 52793-2007 "Металлы драгоценные. Термины и определения" (далее - ГОСТ Р 52793-2007) руды и пески драгметаллов определены как содержащее драгметалл минеральное сырье; к драгоценным металлам относятся в том числе, золото и серебро; драгоценный металл может находиться в самородном и аффинированном видах, в сырье, сплавах, промышленных продуктах металлургического производства, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, отходах производства и потребления; к категории содержащих драгоценных металл руд, в том числе, относятся золотые и серебряные руды; наименования отдельных типов руд могут отражать наличие в них нескольких драгоценных металлов, например "золото-серебросодержащая руда"; добытые из недр и содержащие драгоценный металл руды коренных месторождений являются минеральным сырьем, содержащим драгоценный металл.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 N 1419 утвержден порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы (далее - Порядок), согласно пункту 2 раздела I, пунктам 8, 9, 10, 12 раздела III которого "минеральное сырье" - добытые из недр руды коренных месторождений, пески россыпных месторождений, руды и пески техногенных месторождений, а также продукты их переработки; минеральное сырье, не обремененное обязательствами в соответствии с ранее заключенными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, или использовано в качестве залога или иного финансового обязательства; сделки, связанные с переходом права собственности на минеральное сырье, а также с использованием его в качестве залога, оформляются соответствующим договором; в договорах, связанных с переходом права собственности на минеральное сырье, в обязательном порядке отражаются: наименование минерального сырья; объемы и сроки (график) поставки; количество драгоценных металлов; цена драгоценных металлов и их стоимость по договору; порядок и условия поставки и оплаты; условия передачи и приема минерального сырья; ответственность сторон; цены на минеральное сырье определяются его собственником самостоятельно с учетом цен мирового рынка на аффинированные драгоценные металлы.
Пунктом 11 Порядка регламентировано, что договоры по переходу права собственности на минеральное сырье подлежат учету в Министерстве финансов Российской Федерации и Министерстве экономики Российской Федерации в устанавливаемом ими порядке.
На основании договора от 24.06.2013 обществом в рассматриваемых периодах адрес ЗАО "ЧГГК" реализована партия руды, при этом, её конечная стоимость была сформирована с учетом выявленных сторонами расхождений результатов учета количества и качества руды (вес, содержание драгоценных металлов); данная партия руды, является минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы; расчет цены партии руды произведен обществом самостоятельно (по согласованию с контрагентом) с учетом, в том числе, цен мирового рынка на аффинированные драгоценные металлы (пункт 12 Порядка).
Таким образом, в договоре от 24.06.2013 (в уточненном расчете N 1 Приложения 3) с учетом данных содержащихся в отчете золотоизвлекательной фабрики о результатах промышленных испытаний руды месторождения "Двойное", установлено количество извлекаемого золота и серебра в партии руды и указана цена за 1 грамм химически чистого золота (серебра) с учетом цен мирового рынка на дату заключения договора, то есть общество получило выручку исходя из непосредственного количества химически чистого золота и серебра, находящихся в партии товара.
Установлены факты: добычи обществом полезного ископаемого (согласно технологическому проекту - товарной продукцией для общества, которой оканчивается процесс добычи, является золотосеребряная руда); реализации добытых из недр полезных ископаемых с учетом цен реализации химически чистого металла (договор от 24.06.2013 и приложение к договору N 3).
Операции общества по реализации добытых полезных ископаемых в рассматриваемый период с установленной ценой реализации химически чистого металла, указывают на формирование "сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде цен реализации химически чистого металла" (п. 5. ст. 340 НК РФ).
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости" разъяснено, что при применении пункта 1 статьи 337 НК РФ судам надлежит исходить из того, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам, что означает: вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом; в связи с этим, при определении объекта налога на добычу полезных ископаемых судам следует иметь в виду: поскольку в силу абзаца второго пункта 1 статьи 337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом пределе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, не признается по общему правилу полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.).
В силу пункта 1 статьи 337 НК РФ в целях настоящей главы указанные в пункте 1 статьи 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым; при этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному
стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК004-93, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, в группе 1323000 "Руды и концентраты благородных металлов" (раздел С "Продукция и услуги горнодобывающей промышленности и разработки карьеров") по коду 1323100 отражены как золотосодержащие руды (код 1323101), так и золотосодержащие концентраты (коды 1323102 - 1323104), включая и золото лигатурное (код 1323104), то есть сплав золота с химическими элементами, состав которого установлен нормативным документом, самородное золото и шлиховое золото, сплавленное в слитки или находящееся в натуральном состоянии.
Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ к виду добытого полезного ископаемого отнесены концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платину и т.д.), получаемые при добыче драгоценных металлов, т.е. при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.
Пунктом 7 статьи 339 НК РФ установлено, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 статьи 339 НК РФ, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь); при этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Как видно из материалов дела, установлено судом и не опровергнуто налогоплательщиком, разработанный технологический проект показывает, что товарной продукцией, которой оканчивается процесс добычи для общества, является золотосеребрянная руда (код Классификатора 1323101); воспроизводство в процессе добычи иного объекта налогообложения (концентраты, иные полупродукты) технологические операции (процессы), организованные самим ООО "Северное золото", не предусматривают.
Таким образом, верен вывод суда первой инстанции о том, что объектом налогообложения НДПИ для ООО "Северное золото" является руда, содержащая золото и серебро, и общество, самостоятельно выбрав способ добычи, оканчивающийся реализацией руды, исключило для себя возможность уменьшить цену реализации химически чистого металла на расходы по его аффинажу.
На основании изложенного судом первой инстанции обоснованно оставлены без удовлетворения требования общества, оспорившего решения межрайонной инспекции N 50 от 31.01.2014, N 107 от 03.03.2014, N 155 от 26.03.2014 о доначислении к уплате налогоплательщику сумм НДПИ, пене й и штрафов по п. 1 статьи 122 НК РФ по результатам проверенных периодов (июль, август, сентябрь 2013 года). При этом судом выявлено, что допущенная ошибка налогового органа по не исключению затрат на переработку руды, аффинаж при расчете налоговой базы по НДПИ, не нарушает права общества, поскольку налоговое обязательство налогоплательщика уменьшено, также проверен расчет пеней в соответствии со статьей 75 НК РФ, доначисления штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, не принимаются Шестым арбитражным апелляционным судом, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции, сделанные на основе полного и всестороннего исследования материалов дела согласно положениям статьи 71 АПК РФ, при правильном применении вышеприведенных норм действующего законодательства.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых основании для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения суда.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 15 сентября 2014 года по делу N А80-147/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-147/2014
Истец: ООО "Северное золото"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу, УФНС по ЧАО
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-848/15
23.04.2015 Определение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-147/14
16.04.2015 Определение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-147/14
17.12.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6239/14
11.12.2014 Определение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-147/14
03.12.2014 Определение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-147/14
15.09.2014 Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-147/14