город Омск |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А46-10245/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секроетарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12171/2014) Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 01.10.2014 по делу N А46-10245/2014 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области к Главному управлению лесного хозяйства Омской области о признании незаконным бездействия,
при участии в деле в качестве третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области - Вязникова Наталья Васильевна по доверенности от 14.01.2013 сроком действия 3 года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Главного управления лесного хозяйства Омской области - Земляков Александр Владимирович по доверенности N 77 от 23.06.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании служебного удостоверения;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Усько Максим Петрович по доверенности N 34-Д от 15.01.2014 сроком действия до 31.12.2014, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
установил:
Администрация Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Главного управления лесного Омской области хозяйства в части неисключения лесных участков, вошедших в границы населенных пунктов Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области из государственного лесного реестра, материалов лесоустройства, таксационного описания и лесохозяйственного регламента Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области; об обязании Главного управления лесного хозяйства Омской области внести изменения в лесной реестр, материалы лесоустройства, таксационного описания и лесохозяйственного регламента Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области путем исключения лесных участков, с кадастровыми номерами: 55:20:191301:2008, 55:20:191301:2007, 55:20:191301:2006 и 55:20:191301:4, расположенных в кварталах N N 13, 14, 15, 19, 20, 21, 25, 30 Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области и в вошедших в границы населенных пунктов Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, из государственного лесного реестра, материалов лесоустройства, таксационного описания и лесохозяйственного регламента Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.10.2014 по делу N А46-10245/2014 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Генеральный план Пушкинского сельского поселения согласован надлежащим образом и без нарушений действующего градостроительного законодательства.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители Главного управления лесного хозяйства Омской области и ТУ Росимущества в Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласились, считая их необоснованными, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Администрацией был подготовлен проект Генерального плана Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
21.09.2012 проект Генерального плана Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области согласован Министерством природных ресурсов и экологии Омской области.
22.09.2012 проект Генерального плана Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области согласован Министерством культуры Омской области.
22.09.2012 проект Генерального плана Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области согласован Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
24.09.2012 проект Генерального плана Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области согласован Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.
25.09.2012 проект Генерального плана Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области согласован департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
28.09.2012 проект Генерального плана Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области согласован Министерством имущественных отношений Омской области.
28.11.2012 проект Генерального плана Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области согласован Администрацией Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
30.11.2012 проект Генерального плана Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области согласован Правительством Омской области.
11.12.2012 Совет Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области принял решение N 65 "Об утверждении Генерального плана Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области".
15.05.2014 Администрация обратилась в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением, в котором указало, что в связи с утверждением Генерального плана Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по заданию Администрации подготовлен межевой план, а также описаны и внесены в государственный фонд данных и государственный кадастр недвижимости границы населенного пункта д. Подгородка. Площади земельных участков, входящих в границы населенного пункта д. Подгородка составляют 2 284 184 кв.м, однако, учитывая, что на данную площадь зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесные участки, Администрация просит в установленном порядке и сроки принять решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность Пушкинского сельского поселения.
К заявлению Администрацией приложены: четыре кадастровых паспорта, Выписки из ЕГРН на четыре земельных участка, кадастровый план территории, заверенная копия устава. Генеральный план Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Постановления о его принятии, Выписка из ЕГРЮЛ.
03.06.2014 ТУ Росимущества направило Администрации ответ N ТУ-02/4444, в котором указало, что документы, подтверждающие наличие предусмотренных пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ оснований для передачи земельных (лесных) участков площадью 2 284 184 кв.м из федеральной собственности в муниципальную собственность в представленном Администрацией пакете документов отсутствует, в связи с чем передача земельных (лесных) участков из федеральной собственности в муниципальную собственность в настоящее время не представляется возможной.
25.06.2014 ТУ Росимущества в Омской области дополнительно направило Администрации (исх. N ТУ-02/4993) копию письма Главного управления лесного хозяйства Омской области (исх. N 2284-ГУЛХ от 05.06.2014), в котором указано, что Главное управление лесного хозяйства Омской области не считает возможным исключать лесные участки, вошедшие в границы населенных пунктов Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, из государственного лесного реестра, поскольку утверждение Генерального плана прошло с нарушениями:
- в границы сельского поселения включены лесные участки категории защитности зеленые зоны, что не допускается статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации;
- Генеральный план не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства, являющимся уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти в области лесных отношений.
- в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2011 N Д23-1876 действующим законодательством не предусмотрено обязательное расторжение договора аренды при переводе земель из одной категории в другую.
Аналогичная информация содержится в письме Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2013 N 10-Д-11-27/1691 на обращение Главного управления лесного хозяйства Омской области.
Полагая, что бездействие Главного управления лесного хозяйства Омской области по неисключению лесных участков, вошедших в границы населенных пунктов Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, из государственного лесного реестра, материалов лесоустройства, таксационного описания и лесохозяйственного регламента Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области, препятствует Администрации Пушкинского сельского поселения в решении вопросов местного самоуправления и реализации обязанностей, возложенных на орган местного самоуправления, Администрация обратилась в Арбитражный суд Омской области с указанными выше требованиями.
01.10.2014 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требования Администрации подлежат удовлетворению только в том случае, если будет установлено несоответствие оспариваемого бездействия Главного управления лесного хозяйства Омской области по неисключению лесных участков, вошедших в границы населенных пунктов Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, из государственного лесного реестра, материалов лесоустройства, таксационного описания и лесохозяйственного регламента Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области, закону или иному нормативно-правовому акту, и нарушение указанным бездействием прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
Частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
Руководствуясь положениями Федерального закона N 131-ФЗ, Совет Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области принял решение N 65 "Об утверждении Генерального плана Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области".
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 вышеуказанного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен в статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства до 01.01.2015 согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда.
Следовательно, действующим законодательством установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице Рослесхоза.
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов подтверждается правовой позицией, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушение установленного данным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Решение об утверждении генерального плана населенного пункта, принятое без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, ведет к нарушению норм действующего законодательства.
Поскольку решение об утверждении генерального плана Пушкинского сельского поселения было принято без предусмотренного действующим законодательством согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства о включении в земли населенного пункта лесных участков, оснований считать состоявшимся перевод спорных земельных участков из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов в связи с утверждением генерального плана Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, не имеется.
Данный вывод также подтверждается вступившим в законную силу апелляционным определением Омского областного суда от 21.05.2014 по делу N 33-2776/2014.
Учитывая изложенное, доводы, приведенные в апелляционной жалобы, о том, что Генеральный план Пушкинского сельского поселения согласован надлежащим образом и без нарушений действующего градостроительного законодательства, не соответствуют действительности и опровергаются фактическим обстоятельствами в том, числе, установленными вступившим в законную определением Омского областного суда от 21.05.2014 по делу N 33-2776/2014.
При таких обстоятельствах является недоказанным факт несоответствия бездействия Главного управления лесного хозяйства Омской области по неисключению лесных участков, вошедших в границы населенных пунктов Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, из государственного лесного реестра, материалов лесоустройства, таксационного описания и лесохозяйственного регламента Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области требованиям действующего законодательства.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Администрации, является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как Администрация, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 01.10.2014 по делу N А46-10245/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10245/2014
Истец: Администрация Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области
Ответчик: Главное управление лесного хозяйства Омской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области