г. Санкт-Петербург |
|
19 декабря 2014 г. |
Дело N А42-4827/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Курлянчик В.В. по доверенности от 17.11.2014 N 15
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24517/2014) Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Мончегорску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.09.2014 по делу N А42-4827/2014 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению МКУ "Управление жилищно - коммунального хозяйства города Мончегорска"
к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Мончегорску
об оспаривании постановления
установил:
муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мурманска" (г. Мончегорск, Мурманская область, ул. Нюдовская, д. 14; ОГРН 1105107000294; далее - Учреждение) обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Мончегорску (г. Мончегорск, Мурманская область, наб. Комсомольская, д. 58; ОГРН 1025100655018; далее - Отдел, административный орган) 51 АЮ N 001670 от 19.06.2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 11.09.2014 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Отдел просит решение отменить, указывает на законность и обоснованность вынесенного постановления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель административного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 06.06.2014 в ходе проведения повседневного надзора с целью проверки исполнения законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения в рамках организации дорожной деятельности улично-дорожной сети города Мончегорска, государственным инспектором дорожного надзора Отдела выявлены недостатки в содержании дороги (пункт 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", пункт 6.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"), а именно:
- отсутствие на всем протяжении ул. Заводская на проезжей части горизонтальной дорожной разметки - 1.1 (перед перекрестками), 1.5 (для разделения транспортных потоков противоположных направлений);
- отсутствие на всем протяжении ул. Строительная на проезжей части горизонтальной дорожной разметки - 1.1 (перед пешеходными перекрестками, перед перекрестками), 1.5 (для разделения транспортных потоков противоположных направлений).
06.06.2014 составлены акты выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, фототаблица.
По факту выявленных нарушений 06.06.2014 государственным инспектором дорожного надзора Отдела вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 12.34 КоАП РФ и проведении административного расследования.
Усмотрев в действиях Учреждения, как лица ответственного за содержание указанной дороги, нарушение пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностным лицом Отдела 16.06.2014 в отношении Учреждения составлен протокол 51 АЮ N 001670 об административном правонарушении по статье 12.34 КоАП РФ.
19.06.2014 вынесено постановление 51 АЮ N 001670 о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ, в виде административного штрафа.
Считая постановление административного органа незаконным, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявление Учреждения суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях (бездействии) Учреждения состава вменяемого административного правонарушения.
Выслушав представителя Учреждения, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Статьей 12.34 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Объектами правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном состоянии либо характеризующихся непринятием мер, своевременно устраняющих помехи в движении, запрещающих или ограничивающих движение на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно статье 12 данного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, предусмотрена обязанность должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений:
-содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
-информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
-принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Из Устава Учреждения следует, что оно организует дорожную деятельность в границах городского округа и осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения и функционирование парковок (парковочных мест).
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что Учреждение в силу приведенных норм и фактических обстоятельств является лицом, ответственным за ненадлежащую организацию содержания указанной дороги.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, определены ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы", утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221.
В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
В соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
ГОСТ Р 52289-2004 установлены правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
Случаи, при которых подлежит применению разметка 1.1 (для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях и др.), определены пунктом 6.2.3 ГОСТ Р 52289-2004, в том числе перед перекрестками при интенсивности движения по пересекающей дороге не менее 5- авт./сут. Данная разметка подлежит применению также перед перекрестками, пешеходными переходами и железнодорожными переездами - не менее чем за 20 (40)м от разметки 1.12 или 1.13 - для обозначения границ полос движения на дорогах с двумя и более полосами для движения в одном направлении.
В соответствии с пунктом 6.2.7 ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.5 применяют для:
- разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая) линия на дорогах, имеющих две полосы движения в обоих направлениях, на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой (таблица 3) не перекрывают друг друга, кроме случаев, указанных в 6.2.3 и 6.2.13;
- обозначения границ полос движения при их числе две или более для одного направления, кроме случаев, указанных в 6.2.3 и 6.2.13.
Таким образом, отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.1 и 1.5 на дорогах, имеющих две и более полосы для движения транспортных средств в обоих направлениях, в том числе для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях, не соответствует вышеуказанным положениям ГОСТ, создает угрозу безопасности дорожного движения, и влечет ответственность, предусмотренную статьей 12.34 КоАП РФ.
В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Данные о совершении административного правонарушения устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниям специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Суд первой инстанции, изучив представленные Отделом материалы (акты и фототаблица) пришел к правильному выводу об отсутствии возможности установить наличие на спорных дорогах (проезжей части указанных улиц) двух и более полос движения для транспортных средств в обоих направлениях. Иных доказательств административным органом не представлено.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Учреждения пояснил, что проезжая часть улиц Заводская и Строительная в г. Мончегорске (что не опровергается и представленными административным органом фотоснимками) имеет одну полосу движения для транспортных средств в обоих направлениях, что не охватывается вышеуказанными пунктами ГОСТ Р 52289-2004, предусматривающими нанесение дорожной разметки 1.1 и 1.5.
Проектами организации дорожного движения по ул. Заводская и ул. Строительная, согласованными с ОГИБДД ОВД по г. Мончегорску, нанесение спорной разметки на проезжей части указанных улиц также не предусмотрено.
Таким образом, следует согласиться с выводами суда первой инстанции о недоказанности административным органом наличия требований нанесения на проезжей части указанных улиц (ул. Заводская и ул. Строительная) горизонтальной дорожной разметки 1.1 и 1.5 (предусмотренной ГОСТ Р 52289-2004), в связи с чем, привлечение Учреждения оспариваемым постановлением к административной ответственности за нарушение, выразившееся в отсутствие организации нанесения на указанные дороги (улицы) данной дорожной разметки, нельзя признать правомерным.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Апелляционная жалоба не содержит доводов способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.09.2014 по делу N А42-4827/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Мончегорску - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4827/2014
Истец: МКУ "Управление жилищно - коммунального хозяйства города Мончегорска"
Ответчик: Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Мончегорску