г. Москва |
|
17 декабря 2014 г. |
Дело N А41-37436/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Родионова А.Н., по доверенности от 19.12.2013 N 23-14-341/13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Контраст Плюс" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2014 года по делу N А41-37436/14, принятое судьей Бобриневым А.А., по заявлению ООО "Контраст Плюс" к ГКУ "Организатор Перевозок" об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 06.06.2014 серии ВВВ N 031229,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Контраст Плюс" (далее - заявитель, общество) обратилось с заявлением к ГКУ "Организатор перевозок" (далее - заинтересованное лицо, учреждение) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении ВВВ N 031229 от 06.06.2014.
Решением от 13 октября 2014 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований общества отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Контраст Плюс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на отсутствие состава административного правонарушения. Общество имеет лицензию от 04.04.2010 N АСС-50-119406 сроком действия до 04.04.2015 на осуществление перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Паспорт маршрута N 597 согласован в Министерстве транспорта Московской области 22.01.2009. Письмо-согласование от 07.09.2010 N 61-04-603/0 61-04-3516/0 не является правоустанавливающим или нормативным документом и не может отменять или изменять согласованный паспорт маршрута от 31.03.2009.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ООО "Контраст Плюс", ГКУ города Москвы "Организатор перевозок", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 17.04.2014 при осуществлении мониторинга за организацией пассажирских перевозок региональными и межрегиональными транспортными предприятиями на остановочном пункте "ст. м. Молодежная", расположенном по адресу: г. Москва, ул. Ярцевская, д. 25А, было выявлено, что ООО "Контраст Плюс" осуществляло эксплуатацию регулярного межрегионального автобусного маршрута N 597 "г. Москва (ст. м. Молодежная) - платформа Ромашково", несогласованного в порядке, установленном Правительством города Москвы, чем нарушило требования постановления Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы". Перевозка пассажиров по данному маршруту осуществлялась ООО "Контраст Плюс" автобусом марки "Форд Транзит 222709", государственный регистрационный знак ЕО 480 50 RUS, по путевому листу серии МА N 1954, выданному 17.04.2014.
ООО "Контраст Плюс" документов, предоставляющих право на осуществление 17.04.2014 пассажирских перевозок по регулярному межрегиональному автобусному маршруту N 597 "г. Москва (ст. м. Молодежная) - платформа Ромашково", в ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" не представило.
В связи с выявленными нарушениями административным органом 17.04.2014 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 10.7 КоАП г. Москвы и проведении административного расследования.
22.05.2014 в отношении ООО "Контраст Плюс" должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении серии ВВВ N 031229.
06.06.2014 уполномоченным должностным лицом ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" вынесено постановление серии ВВВ N 031229 по делу об административном правонарушении, которым административное правонарушение, совершенное ООО "Контраст Плюс" переквалифицировано с части 2 статьи 10.7 КоАП г. Москвы на часть 1 статьи 10.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, и назначено административное наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд признает обоснованным вывод суда первой инстанции о законности постановления ГКУ "Организатор перевозок" от 06.06.2014 серии ВВВ N 031229 в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Распоряжением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 397-РП "О государственном казенном учреждении города Москвы "Организатор перевозок" должностные лица ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" наделены полномочиями по осуществлению контроля законодательства города Москвы в сфере транспортного обслуживания населения, составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.3, 10.1 - 10.9, 11.10 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
В соответствии со статьей 4 Закона Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания на территории Московской области" организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по межсубъектным маршрутам регулярных перевозок осуществляется органами государственной власти Московской области.
Согласно статье 5 Закона Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания на территории Московской области" Правительство Московской области в пределах своей компетенции регулирует вопросы организации транспортного обслуживания населения на межсубъектных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам (пригородного и межмуниципального сообщения).
Статьей 7 Закона Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания на территории Московской области" установлено, что уполномоченный орган Московской области в пределах своих полномочий, в том числе, в установленном порядке принимает решения об открытии, изменении или закрытии межмуниципальных, межсубъектных маршрутов автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утверждает паспорта, согласовывает расписание движения транспортных средств по межмуниципальным, межсубъектным маршрутам автомобильного и городского наземного электрического транспорта, организует конкурсы на право заключения договоров на выполнение пассажирских перевозок по межмуниципальным, межсубъектным маршрутам, а также пригородного сообщения.
Для включения межсубъектного маршрута в Реестр необходимо соблюдение процедуры открытия маршрута для последующего получения разрешения на право работы по маршруту (удостоверения допуска к работе по маршруту).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 12 Закона Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания на территории Московской области" перевозчик пассажиров обязан получить в установленном законодательством порядке лицензию и разрешение на право работы по маршруту (удостоверение допуска к работе по маршруту), строго соблюдать лицензионные требования и условия, а также выполнять перевозки пассажиров в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, условиями заключенных договоров.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 12 Закона Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания на территории Московской области" перевозчик пассажиров обязан соблюдать требования иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Частью 3 статьи 16 указанного Закона установлено, что маршрут считается открытым с момента его регистрации в реестре маршрутов регулярных перевозок Московской области. Форма паспорта муниципальных и межмуниципальных маршрутов, порядок его заполнения и регистрации в реестре маршрутов регулярных перевозок Московской области утверждается уполномоченным органом Московской области.
Постановлением Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы" утвержден Порядок согласования и организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории города Москвы, а также Временное положение о пунктах отправления и прибытия автобусов межрегиональных и международных автобусных маршрутов (далее - Временное положение) в целях упорядочения и развития сети регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы, обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг.
В целях повышения уровня безопасности и качества перевозок, определения основных требований при организации регулярных городских автобусных маршрутов (кроме маршрутов, эксплуатирующихся на условиях городского заказа), создания равных условий доступа перевозчикам на рынок транспортных услуг постановлением Правительства Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП "О порядке организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов" утвержден Порядок организации регулярных городских автобусных маршрутов в г. Москве, который регламентирует взаимодействие перевозчиков, органов исполнительной власти, согласующих организаций при организации новых и эксплуатации действующих регулярных городских автобусных маршрутов, за исключением маршрутов на условиях городского заказа.
Согласно пункту 1.3 Положения о порядке проведения конкурсов на право реализации проектов организации регулярных городских автобусных маршрутов, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП "О порядке организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов" также предусмотрена необходимость согласования с Правительством Московской области проекта организации регулярного пригородного автобусного маршрута.
Таким образом, требование о необходимости согласования межсубъектного маршрута содержится как в Законе Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания на территории Московской области", так и в Постановлении Правительства Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП "О порядке организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов".
В силу Протокола от 22.05.2009 N 61-07-66/9 "О взаимодействии в организации автобусных маршрутов регулярных перевозок между Московской областью и городом Москвой", подписанного Министерством транспорта Московской области и Департаментом транспорта и связи города Москвы, при решении вопросов об организации автобусных маршрутов регулярных перевозок между Московской областью и городом Москвой необходимо руководствоваться Временным порядком согласования автобусных маршрутов регулярных перевозок между Московской областью и городом Москвой.
Согласно пункту 1.3 Временного Порядка организация пассажирских перевозок по новым маршрутам регулярных перевозок между Московской областью и г. Москвой осуществляется сторонами после согласования основных параметров, необходимых для эксплуатации, за исключением маршрутов регулярных перевозок, имеющих остановочные пункты только на территории одного субъекта и проходящих транзитом территорию другого субъекта.
Согласованию подлежат: трасса маршрута, место посадки и высадки пассажиров, места межрейсового отстоя транспорта, условия пользования объектами транспортной инфраструктуры, расписание движения, количество, тип и экологический класс подвижного состава, квоты сторон для обслуживания маршрута.
Пунктом 1.5 Временного Порядка предусмотрено, что маршрут может эксплуатироваться только после утверждения сторонами паспорта маршрута и получения перевозчиком (перевозчиками) допуска сторон по основаниям, предусмотренным настоящим Порядком и законодательством Московской области и г.Москвы.
В целях повышения уровня безопасности и качества перевозок, определения основных требований при организации регулярных городских автобусных маршрутов (кроме маршрутов, эксплуатирующихся на условиях городского заказа), создания равных условий доступа перевозчикам на рынок транспортных услуг постановлением Правительства Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП "О порядке организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов" утвержден Порядок организации регулярных городских автобусных маршрутов в г. Москве, который регламентирует взаимодействие перевозчиков, органов исполнительной власти, согласующих организаций при организации новых и эксплуатации действующих регулярных городских автобусных маршрутов, за исключением маршрутов на условиях городского заказа.
В соответствии с главой 4 Порядка действующими являются маршруты, согласованные Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и внесенные в Реестр городских регулярных автобусных маршрутов.
Маршрут считается согласованным, если разработан и утвержден проект маршрута, маршрут внесен в реестр регулярных городских автобусных маршрутов и заключен договор на реализацию проекта маршрута.
Согласно части 1 статьи 10.7 КоАП г. Москвы эксплуатация городских, пригородных, междугородних и международных автобусных маршрутов, несогласованных в порядке, установленном Правительством Москвы, а также с нарушениями условий согласования, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно материалам дела ООО "Контраст Плюс" осуществляет регулярные пассажирские перевозки по автобусному маршруту N 597 "г. Москва (ст. м. Молодежная) - платформа Ромашково" транспортным средством "Форд Транзит 222709", государственный регистрационный знак ЕО 480 50 RUS, при этом заявитель не представил административному органу документов, дающих право на осуществление пассажирских перевозок по указанному регулярному автобусному маршруту.
Таким образом, у общества отсутствовали правовые основания для осуществления перевозок по регулярному автобусному маршруту N 597 "ст.м. Молодежная - пл. Ромашково" путем эксплуатации транспортного средства марки "Форд Транзит 222709", государственный регистрационный знак ЕО 480 50 RUS.
Пассажирские перевозки по регулярному межрегиональному автобусному маршруту N 597 "г. Москва (ст. м. Молодежная) - платформа Ромашково" осуществлялись при отсутствии у ООО "Контраст Плюс" необходимого согласования с департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Учитывая изложенное, заинтересованным лицом обоснованно установлено в действиях общества событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.7 КоАП г. Москвы, что подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении от 22.05.2014 серии ВВВ N 031229.
Кроме того, факт отсутствия согласования автобусного маршрута N 597 "пл.Ромашково - г. Москва (ст.м. Молодежная)" установлен вступившим в законную силу судебным актом по делу N А41-14669/14.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
ООО "Контраст Плюс" не представлено доказательств принятия мер, направленных на соблюдение требований по осуществлению перевозок пассажиров.
Довод заявителя о наличии согласования маршрута апелляционным судом не принимается в связи со следующим.
Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения в межсубъектном сообщении регламентируются как федеральным, так и региональным законодательством, а именно: приказом Министерства транспорта Российской Федерации, от 14.08.2003 N 178 "Об утверждении порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации", в рассматриваемом случае также Законом Московской области от 27.12.2005 N 268/2005-03 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области", постановлением Правительства Москвы от 18.01.2005 N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы", а также Временным порядком согласования автобусных маршрутов регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации - Московской областью и городом Москвой, утвержденный протоколом от 22.05.2009 N61-07-66/9 "О взаимодействии в организации автобусных маршрутов регулярных перевозок между Московской областью и городом Москвой".
Названные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы и Московской области являются действующими и приняты в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Из смысла указанных нормативных правовых актов следует, что маршрут может эксплуатироваться только после утверждения паспорта маршрута.
Кроме того, в соответствии с согласованием от 31.03.2009 эксплуатация регулярного автобусного маршрута "Москва (м. "Молодежная") - поселок Немчиновка (платформа Ромашкова) согласована на период с 25.08.2010 по 30.04.2013. Таким образом, на момент проведения 24.04.2014 мероприятия по мониторингу и анализу качества транспортных услуг срок действия указанного согласования истек. Иных документов, подтверждающих согласование автобусного маршрута в установленном порядке, обществом административному органу не представлено.
Таким образом, у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, доказательств принятия обществом всех мер по соблюдению требований действующего законодательства и недопущению выявленных нарушений не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Апелляционный суд не находит процессуальных нарушений при производстве по административному делу, права и гарантии общества соблюдены, срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен, наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 10.7 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
На основании изложенного общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 10.7 КоАП г. Москвы.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о законности постановления ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" от 06.06.2014 серии ВВВ N 031229, не находит оснований для удовлетворения жалобы ООО "Контраст Плюс", считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.10.2014 по делу N А41-37436/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37436/2014
Истец: ООО "Контраст Плюс"
Ответчик: Государственное казенное учреждение города Москвы "Организатор перевозок"
Третье лицо: Государственное казенное учреждение города Москвы "Организатор перевозок"