город Ростов-на-Дону |
|
15 декабря 2014 г. |
дело N А32-21693/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Д.В. Емельянова, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания Провоторовой В.В.
при участии:
от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю: представитель Маркарян А.А. по доверенности от 13.01.2014;
от ОАО "Международный аэропорт Сочи": представитель Приписнов И.И. по доверенности от 24.12.2013.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2014 по делу N А32-21693/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Международный аэропорт Сочи" к заинтересованному лицу - Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N8 по Краснодарскому краю о признании недействительным решения, принятое в составе судьи Лесных А.В.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Международный аэропорт Сочи" (далее - ОАО "Международный аэропорт Сочи", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю, инспекция, налоговый орган) с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, с учетом Определения суда о выделении требования в отдельное производство от 14.04.2014 года):
- о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю N 8 от 22.03.2013 N 15-15/66051 в части: привлечения ОАО "Международный аэропорт Сочи" к ответственности предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ с суммой штрафа в размере 1 958 482 руб. 72 коп.; в части доначислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплаты в бюджет по итогам 2 квартала 2011 г. в размере 9 792 414 руб. 00 коп.; в части уплаты пени за неуплату налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 г. в сумме 434 345 руб. 83 коп;
- об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю N 8 возвратить ОАО "Международный аэропорт Сочи" из бюджета сумму НДС за 2 квартал 2011 года в размере 9 792 414 руб. 00 коп.
Решением арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2014 по делу N А32-21693/2013 суд решил признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю N 8 от 22.03.2013 N 15-15/66051 в части привлечения ОАО "Международный аэропорт Сочи" к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ с суммой штрафа в размере 1 958 482, 72 руб., в части доначислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплаты в бюджет по итогам 2-го квартала 2011 г. в размере 9 792 414 руб., в части уплаты пени за неуплату налога на добавленную стоимость за 2-й квартал 2011 г. в сумме 434 345, 83 руб.; Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю N 8 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Международный аэропорт Сочи"; Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю в пользу ОАО "Международный аэропорт Сочи" судебные расходы в сумме 2 000 руб.; Возвратить ОАО "Международный аэропорт Сочи" 72 557, 50 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда от 14.04.2014 отменить в части удовлетворенных требований, в заявленных обществом требований отказать по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзывах на апелляционную жалобу ОАО "Международный аэропорт Сочи" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзывах.
От Управления ФНС России по Краснодарскому края через канцелярию поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие; ходатайство судом удовлетворены.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по спору.
Судебная коллегия на основании ст. 156 АПК РФ сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Международный аэропорт Сочи", г. Сочи представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2-й квартал 2011года.
Инспекцией была проведена камеральная проверка представленной уточненной декларации, по НДС за 2-го квартал 2011 года, по результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что организацией неправомерно применено освобождение от налогообложения в части услуг по обслуживанию пассажиров и багажа на общую сумму 205827436 рублей.
Инспекцией вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.03.2013 N 15-15\66051, согласно которому налогоплательщику предложено уплатить недоимку в размере 9 911 437 руб., штраф в размере 2 078 632, 02 руб., пени в размере 443 673, 19 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обжаловало его в апелляционном порядке в УФНС России по Краснодарскому краю.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 13.06.2013 года за N 22-12-503, жалоба удовлетворена частично, решение МИФНС N 8 по Краснодарскому краю от 22.03.2013 N 15-15\66051 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения изменено путем отмены в резолютивной части начислений налога на добавленную стоимость в части услуг по доставке экипажа, а также соответствующие им пени и штрафы.
Заявитель с решениями налогового органа не согласился, что явилось основанием его обращения с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что обществом в уточненной налоговой декларации за 2-й квартал 2011 года применено освобождения от налогообложения НДС в части услуг по обслуживанию пассажиров и багажа, оказанных заявителем перевозчикам. При этом указанные услуги являются услугами по обслуживанию коммерческой загрузки воздушного судна и входят в стоимостную основу тарифа по наземному обслуживанию пассажиров и багажа.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции привел следующее обоснование.
Из материалов дела следует, что обществом (обслуживающей стороной) заключались договоры об аэропортовых услугах и наземном обслуживании с авиакомпаниями (перевозчиками).
По условиям указанных договоров на обслуживающую сторону возложены следующие обязательства по обеспечению: посадки и вылета воздушного судна перевозчика; авиационной безопасности в зоне аэродрома; пользования аэровокзалом; обслуживания пассажиров; обработки грузов; посадки или высадки пассажиров; специального обслуживания убывающих пассажиров; дополнительных услуг по авиационной безопасности; штурманского обеспечения полетов; медицинского (предполетного) осмотра членов экипажа; доставки экипажа; предоставления одного места стоянки воздушного судна на вертодроме для временного базирования; инженерно-авиационного обеспечения полетов.
Из текста представленного в материалы дела договора об аэропортовых услугах и наземном обслуживании (стандартная форма договора, применяемая заявителем) следует, что к услугам по обслуживанию пассажиров и багажа относятся: обслуживание пассажиров - услуги при регистрации и посадке на воздушное судно убывающих пассажиров, встрече и сопровождении прибывающих пассажиров (без использования технических и транспортных средств) и обработке багажа, в соответствии с Руководством полетной эксплуатации, РЦЗ-83 и другими действующими нормативными документами в области регулирования авиационных перевозок, работ и услуг, включая: регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа; пограничный, санитарный и таможенный контроль пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках); укладку багажа на транспортные средства; подведение и передачу итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест, подведение итогов регистрации, предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу, контроль загрузки воздушного судна; накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества; пассажиров после посадки в воздушное судно; встречу и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала; погрузку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно, а также выдачу багажа; обработка грузов, включая: таможенный и санитарный контроль (на международных рейсах); взвешивание и маркировку; сортировку на складе, включая сортировку по грузополучателям, оформление документации; комплектование по рейсам, включая комплектацию в контейнеры и поддоны, раскомплектование; кратковременное хранение в установленные сроки; погрузку-выгрузку на перронные погрузочно-разгрузочные средства для транспортировки к воздушному судну и обратно; транспортировку к воздушному судну и обратно; контроль загрузки воздушного судна; погрузку-выгрузку в воздушное судно и обратно; посадку или высадку пассажиров - предоставление персонала и технических средств для обеспечения посадки или высадки пассажиров в/ из воздушного судна; доставку пассажиров - предоставление персонала и транспортных средств для доставки пассажиров к/от воздушного судна; специальное обслуживание убывающих пассажиров - услуги, предоставляемые при обслуживании убывающих пассажиров в залах специального обслуживания, включая: регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа, обеспечение пограничного, санитарного и таможенного контроля пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках), укладку багажа на транспортные средства, подведение и передачу итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика выявление наличия свободных мест, подведение итогов регистрации, предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу, контроль загрузки воздушного судна; накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно/погрузки, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном.
В подпункте 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание. Указанная норма не содержит исключений в отношении каких-либо определенных услуг из числа услуг по обслуживанию воздушных судов, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 раздела I приложения N 1 к приказу Минтранса России от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", действовавшего до 01.05.2013, все услуги, перечисленные в приказе (в том числе услуги по наземному обслуживанию, то есть коммерческое и техническое обслуживание, указанные в разделе 4 приложения 1 к приказу), относятся к обслуживанию воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
Суд первой инстанции сослался на письмо от 30.04.2005 N ИЛ-27/2596, в котором Минтранс России разъяснил, что составной частью обслуживания воздушных судов в аэропортах являются услуги по наземному обслуживанию воздушных судов: услуги по обслуживанию коммерческой загрузки воздушных судов, услуги по обеспечению авиаГСМ, техническому обслуживанию и иные услуги, включенные в раздел IV приложения N 1 к приказу Минтранса Российской Федерации от 02.10.2000 N 110.
Суд первой инстанции указал, что услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропорту представляют единый технологический комплекс услуг, направленный на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, то есть комплекс мер, направленный на осуществление воздушной перевозки. С учетом этого суд указал, что под услугами, освобождаемыми от налогообложения НДС, следует понимать любые услуги, если они связаны с обслуживанием воздушных судов непосредственно в аэропортах Российской Федерации и в воздушном пространстве Российской Федерации.
В обоснование этого вывода суд первой инстанции сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 N 17072/10.
В связи с изложенным, суд первой инстанции сделал вывод, что вышеперечисленные услуги правомерно отражены обществом в составе не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) в соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции признал заявленные обществом уточненные требования подлежащими удовлетворению и не принял во внимание доводы инспекции о том, что в тех случаях, когда услуга направлена на обслуживание пассажиров, почты и багажа, то операция по реализации такой услуги подлежит в установленном законом порядке.
Между тем с данным выводам суда первой инстанции апелляционная коллегия не может согласится ввиду следующего.
Суд первой инстанции не учел, что с 01.01.2010 Минтранс России приказом от 23.11.2009 N 211 внес изменения в Приложение N 1 к приказу N 110, согласно которым аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах.
В приведенном судом первой инстанции в обоснование соответствия своего вывода правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.06.2011 N 17072/10, рассматривался период до 01.01.2010. В названном постановлении Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также указал на то, что названные в Перечне сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов не касаются пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах.
Поскольку Перечень установил указанные исключения, услуги по обслуживанию пассажиров, багажа и грузов не являются услугами по обслуживанию воздушных судов, не подпадают по льготу, установленную пунктом 22 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не являются услугами, освобождаемыми от обложения НДС. Оказанные обществом услуги направлены не на воздушное судно, а на обслуживание пассажиров, багажа и груза и поэтому операции по реализации таких услуг подлежат налогообложению в установленном законом порядке.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014 по делу А32-21754/2013, оставленным без изменения Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.11.2014 года.
Ссылки общества на решение ФНС России от 16.07.2014 г. и письмо Минтранса от 03.04.2013 г. апелляционным судом во внимание не принимаются, как не опровергающие выводы апелляционной инстанции полностью соответствующие позиции кассационной инстанции, изложенной в Постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.07.2014 г. и Определением Верховного суда от 18.07.2014 г. об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации.
Несогласие с расчетом сумм начисленных налогов общество не выражало, доводы в этой части не приводило.
Таким образом, ввиду неправильного определения судом первой инстанции спорных правоотношений сторон, неправильного применения норм материального права, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с вынесением нового судебного акта об отказе обществу в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2014 по делу N А32-21693/2013 отменить. В удовлетворении заявления отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21693/2013
Истец: Международный аэропорт Сочи
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Краснодарскому краю
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Краснодарскому краю, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-540/15
27.01.2015 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21693/13
15.12.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11133/14
14.04.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21693/13